Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:03, курсовая работа
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Исходя из данного высказывания можно сделать вывод, что для того, чтобы организация успешно развивалась в течении долгого времени необходимо постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней среде, а для этого необходимо правильно рассчитать все показатели и факторы влияющие на деятельность и успешность компании.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ…..………………4
2. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ………………………5
3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ………9
3.1.Модель жизненного цикла организации Ларри Грейнера………………………………………………………………………….9
3.2. Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса………………………………………………………………..…………10
4.РИСКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ………………………..15
4.1. В иды и классификация рисков…………………...............………………15
4.2.Риски на этапах жизненного цикла организации…………………….…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...25
Развивая идеи Грейнера, И. Адизес предположил, что динамика организационного развития, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса, коротая представлена на рис. 2, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных и последовательных этапов.
Рис. 2. Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса
Этап первый. Выхаживание. Выхаживание - это этап зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли. В этот период происходят, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели закладывают «теоретический» фундамент новой компании. Происходит попытка «продать» идею о ее будущем успехе. Но организация рождается только тогда, когда идея получила положительную оценку в среде единомышленников основателя, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела. При выполнении указанных условий организация имеет шанс успешно начать свое функционирование на рынке.
Этап второй. Младенчество. На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась. Компания в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствуют. Организация очень персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система приема на работу и контроля выполнения заданий. Для осуществления перехода организации от предвидения к действию необходимо, чтобы во главе компании стоял лидер, ориентированный на результат. Он должен учитывать, что чем выше риск, который компания на себя берет, тем более высокий фундамент необходим. Денег на этом этапе сильно не хватает – и это, кстати, вполне нормально.
Этап третий. Детство («давай-давай»). Вследствие нечеткого закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполняются одним сотрудником. Это обуславливает то, что компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя основателем организации делаются попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходит без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль. На данном этапе компания только реагирует на возможности, предоставляемые внешней средой, но пока не может их предвидеть, следствием чего является действие методом проб и ошибок.
Этап четвертый. Юность. На этом этапе компания получает свое второе рождение, при котором коренные изменения претерпевают фундаментальные основы организации. Данный процесс протекает более длительно и проблематично, нежели предшествующие. Характерными становятся конфликты, прежде всего между сотрудниками. Цели компании становятся противоречивыми, система вознаграждения и стимулирования не соответствует потребностям компании. Для легкого перехода на следующую стадию необходимо вовлечение всего персонала в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста. Но эти два требования не могут выполняться одновременно.
Этап пятый. Расцвет. Достигая оптимального сочетания межу самоконтролем и гибкостью, организация переходит в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, организация отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли. Расцвет организации являет собой процесс стабильного роста. Он является показателем жизнеспособности организации, способности достигать эффективных результатов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Этап шестой. Стабилизация (Поздний расцвет). Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Происходят изменения в распределении прибыли компании.
Этап седьмой. Аристократизм. Для этой стадии жизненного цикла организации характерны следующие признаки: организация обладает значительными денежными ресурсами, причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.
Этап восьмой. Ранняя бюрократизация. Основной отличительной чертой организации на стадии ранней бюрократизации является множество внутренних конфликтов между сотрудниками компании, принявших открытую форму. Постепенно внутренняя политика все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.
Этап девятый. Поздняя бюрократизация. На этом этапе компания не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Отсутствие ориентации компании на рынок, удовлетворение потребностей клиентов, обращение усилий на решение внутренних проблем и превалирование излишней формализованности компании ведет к неизбежной смерти организации. Даже небольшое изменение во внешней среде может привести к разрушению компании.
Этап десятый. Смерть. Смерть предприятия, ориентированного на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами данного предприятия. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели.
На практике теория Адизеса и его модель жизненного цикла организации дает весьма ощутимые результаты. Модель позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом.
