Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ИП Кожин м-н «Школьник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:58, дипломная работа

Описание работы

В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
Ассортиментная политика решает задачу оптимизации товарных групп и стратегических зон хозяйствования предприятия, обеспечивая экономию за счет внутренней их связанности и, защищая за счет значительной диверсификации товарных позиций от возможных резких и отрицательных изменений условий рыночного развития. Товарный ассортимент играет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того, в продаже  супермаркета должны быть товары, относящиеся  к категории деликатесов, например, черная икра, различные экзотические соусы, консервированные кальмары. Как  правило, такие продукты питания  имеют высокую цену и довольно долго залеживаются на прилавках, но наличие таких продуктов обязательно, так как они поднимают престиж  супермаркета в глазах покупателей  и позволяют ориентироваться  не только на средние слои населения, но и на обеспеченные. Следует учесть, что данные товары должны быть в  ограниченном количестве, так как  они достаточно специфичны и долго  ждут своего покупателя, а также, чтобы  избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию. Необходимо несколько расширить разнообразие сопутствующего ассортимента, например, леденцы, жевательная резинка, сухарики, чипсы к пиву, которые, как правило, располагаются на пути к основному продукту.

 

Относительно группы диетического питания можно порекомендовать  следующее: выделять данную группу товаров  ценниками другого цвета, объединить их на отдельном стеллаже или полке, установить специальные указатели  для удобства покупателей.

 

Необходимо стимулировать  продажи детского питания, т. к. низкий спрос связан с демографической  ситуацией в близлежащих комплексах, поток детей взрослеет и, следовательно, не нуждается в данном виде продукта.

 

Следует обеспечить наличие  товаров, способствующих эмоциональной, импульсивной покупке, благодаря красивой декоративной выкладке (например, кондитерские товары, мед в упаковке в виде медвежонка). Это также могут быть товары-новинки (в новой красочной  упаковке, новая марка продукта), которые тоже можно выделять специальными указателями, либо объявлениями при  входе.

 

При проведении АВС-анализа  было выявлено, что такие ассортиментные группы, как молочные, мясные, зерномучные, вкусовые товары, приносят супермаркету наибольшую выручку, то есть потребляются часто. К данным товарным группам  необходимо применить стратегию  диверсификации, то есть еще более  разнообразить ассортимент этих товарных групп за счет расширения их широты, глубины (разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически  аналогичный товар.

 

В супермаркете ассортимент  мяса достаточно узок и не глубок. Необходимо сделать его как можно более  насыщенным: помимо мяса КРС, свинины  расширить ассортимент, предлагая  баранину, мясо домашней птицы (уток, гусей, индеек). На витрине его должно быть всегда в достаточном количестве, разного развеса (в супермаркете это не всегда соблюдается); можно  комплектовать различные мясные блюда: гуляш, набор для шашлыка, азу, суповой набор; предлагать свежеприготовленный  фарш как простой, так и котлетный. Необходимо разнообразить ассортимент субпродуктов (печень, сердце, желудки и так далее), так как в супермаркете выбор данных продуктов практически отсутствует.

 

В ассортиментной группе молочных товаров можно расширить ассортимент  молока за счет увеличения показателей  широты, например, предлагая помимо коровьего молока еще и козье, соевое, а также за счет увеличения показателей глубины, продавая молоко коровье не только емкостью 1 л., но и 0,5 л. и обезжиренное. Ассортимент  сыров в магазине довольно насыщен  и глубок. Чтобы узнать какие сыры предпочитают брать покупатели, а  также стимулировать их к приобретению сыров можно устроить их дегустацию, в ходе которой наблюдать какие  сыры вызвали интерес и были куплены, а какие нет. Исходя из полученных наблюдений, формировать ассортимент  сыров, закупая наиболее ходовые  виды и наименования и уменьшая не пользующиеся спросом. А также разнообразить  данный ассортимент не только в видовом, но ценовом плане. Сливки в супермаркете продаются только в жидком виде, поэтому необходимо расширить ассортимент  сливок, предложив покупателю сухие  сливки разной массы.

 

Стоит пересмотреть очень  скудный ассортимент приправ  и специй, который относится к  ассортиментной группе вкусовых товаров, включив в него различные виды и разновидности данного продукта (например, шафран, базилик, мускатный  орех, хмели-сунели, тмин, кориандр и тому подобное). А также углубить этот ассортимент, предлагая приправы не только в фасованном виде, но и на развес.

