Анализ гражданских авиаперевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В Российской Федерации 61,5 % пассажирооборота перевозок на расстояния до 1000 км приходится на воздушные линии, пунктом отправления или прибытия в которых является Москва.
Для перевозок на этих воздушных линиях в 75 % случаев используются среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты. Такие линии обладают устойчивым всесезонным пассажиропотоком и не требуют государственного субсидирования.
За период 1991 - 2013 гг. доля региональных авиалиний в структуре внутрироссийских перевозок уменьшилась с 75 до 25 %, местных - с 27 до 3 %.
Проблемы региональных авиаперевозок в РФ оказались в центре общественного внимания. правительство РФ рассматривает возможность государственной поддержки развития региональных перевозок за счёт средств федерального бюджета, уже реализуются дорожная карта и пилотный проект развития межрегиональных авиаперевозок в приволжском федеральном округе, другие проекты. профессиональное стратегическое планирование развития авиаперевозок в макрорегионах с учетом лучших международных практик позволит реализовать разумный подход к регулированию этого рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК…………………………………………………………………………
6
1.1 История создания гражданской авиации в России и влияние фактора НТП на стратегии форм в отрасли – гражданские авиаперевозки……………………………….
6
1.2 Состояние и проблемы гражданских авиаперевозок в современной России…. 10
1.3 Выводы…………………………………………………………………………………... 13
2. АНАЛИЗ ГРАЖДАНСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК……………………………………... 14
2.1 Гражданские авиаперевозки в России……………………………………………….. 14
2.2 Сравнительный анализ гражданских авиаперевозок РФ с зарубежными авиакомпаниями…………………………………………………………………………….
19
2.3 Выводы…………………………………………………………………………………... 22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ…………. 23
3.1 Стратегические аспекты развития региональных авиаперевозок в Российской Федерации…………………………………………………………………………………..
23
3.2 НТП гражданской авиации в будущем России……………………………………… 27
3.3 Выводы…………………………………………………………………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Курср=овая Маркетинг.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Однако прогресс не стоит на месте, и индустрия без устали разрабатывает все новые и новые виды авиатранспорта. Среди них бесхвостые самолеты, "летающее крыло", самолет в виде космической тарелки и многие другие. Те концепты, которые уже представлены публике, ясно дают понять: уже в обозримом будущем нас ждут приятные сюрпризы и существующие сейчас самолеты вполне могут преобразиться до неузнаваемости [9, c.123].

Да и сейчас на авиарынке есть пара новинок, которые находятся где-то на грани эпох. Внешний вид у этих лайнеров привычный, а вот внутренняя начинка и интерьер кажутся совершенно фантастическими. Речь идет о недавно созданных самолетах нового поколения Airbus A380 и Boeing Dreamliner 787 показан на рисунке 3.1.

Процесс создания нового самолета обычно занимает не один год. К примеру, компания Airbus трудилась над разработкой лайнера А380 почти десять лет. Зато сейчас можно с уверенностью сказать, что время и средства были потрачены не напрасно. Широкофюзеляжный двухпалубный реактивный самолет вмещает до 853 пассажиров и является самым крупным авиалайнером в мире.

Рис. 3.1 - Boeing Dreamliner 787

При создании самолета использовались композиционные материалы, что помогло облегчить его массу. Новый самолет получился более экономичным: в расчете на одного пассажира самолет сжигает на 17% меньше топлива. Еще одно преимущество А380 заключается в том, что он может летать на смеси авиационного керосина и GTL из природного газа (конверсия природного газа в синтетическое жидкое топливо), что характеризует его как экологически безопасный самолет [12, c.198].

Несколько дальше пошел конкурент Airbus - американская Boeing. Не так давно компания выпустила на рынок самолет Dreamliner 787. Впервые за всю историю существования авиаиндустрии разработчикам удалось сделать самолет, на 50% состоящий из композитных материалов. Кроме того, Dreamliner расходует на 20% меньше топлива, чем современные самолеты аналогичного класса.

Однако этот лайнер впечатляет не только своими летными характеристиками, но и дизайнерскими решениями в оформлении. К примеру, у самолета несколько увеличен размер иллюминаторов, которые можно затемнить при помощи специальной кнопки (затемнение имеет 5 положений). Также в лайнере, который может летать без остановки до 15 часов, предусмотрены специальные спальные комнаты для персонала. Наконец, разработчики заранее предугадали желания авиакомпаний, создав несколько вариантов оформления салона (обивка кресел, барные стойки, туалеты).

Пока американские и европейские концерны производят "самолеты настоящего" и активно разрабатывают проекты "самолетов будущего", российские авиакомпании пытаются восполнить пробел, возникший после развала Союза. Первопроходцем российского авиапрома стал самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).

