Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:53, реферат
Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
Введение 3
Экономическая природа и сущность затрат 4
Виды затрат 8
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат по статьям калькуляции, характеризующая направления использования затрат. Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие позиции:
1. Сырье и материалы
2. Возвратные отходы (вычитаются)
3. Покупные изделия, полуфабрикаты
и услуги производственного
4. Топливо и энергия на
5. Заработная плата
6. Отчисления на социальные нужды
7. Расходы на подготовку и освоение производства
8. Общепроизводственные расходы
Итого цеховая себестоимость
9. Общехозяйственные расходы
10. Потери от брака
11. Прочие производственные
Итого производственная себестоимость
12. Коммерческие расходы
Итого полная себестоимость
Для определения себестоимости продукции, товаров, работ, услуг, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат.
Входящие и истекшие затраты.
Входящие затраты – это средства и ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе отражаются как активы.
Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших.
Например, для торгового предприятия товары на складе – входящие затраты; при продаже товара затраты по его закупке относятся к истекшим. Прямые и косвенные затраты. Затраты, которые можно прямо и непосредственно отнести на определенный вид продукции или партию продукции – прямые затраты. К ним относятся прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.
Прямые материальные затраты – это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично относить на определенное изделие. В ситуации, когда экономически невыгодно учитывать расход материалов по каждому виду продукции (например, гвозди в мебели, болты в автомобилях), выделяют вспомогательные материалы. Расходы по ним являются косвенными общепроизводственными расходами, учитываются в целом за отчетный период и распределяются специальными методами между отдельными видами продукции.
Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид продукции.
Косвенные расходы – это совокупность затрат предприятия, связанных с производством, которые нельзя или экономически не целесообразно отнести непосредственно на конкретные виды изделий. Делятся на две группы:
- общепроизводственные расходы – общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством;
- общехозяйственные (внепроизводственные) расходы – осуществляются в целях управления (рис. 1).
Основные и накладные расходы. К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных фондов), потребление которых связано с выпуском продукции, оказанием услуг.
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.
Входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические). В соответствии с МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) для оценки запасов произведенной продукции затраты классифицируются на производственные и внепроизводственные.
Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные) – это материализованные затраты, состоящие из элементов:
- прямые материальные затраты;
- прямые затраты на оплату труда;
- общепроизводственные затраты.
Внепроизводственные затраты (периодические затраты) – издержки, размер которых зависит от длительности периода, к которому они относятся. Они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции и носят непроизводственный характер.
Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например общепроизводственные расходы, в состав которых входит несколько видов одноэлементных расходов.
Переменные затраты изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства (уровня деловой активности), но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянными.
Переменный характер могут иметь как производственные, так и не производственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта. К непроизводственным переменным затратам относятся расходы на упаковку готовой продукции, транспортные расходы, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товаров.
Рисунок 1. Классификация косвенных (накладных) расходов
При принятии управленческих решений, как правило, ориентируются на перспективу, поэтому для описания поведения переменных затрат используется специальный показатель – коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:
Крз = Трз / Трда,
где Трз – темпы роста затрат, %; Трда – темпы роста деловой активности предприятия, %.
Расчет коэффициента реагирования затрат позволяет классифицировать затраты следующим образом:
1) постоянные затраты (Крз = 0);
2) пропорциональные затраты – увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия (Крз = 1);
3) дегрессивные затраты – темпы роста затрат отстают от темпов роста деловой активности предприятия (0 < Крз < 1);
4) прогрессивные затраты – затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия (Крз > 1).
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности организации. Производственные затраты, не зависящие от уровня деловой активности, называются постоянными производственными затратами (например, аренда производственных помещений, амортизация основных средств производственного назначения).
В практике крайне редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся только постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки носят смешанный характер (условно-переменные или условно-постоянные). Например, оплата за пользование телефоном, состоящая из фиксированной абонентной платы и оплаты междугородних переговоров.
Следовательно, любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:
Y = a + bх,
где Y – совокупные издержки, руб.; а – постоянная часть издержек, руб.; х – показатель, характеризующий деловую активность организации, в натуральных единицах; b – переменные издержки в расчете на единицу продукции, руб.
В теории и практике управления затратами существует ряд методов, позволяющих составить уравнение поведения затрат на предприятии:
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. В процессе принятия управленческих решений происходит сравнение нескольких альтернативных вариантов. При этом ряд показателей в процессе выбора альтернатив остается неизменными, а ряд – варьируется в зависимости от принятого решения. В связи с этим целесообразно сравнение показателей второй группы, изменяющихся в зависимости от варианта решения (принимаемых в расчет при оценках). Затраты, отличающие одну альтернативу от другой, называются релевантными.
Деление затрат на релевантные (принимаемые в расчет) и нерелевантные (не принимаемые в расчет) имеет не менее важное значение для принятия правильных управленческих решений, чем деление затрат на постоянные и переменные. Релевантные затраты равны нулю при отказе от существующего варианта использования средств в пользу альтернативного, а нерелевантные затраты остаются неизменными. Следовательно, только релевантные затраты должны учитываться при принятии решений.
Безвозвратные затраты – это затраты, возникшие в результате ранее принятого управленческого решения, они являются нерелевантными для конкретного управленческого решения, т.е. не принимаются в расчет.
Категория вмененных затрат применяется только для управленческих расходов, так как это так называемые воображаемые затраты, которые не отражаются в документах, но принимаются в расчет при выборе альтернативных управленческих решений. Использование данной категории целесообразно только в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, вмененные затраты – это возможность, которая потеряна в процессе принятия решения (упущенная выгода).
Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты.
Предельные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара).
Планируемые и не планируемые затраты. Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства и включаемые в себестоимость в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами.
Не планируемые затраты не включены в план и отражаются только в фактической себестоимости продукции.
Полностью регулируемые – затраты, отражающие четкую (функциональную) взаимосвязь между «входом» - «выходом» процесса производства (например, основные материалы).
Частично регулируемые (произвольные) – затраты, возникающие в результате решений, принимаемых руководителем периодически. Жесткая причинно-следственная связь между «входом» и «выходом» отсутствует (возможна корреляционная зависимость). Например, затраты на маркетинг и рекламу.
Слабо регулируемые (заданные) – затраты, на величину которых невозможно воздействовать в краткосрочном периоде (например, затраты на строительство производственного корпуса).
Классификация затрат весьма разнообразна. Затраты классифицируются в зависимости от различных условий, от управленческих задач, которые необходимо решить, либо по местам возникновения затрат.
Основной задачей классификации затрат является формирование себестоимости продукции. При помощи классификации затраты группируются по видам и прямо или косвенно относятся на себестоимость продукции. Себестоимость продукции, состоящую из различных видов затрат можно проанализировать и выявить за счет каких затрат она увеличилась или уменьшилась и затем повлиять на ее размер в будущем. Себестоимость продукции, а следовательно и затраты, входящие в нее, имеют огромное влияние на прибыль предприятия, его рентабельность, на величину цен выпускаемой продукции и другие экономические показатели. Из этого можно сделать вывод, что снижение себестоимости и затрат является основным направлением совершенствования деятельности любого предприятия, что непосредственно влияет на его конкурентоспособность, финансовую устойчивость и успешную работу в будущем.
1. Егорова Л.И. Бухгалтерский (управленческий) учет. Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.
– 111 с.
2. Планирование, учет, контроль и анализ в системе управления затратами организации: учебное пособие / Калинина Н.М., Елкин С.Е., Копман В.А., Метелев И.С. – Омск: Издатель ИП Погорелова, 2010. - 147 с.
3. ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н).
4. http://www.center-yf.ru/