 

Исходя из результатов  проведенного исследования, было выявлено, что современный покупатель все  большее предпочтение отдает товарам  отечественного производства. Особенно это касается товаров первой необходимости (хлеб, молочные продукты) и скоропортящихся  продуктов питания. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время ассортимент импортных продуктов этих групп невелик, а также в последнее время сложилось мнение, что отечественные продукты питания более полезны, не содержат различных химикатов и добавок, так как не требуют того, чтобы в них добавлялись вещества, способствующие долгому хранению (в отличие от импортных товаров), экологически чистые и натуральные. Поэтому надо расширять ассортимент продуктов отечественного производства, в частности, по таким товарным группам, как молочные продукты (например, йогурты), мясные товары (консервы, окорочка), рыбные товары и морепродукты, крупяные товары, соки, газированные напитки. Нужно разнообразить ассортимент детского питания отечественного производства, в частности, молочных смесей. Их ассортимент довольно насыщен, но очень много импортных марок (Нестле, Хипп, Бебелак), а отечественные практически отсутствуют.

 

Такие товарные группы как  плодоовощные товары, яйца, детское  питание, переработанные овощи и  фрукты, грибы, мед, имеющие малый  товарооборот, вошли по данным АВС-анализа  в блок С. Данные продукты приносят супермаркету малый процент выручки, но полностью исключать их нельзя. Чтобы избежать ненужных издержек на хранение и реализацию продуктов, которые  не пользуются спросом можно принять  решение о сокращении ассортимента данных ассортиментных групп, закупая  их небольшими, пробными партиями. Например, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание к переработанным овощам и фруктам (овощные закуски, солянки), маринованным грибам можно провести акцию, в ходе которой покупателям будет предлагаться продегустировать эти продукты. Данное мероприятие покажет отношение потребителей к данным ассортиментным группам, которое может быть выявлено в виде наблюдения за поведением покупателя (купил или не купил) или опроса в виде непринужденного разговора (интервью). Из полученных данных уже принимать решение о целесообразности закупки данных продуктов питания, сокращении или ликвидации этих ассортиментных групп по показателям глубины или насыщенности. В ассортиментной группе плодоовощных товаров отмечается недовольство покупателей высокой ценой экзотических фруктов и плохим качеством овощей. Необходимо найти выгодных поставщиков фруктов, позволяющих снизить цены. Овощи закупать в небольшом количестве, чтобы они всегда были свежими, не долго лежали на прилавке и имели привлекательный товарный вид. Если они будут приобретаться чаще, это будет говорить о том, что покупатель оценил данное мероприятие, и тогда можно будет постепенно увеличивать размер заказа партии поставок овощей.

 

Необходимо попытаться разнообразить  ассортимент свежих грибов, продавая не только шампиньоны, но и другие виды, например, вешенки, которые уже нашли своего покупателя. Закупать также пробными партиями и по мере того, как будет приобретаться этот товар, принимать решение об увеличении закупки или о ликвидации данной ассортиментной группы из номенклатуры супермаркета.

 

В номенклатуре супермаркета есть продовольственные товары, имеющие, как правило, сезонный спрос. К таким  товарам можно отнести безалкогольные напитки (минеральная вода, газированные напитки, соки), мороженое, фрукты, овощи. То есть весной и летом (фрукты зимой) они потребляются чаще и спрос на них выше, чем осенью и зимой. Поэтому в периоды повышенного спроса ассортимент данных товарных групп делать как можно более насыщенным и глубоким, увеличивая предложение торговых марок, видов товаров и их разновидностей, а в периоды спада спроса предлагать продукты, пользующиеся относительно повышенным спросом по сравнению с аналогичными товарами, и ассортимент несколько уменьшать, чтобы избежать дополнительных и ненужных издержек на хранение и реализацию продуктов этих ассортиментных групп.

 

В последнее время после  появлении на рынке продовольственных товаров большого разнообразия замороженных продуктов покупатель стал проявлять к ним повышенный интерес. Ассортимент таких продуктов включает в себя: замороженные овощи и ягоды, различные наборы для приготовления овощных блюд, салатов. Поэтому необходимо при формировании ассортимента супермаркета обратить внимание на этот факт и расширить ассортимент быстрозамороженных овощей, ягод, грибов, наборов как в отношении их видов, так и в отношении глубины (разной массы) и в ценовом диапазоне. Кроме того, появляется интерес покупателей к нерыбным морепродуктам. В супермаркете ассортимент этих продуктов не насыщен и не широк. То есть надо обратить внимание на данную товарную группу и сделать ее как можно более насыщенной и глубокой, предлагая в замороженном, свежем, приготовленном виде, а также, например, прилагая рецепты по их приготовлению.

 

В настоящее время потребители  начинают задумываться о своем здоровье и здоровье своих близких, поэтому  они прилагают все больше усилий по поиску натуральных, экологически чистых и полезных продуктов питания. Необходимо включить в ассортимент супермаркета продовольственные товары экологические  чистые, без химических добавок и  красителей (колбасы, напитки, соки, кондитерские изделия), обогащенные витаминами и  микроэлементами и делать на них акцент при рекламе супермаркета и его ассортимента, привлекая и информируя тем самым потребителей.

 

Для выявления неудовлетворенного спроса дать задание консультантам, кассирам фиксировать данные о том, какие продукты питания покупатели спрашивают часто, что они хотели бы купить (какой массы, емкости, жирности, в какой упаковке), а в супермаркете этого нет или быстро заканчивается. В конце каждого месяца предоставлять  менеджеру по продажам список таких  товаров. Менеджер, в свою очередь, анализирует  и учитывает полученную информацию при формировании ассортимента магазина на следующий месяц, включая определенные товарные группы в заявки на поставку или устанавливая новые связи  с поставщиками.

 

В целом ассортиментная политика супермаркета соответствует ее типу и специализации. Так как этот магазин имеет статус супермаркета, он имеет у себя в наличии насыщенный и глубокий ассортимент, а его  номенклатура достаточно широкая. По опыту других супермаркетов также в товарную номенклатуру супермаркета можно включить промышленные товары, потребность в которых может возникать часто и неожиданно: наборы одноразовой посуды, стиральные порошки, чистящие средства, мыло, шампуни, гигиенические средства, туалетная бумага, канцелярские принадлежности (ручки, тетради, блокноты); в качестве обеспечения эмоциональной, ситуационной покупки могут предлагаться мягкие игрушки, открытки, небольшие сувениры (например, наборы для специй). Но не надо забывать что, данная группа товаров является второстепенной, поэтому промышленные товары должны занимать небольшие торговые площади и быть в небольшом количестве. Их наличие в супермаркете поднимет его престиж в глазах покупателей.

 

Помимо разработки стратегии  продукта надо обратить внимание и  на формирование ценовой, сбытовой и  коммуникативной стратегий в  маркетинговой деятельности супермаркета.

 

Ценовая стратегия заключается  в следующем. В качестве базового ассортимента необходимо придерживаться продуктов питания среднего ценового диапазона. При формировании цены по возможности придерживаться стратегии  неокругленных цен. В супермаркете покупателю должны предлагаться продовольственные  товары каждой однородной товарной группы в разном ценовом диапазоне, чтобы  покупатель имел возможность приобрести продукты по своему вкусу и своим  финансовым возможностям. При этом следить за тем, чтобы продукт  с низкой ценой не уступал по своему качеству, так как, если будет наоборот, то это может отпугнуть покупателя, который в следующий раз такой  товар уже не приобретет. На определенные группы продуктов (мясные, рыбные, кондитерские, фрукты, выпечку) можно устанавливать цены, ориентируясь на цены потенциального конкурента супермаркета «Пятерочка». Они не должны быть высокими, чем у данного супермаркета, но и не слишком низкими, чтобы не работать себе в убыток.

 

При разработке сбытовой стратегии  руководству супермаркета необходимо уделять внимание развитию деловых  отношений не только с местными производителями, но и с региональными и российскими. Также устанавливать деловые  связи с частными фирмами, частными предпринимателями и фермерами, которые могут предложить более  выгодные условия сотрудничества (например, небольшой размер заказа) и с которыми можно работать без посредников, сокращая тем самым коммерческие расходы. Все это позволит более  полно расширить ассортимент  продовольственных товаров супермаркета по его основным показателям: насыщенности и глубине.

 

Для привлечения покупателей  и стимулирования сбыта продовольственных  товаров необходимо использовать коммуникативную  стратегию. Могут применяться как  личные, так и неличные виды данной стратегии. Личные виды стимулирования сбыта предполагают непосредственное общение работников супермаркета с  покупателями, а также это рекламные  афиши продуктов, расположенные  непосредственно в магазине. Консультанты супермаркета должны давать исчерпывающую  информацию о продаваемом продукте питания. Ценники на товары должны быть как можно более содержательны, имея следующую информацию: наименование продукта, его вес, производитель, цена. Они должны быть крупными и хорошо читаемыми. На продовольственных товарах, не имеющих русского текста, должна быть информация на русском языке, содержащая все необходимые данные об этом продукте: наименование, страна-производитель, вес, срок изготовления и годности, состав товара, способ приготовления.

 

Совместно с производителями  необходимо проводить различные  рекламные акции (лотереи, дегустации) по стимулированию сбыта продуктов  питания, которые реализуются непосредственно  в супермаркете. В ходе таких мероприятий  в виде опроса или наблюдения делать выводы о предпочтениях, пожеланиях, потребностях тех или иных сегментов  покупателей и в дальнейшем формировать  ассортимент магазина на основе полученных результатов. Кроме того, такие акции  дают возможность покупателю больше узнать об интересующем его товаре и даже попробовать его.

 

Активнее нужно проводить  рекламные компании супермаркета. Чаще давать рекламные ролики на местном  телевидении, в которых должна содержаться  информация о самом супермаркете (имиджевая реклама); об ассортиментных группах, делая акцент на их разнообразии; о появляющихся новинках продуктах или услугах; о ценах на продовольственные товары, пользующиеся спросом, или же наоборот, которые либо не пользуются спросом, либо покупатель их просто не видит или не задумывается о их покупке; о проводимых рекламных акциях.

Информация о работе Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ИП Кожин м-н «Школьник»