Конечно, этот лайнер не претендует на мировое лидерство, но все же имеет ряд неоспоримых преимуществ. SSJ100 оснащен новым двигателем SaM146, экономично расходует топливо, а также в нем впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом взлетно-посадочной полосы на случай ошибки летчика при взлете. "SSJ100 - это самолет настоящего, он довольно консервативен" [17, c.5].

Если SSJ - это проект настоящего, то МС-21 является самолетом будущего, представлен на рисунке 3.2. На данный момент этот проект представлен в виде макетов кабины, пассажирского салона и отдельных частей. Авиалайнер имеет три модификации, которые вмещают 150, 180 и 210 пассажиров соответственно. Будут у МС-21 и отличительные характеристики: углепластиковое крыло большого удлинения, экономичный расход топлива и боковая ручка управления (сайдстик) с обратной связью. Первый полет российского лайнера будущего запланирован на 2014г., а поставки ожидаются уже в 2016г.

 

Рис.3.2 - МС-21

Каким будет самолет отечественного производства в будущем, можно только гадать, но заявленные характеристики МС-21 свидетельствуют о том, что авиалайнер вполне сможет побороться за первенство в небе с Airbus А320Neo и ремоторизированным Boeing 737. "В МС-21 будет целый ряд систем, которые раньше в гражданской авиации не использовались. Но в целом для мировой авиации этот самолет вряд ли будет таким же прорывом, как, допустим, Boeing 787 Dreamliner", [17, c.8].

Однако даже несмотря на все нововведения, и Dreamliner, и Airbus 380, и MC-21 все же остаются самолетами настоящего или ближайшего будущего. Если же перешагнуть через пару десятилетий и попытаться представить, как будет выглядеть авиационный мир, скажем, в 2050г., варианты технических и дизайнерских решений просто поражают воображение представлены ниже на рисунке 3.3

 

 

Рис.3.3 – Гражданская авиация в будущем

Как бы то ни было, но пока все создающиеся чудо-самолеты будущего присутствуют лишь на картинках и в умах создателей. Эксперты же подчеркивают, что создать самолет, не только непохожий на существующие, но и сделать его максимально скоростным, экологически безопасным и комфортным для пассажиров, задача не из простых.

 

3.3 Выводы

 

При инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется увеличение объемов авиаперевозок в ближайшие 20 лет со среднегодовыми темпами 6,3-7,8%.

ƒ Это определяет потребность авиакомпаний в поставках 1540-1870 магистральных и 420-500 региональных пассажирских самолетов в период до 2031 года, а также необходимость дальнейшего развития авиатранспортной инфраструктуры.

ƒ Планируемые на этот  период  предложения со стороны российской промышленности узкофюзеляжных реактивных самолетов наиболее востребованных в России и в мире классов могут позволить увеличить долю российской авиатехники в парке примерно до 40% [9, c.126].

ƒ Российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии был одним

из динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе.

Новейшие веяния конструкторской мысли гражданской авиации могут оказаться реальностью уже совсем скоро, в 2030-2035 годах. Ряд ведущих специалистов аэрокосмической отрасли отвели именно такой срок реализации разыгравшейся фантазии. По сути,  данные разработки представляют собой многолетний труд исследователей в области конструкционных материалов, двигателей и аэродинамики.

Еще в октябре 2008 года, NASA спонсировало НИИ и несколько промышленных корпораций, для того, чтобы они проработали передовые концепции самолетов по программе Fundamental Aeronautics Program, профинансировав на сумму более $12 млрд. Специалисты этих компаний должны были разработать эскизные проекты пассажирских лайнеров, обладающих сверхзвуковыми и дозвуковыми характеристиками, экономичностью и вместимостью. Данные летательные аппараты должны были сочетать в себе уже известные технологии и те разработки, которые еще не вышли за стены лаборатории [9, c.151].

NASA отмечает, что целый  ряд технологий предстоит уточнить, чтобы фантазии о будущем гражданской  авиации стали реальностью с  большей вероятностью.

Стоит отметить, что ни один проект не смог удовлетворить требованиям NASA по поглощению шума и выхлопных газов. Исследования будут продолжаться.

NASA собирается вкладывать  деньги в идеи, имеющие под  собой перспективу, так как подобные  работы должны определять будущее  и оставлять нас в русле  новых тенденций.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ  В РОССИИ

 

3.1 Стратегические  аспекты развития региональных  авиаперевозок в Российской Федерации

 

Важной задачей при формировании проектов развития региональных ави-аперевозок, в частности, региональных авиаперевозчиков является определение оптимальных типов воздушных судов для первичного этапа раскрутки маршрутов и вторичных этапов при выходе маршрутов на плановые величины

Загрузки [24, c.117].