4.1. Виды и классификация рисков
Специалисты выделяют стратегические, проектные, программные, финансовые, экологические, технологические, операционные, кадровые, юридические, мерочные, репутационные и другие виды рисков. При этом одновременное применение всех указанных выше видов рисков сопряжено со следующими проблемами:
• большинство частных рисков уникальны и могут быть одновременно отнесены как к нескольким видам, так и стать абсолютно новым видом риска, что создает дополнительные трудности при идентификации и управлении ими;
• некоторые виды рисков могут быть включены в другие виды рисков, например, юридический риск может быть в проектном или программном рисках, что может исказить его значимость.
С целью нивелирования данных проблем, на взгляд автора, в основу многозадачной классификации должны быть положены только пять видов рисков: стратегический, финансовый, операционный, юридический и репутационный. С одной стороны, эти виды рисков можно отделить друг от друга, формализовав необходимые для этого границы, а с другой, любой частный риск организации может быть отнесен к одному из этих видов рисков. Рассмотрим данные виды[7]:
I) Стратегический риск - возможность
возникновения у организации
убытков в результате ошибок
при выборе стратегии развития
и ведения деятельности. Очевидно,
что стратегический риск
- изменениями предпочтений покупателей;
- политическими и регуляторными изменениями;
- маркетинговой и бренд стратегией;
- стратегией разработки и выпуска товара или услуги на рынок;
- моделью сделок по слиянию и поглощению;
- стратегией долгосрочного
взаимодействия с
Характер стратегического риска организации варьируется в зависимости от типа рынка, на котором он работает. Например, строительство, фармацевтическая и финансовая отрасли сильно регулируются законами, различными стандартами, требованиями, и, соответственно, фактором стратегического риска является государственное вмешательство в условия их деятельности.
Стратегический риск может очень сильно влиять на рыночную стоимость организации. Следовательно, правильное управление данным риском увеличивает рыночную стоимость организации, и тем самым удовлетворяет интерес акционеров в стабильном росте принадлежащих им акций или долей. Ответственность за этот риск целиком и полностью возложена на руководство организации. Учитывая нестабильность факторов внешней среды, стратегический риск важен как для давно работающих организаций, так и для недавно созданных.
II) Финансовый риск - возможность
возникновения убытков
III) Операционный риск –
риск прямых или косвенных
убытков в результате
IV) Репутационный риск представляет собой угрозу и/или возможность изменения деловой репутации организации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Данным риском необходимо управлять любой организации независимо от вида ее деятельности. В настоящее время в России данным риском занимаются только крупные организации. В большинстве случаев управление возложено на конкретных сотрудников, ответственных за PR, но их усилия оказываются непродуктивными из-за незнания точек воздействия на риск, в результате организации реагируют на негативные для репутации события постфактум, что является не управлением риском, а управлением кризисом — реактивный подход, когда меры направлены на уменьшение ущерба.
V) Юридический риск. Определение
юридического риска, как угрозы
возникновения убытков в
Можно выделить 5 главных этапа жизненного цикла организации, на которых и будем рассматривать возможные риски, которые сопровождают каждый из представленных на рисунке 3 этапов.
Рис. 3. Этапы жизненного цикла
Эксплерентный этап (зарождение) – этап появления бизнес - идеи, разработки бизнес - плана и нахождение средств на его реализацию. На этом этапе организацию «подстерегают» в основном внешние риски:
Патиентный этап (становление) – начинается с момента государственной регистрации предприятия. На этом этапе помимо внешних рисков появляются и внутренние:
Виолентный этап (развитие) – характеризуется большими объемами выпуска, оборота и прибыли на предприятии. Работают высококвалифицированные специалисты, используются современные основные производственные фонды, есть возможность самостоятельно производить необходимые лабораторные исследования и оценку качества продукции. Для предприятия на данном этапе меньшее значение играют внешние риски, организация – виолент имеет 3 разновидности:
Коммутантный этап (спад) – характеризуется снижением объемов производства, ростом издержек производства, снижением прибыли, переходом части высокоспециализированных специалистов в другие организации, ростом недогрузки мощностей, т.е. внутренними факторами. Помимо них на предприятие действуют внешние факторы: действия конкурентов, законодательные акты, экономическая ситуация, социальные риски. Положительные моменты этого этапа: