Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:58, дипломная работа
В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
Ассортиментная политика решает задачу оптимизации товарных групп и стратегических зон хозяйствования предприятия, обеспечивая экономию за счет внутренней их связанности и, защищая за счет значительной диверсификации товарных позиций от возможных резких и отрицательных изменений условий рыночного развития. Товарный ассортимент играет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.
Кроме того, в продаже
супермаркета должны быть товары, относящиеся
к категории деликатесов, например,
черная икра, различные экзотические
соусы, консервированные кальмары. Как
правило, такие продукты питания
имеют высокую цену и довольно
долго залеживаются на прилавках, но
наличие таких продуктов
Относительно группы диетического питания можно порекомендовать следующее: выделять данную группу товаров ценниками другого цвета, объединить их на отдельном стеллаже или полке, установить специальные указатели для удобства покупателей.
Необходимо стимулировать
продажи детского питания, т. к. низкий
спрос связан с демографической
ситуацией в близлежащих
Следует обеспечить наличие товаров, способствующих эмоциональной, импульсивной покупке, благодаря красивой декоративной выкладке (например, кондитерские товары, мед в упаковке в виде медвежонка). Это также могут быть товары-новинки (в новой красочной упаковке, новая марка продукта), которые тоже можно выделять специальными указателями, либо объявлениями при входе.
При проведении АВС-анализа было выявлено, что такие ассортиментные группы, как молочные, мясные, зерномучные, вкусовые товары, приносят супермаркету наибольшую выручку, то есть потребляются часто. К данным товарным группам необходимо применить стратегию диверсификации, то есть еще более разнообразить ассортимент этих товарных групп за счет расширения их широты, глубины (разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически аналогичный товар.
В супермаркете ассортимент мяса достаточно узок и не глубок. Необходимо сделать его как можно более насыщенным: помимо мяса КРС, свинины расширить ассортимент, предлагая баранину, мясо домашней птицы (уток, гусей, индеек). На витрине его должно быть всегда в достаточном количестве, разного развеса (в супермаркете это не всегда соблюдается); можно комплектовать различные мясные блюда: гуляш, набор для шашлыка, азу, суповой набор; предлагать свежеприготовленный фарш как простой, так и котлетный. Необходимо разнообразить ассортимент субпродуктов (печень, сердце, желудки и так далее), так как в супермаркете выбор данных продуктов практически отсутствует.
В ассортиментной группе молочных
товаров можно расширить
Стоит пересмотреть очень
скудный ассортимент приправ
и специй, который относится к
ассортиментной группе вкусовых товаров,
включив в него различные виды
и разновидности данного
Исходя из результатов проведенного исследования, было выявлено, что современный покупатель все большее предпочтение отдает товарам отечественного производства. Особенно это касается товаров первой необходимости (хлеб, молочные продукты) и скоропортящихся продуктов питания. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время ассортимент импортных продуктов этих групп невелик, а также в последнее время сложилось мнение, что отечественные продукты питания более полезны, не содержат различных химикатов и добавок, так как не требуют того, чтобы в них добавлялись вещества, способствующие долгому хранению (в отличие от импортных товаров), экологически чистые и натуральные. Поэтому надо расширять ассортимент продуктов отечественного производства, в частности, по таким товарным группам, как молочные продукты (например, йогурты), мясные товары (консервы, окорочка), рыбные товары и морепродукты, крупяные товары, соки, газированные напитки. Нужно разнообразить ассортимент детского питания отечественного производства, в частности, молочных смесей. Их ассортимент довольно насыщен, но очень много импортных марок (Нестле, Хипп, Бебелак), а отечественные практически отсутствуют.
Такие товарные группы как
плодоовощные товары, яйца, детское
питание, переработанные овощи и
фрукты, грибы, мед, имеющие малый
товарооборот, вошли по данным АВС-анализа
в блок С. Данные продукты приносят
супермаркету малый процент выручки,
но полностью исключать их нельзя.
Чтобы избежать ненужных издержек на
хранение и реализацию продуктов, которые
не пользуются спросом можно принять
решение о сокращении ассортимента
данных ассортиментных групп, закупая
их небольшими, пробными партиями. Например,
чтобы вызвать интерес и
Необходимо попытаться разнообразить ассортимент свежих грибов, продавая не только шампиньоны, но и другие виды, например, вешенки, которые уже нашли своего покупателя. Закупать также пробными партиями и по мере того, как будет приобретаться этот товар, принимать решение об увеличении закупки или о ликвидации данной ассортиментной группы из номенклатуры супермаркета.
В номенклатуре супермаркета
есть продовольственные товары, имеющие,
как правило, сезонный спрос. К таким
товарам можно отнести
В последнее время после появлении на рынке продовольственных товаров большого разнообразия замороженных продуктов покупатель стал проявлять к ним повышенный интерес. Ассортимент таких продуктов включает в себя: замороженные овощи и ягоды, различные наборы для приготовления овощных блюд, салатов. Поэтому необходимо при формировании ассортимента супермаркета обратить внимание на этот факт и расширить ассортимент быстрозамороженных овощей, ягод, грибов, наборов как в отношении их видов, так и в отношении глубины (разной массы) и в ценовом диапазоне. Кроме того, появляется интерес покупателей к нерыбным морепродуктам. В супермаркете ассортимент этих продуктов не насыщен и не широк. То есть надо обратить внимание на данную товарную группу и сделать ее как можно более насыщенной и глубокой, предлагая в замороженном, свежем, приготовленном виде, а также, например, прилагая рецепты по их приготовлению.
В настоящее время потребители начинают задумываться о своем здоровье и здоровье своих близких, поэтому они прилагают все больше усилий по поиску натуральных, экологически чистых и полезных продуктов питания. Необходимо включить в ассортимент супермаркета продовольственные товары экологические чистые, без химических добавок и красителей (колбасы, напитки, соки, кондитерские изделия), обогащенные витаминами и микроэлементами и делать на них акцент при рекламе супермаркета и его ассортимента, привлекая и информируя тем самым потребителей.
Для выявления неудовлетворенного спроса дать задание консультантам, кассирам фиксировать данные о том, какие продукты питания покупатели спрашивают часто, что они хотели бы купить (какой массы, емкости, жирности, в какой упаковке), а в супермаркете этого нет или быстро заканчивается. В конце каждого месяца предоставлять менеджеру по продажам список таких товаров. Менеджер, в свою очередь, анализирует и учитывает полученную информацию при формировании ассортимента магазина на следующий месяц, включая определенные товарные группы в заявки на поставку или устанавливая новые связи с поставщиками.
В целом ассортиментная политика супермаркета соответствует ее типу и специализации. Так как этот магазин имеет статус супермаркета, он имеет у себя в наличии насыщенный и глубокий ассортимент, а его номенклатура достаточно широкая. По опыту других супермаркетов также в товарную номенклатуру супермаркета можно включить промышленные товары, потребность в которых может возникать часто и неожиданно: наборы одноразовой посуды, стиральные порошки, чистящие средства, мыло, шампуни, гигиенические средства, туалетная бумага, канцелярские принадлежности (ручки, тетради, блокноты); в качестве обеспечения эмоциональной, ситуационной покупки могут предлагаться мягкие игрушки, открытки, небольшие сувениры (например, наборы для специй). Но не надо забывать что, данная группа товаров является второстепенной, поэтому промышленные товары должны занимать небольшие торговые площади и быть в небольшом количестве. Их наличие в супермаркете поднимет его престиж в глазах покупателей.
Помимо разработки стратегии продукта надо обратить внимание и на формирование ценовой, сбытовой и коммуникативной стратегий в маркетинговой деятельности супермаркета.
Ценовая стратегия заключается
в следующем. В качестве базового
ассортимента необходимо придерживаться
продуктов питания среднего ценового
диапазона. При формировании цены по
возможности придерживаться стратегии
неокругленных цен. В супермаркете
покупателю должны предлагаться продовольственные
товары каждой однородной товарной группы
в разном ценовом диапазоне, чтобы
покупатель имел возможность приобрести
продукты по своему вкусу и своим
финансовым возможностям. При этом
следить за тем, чтобы продукт
с низкой ценой не уступал по своему
качеству, так как, если будет наоборот,
то это может отпугнуть
При разработке сбытовой стратегии
руководству супермаркета необходимо
уделять внимание развитию деловых
отношений не только с местными производителями,
но и с региональными и
Для привлечения покупателей и стимулирования сбыта продовольственных товаров необходимо использовать коммуникативную стратегию. Могут применяться как личные, так и неличные виды данной стратегии. Личные виды стимулирования сбыта предполагают непосредственное общение работников супермаркета с покупателями, а также это рекламные афиши продуктов, расположенные непосредственно в магазине. Консультанты супермаркета должны давать исчерпывающую информацию о продаваемом продукте питания. Ценники на товары должны быть как можно более содержательны, имея следующую информацию: наименование продукта, его вес, производитель, цена. Они должны быть крупными и хорошо читаемыми. На продовольственных товарах, не имеющих русского текста, должна быть информация на русском языке, содержащая все необходимые данные об этом продукте: наименование, страна-производитель, вес, срок изготовления и годности, состав товара, способ приготовления.
Совместно с производителями
необходимо проводить различные
рекламные акции (лотереи, дегустации)
по стимулированию сбыта продуктов
питания, которые реализуются
Активнее нужно проводить рекламные компании супермаркета. Чаще давать рекламные ролики на местном телевидении, в которых должна содержаться информация о самом супермаркете (имиджевая реклама); об ассортиментных группах, делая акцент на их разнообразии; о появляющихся новинках продуктах или услугах; о ценах на продовольственные товары, пользующиеся спросом, или же наоборот, которые либо не пользуются спросом, либо покупатель их просто не видит или не задумывается о их покупке; о проводимых рекламных акциях.
Информация о работе Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ИП Кожин м-н «Школьник»