Низкий уровень конкурентоспособности устаревших типов самолетов, в первую очередь, отечественных самолетов предыдущих поколений, обусловит их дальнейший активный вывод с рынка пассажирских перевозок. Для их замены и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки российским авиакомпаниям в период до 2031 года потребуются поставки 1960-2370  самолетов различных классов вместимости при преобладании узкофюзеляжных магистральных самолетов. Потребности в грузовых самолетах ожидаются гораздо менее значительными (до 260 ед.).

Долгожданным для отрасли является действенное снижение себестоимости услуг аэропортов за счет упрощения сертификационных требований к аэропортам региональных и местных воздушных линий с низкой интенсивностью полетов [21, c.6].

При этом снижение себестоимости, не всегда ведёт к снижению  стоимости для потребителя. Для решения данной дилеммы целесообразно применять государственные формы собственности и владения инфраструктурой аэропортов и посадочных площадок или формы ГЧП, так как региональная авиация при существующих экономических реалиях и платёжеспособном спросе населения остается социально значимым и инвестиционно непривлекательным бизнесом, требующим государственной поддержки, представлено в таблице 3.1

Имея значительный опыт в исследованиях рынка региональных авиаперевозок в Российской Федерации, целесообразно рассмотреть подход ЦСР ГА, основанный на лучших международных практиках. Центр стратегических разработок в гражданской авиации реализует следующий проверенный на практике алгоритм определения спроса на авиаперевозки, который был неоднократно апробирован и показал свою эффективность при проведении прогнозов развития рынка региональных авиаперевозок и моделирования маршрутных сетей, как в пределах субъектов федерации, так и в рамках федеральных округов Российской Федерации. [18, c.15]

Таблица 3.1

Прогноз поставок пассажирских самолетов

 

При решении задач моделирования пассажиро- и грузопотоков в регионах получение доступа к базам данных является одной из основных задач. Для упрощения решения данной задачи необходимо на первых этапах исследования обеспечить взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, при котором возможно обеспечить доступ к абсолютному большинству необходимых данных для проведения анализа.

Важнейшим аспектом при анализе спроса для моделирования маршрутных сетей авиаперевозок в регионах на всех этапах является применение специализированных программных комплексов, которые позволяют в сжатые сроки обеспечивать обработку больших массивов информации [18, c.11]

Разработка специализированных программных комплексов занимает значительное время и ресурсы. Например, ЦСР ГА произвел разработку собственных программных комплексов анализа спроса на внутренних и международных воздушных линиях, и это потребовало несколько лет, с учетом того, что эксперты уже обладали всеми методиками для анализа массивов данных. Теперь данные программные комплексы собственной разработки позволяют в сжатые сроки решать задачу профессионального анализа статистических рядов данных и дальнейшего прогноза спроса всеми видами транспорта, включая спрос на региональные и местные авиаперевозки.

При моделировании маршрутной сети региональных авиаперевозок макрорегионов необходимо учитывать следующие аспекты:

- Обеспечение единства транспортного пространства на всей территории страны, с учетом всех видов транспорта, обеспечив интеграцию в пределах макрорегионов и между основными экономическими и культурными центрами макрорегионов.

- Обеспечение экономии бюджетных средств на субсидирование с учетом применения транзитных и трансферных схем.

- Учет в разработке результатов реализации пилотного проекта развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе.

- Учет в разработке результатов реализации других программ субсидирования за счет средств федерального бюджета.

- Учет лучших международных практик формирования региональных и местных маршрутных сетей воздушных перевозок.

- Учет других аспектов.

Для полномасштабного решения проблемы поддержки и развития местных и региональных перевозок воздушным транспортом потребуется предпринять системный подход, поскольку она носит межотраслевой характер (в связи с отсутствием достаточного количества воздушных судов, имеющих приемлемые технические и экономические характеристики для данного вида перевозок) и затрагивает в различной степени все регионы Российской Федерации [20, c.3].

Для полномасштабного решения проблемы необходимо:

- обеспечить государственную  поддержку авиакомпаний и аэропортов, осуществляющих перевозки по авиалиниям, определенным как социально значимые, направленную на покрытие расходов по эксплуатации авиалиний и выдачу льготных кредитов перевозчикам на приобретении новой авиатехники;

- субъектам РФ рассмотреть вопрос о снижении ставки по местным налогам авиапредприятиям, осуществляющим и обеспечивающим выполнение перевозок по местным и региональным авиалиниям;

- освободить от уплаты НДС авиакомпании, осуществляющие местные и региональные авиаперевозки по социально значимым авиалиниям;

- разработать пакет социальных льгот для авиационных специалистов, обеспечивающих местные и региональные авиаперевозки;

- разработать механизм дотирования стоимости топлива для выполнения местных и региональных авиаперевозок;

- принять меры по развитию  сети образовательных учреждений, в том числе дополнительного профессионального обучения по направлениям подготовки (авиационных учебных центров), наиболее востребованных в регионе, и обновлению материально-технической базы образовательных учреждений.

Информация о работе Анализ гражданских авиаперевозок