Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является оценка уровня конкуренции на рынке банковских услуг Пермского края с позиции структурного и неструктурного подходов для выявления специфических условий данной сферы и разработки концептуальных предложений по совершенствованию деятельности различных игроков в среде банковских услуг.
Задачами, которые будут решаться в процессе проведения исследования, являются:
• анализ рынка банковских услуг в России;
• анализ рынка банковских услуг в Пермском крае;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием структурного подхода;
• анализ структуры рынка банковских услуг в Пермском крае и ее характеристика с использованием неструктурного подхода.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу банковской деятельности ………………………………………………………………………...6
1.1.Особенности банковской деятельности в условиях рыночной среды 6
1.2.Структурный подход к анализу рынка банковских услуг 11
1.3.Неструктурный подход к анализу рынка банковских услуг 21
Глава 2. Анализ российского и регионального рынка банковских услуг …32
2.1. Описание рынка банковских услуг в России 32
2.2. Описание рынка банковских услуг в Пермском крае 48
Глава 3. Применение модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края........................................................................................................55
3.1. Описание использованных данных 55
3.2. Описание модели Панзара-Росса для рынка банковских услуг Пермского края 58
Заключение ………………………………………………………………………...65
Список использованной литературы …………………………………………..67
Приложение 1 ……………………………………………………………………..70
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД» 70
Из табл. 14 видно, что значение prob chi-squared равно нулю, что соответствует гетероскедастичности остатков модели. Таким образом, независимые переменные являются детерминированными.
Кроме того, табл. 14 дает информацию о критерии Дарбина-Уотсона в данной модели. Для четырех объясняющих переменных и 61 наблюдения, необходимо, чтобы данный показатель находился в промежутке от 1,444 до 1,727, однако в нашем случае критерий Дарбина-Уотсона равен 1,41, соответственно, он не попадает в вышеуказанный промежуток, и мы можем свидетельствовать о наличии автокорреляции остатков в модели Панзара-Росса 3.
Тем не менее, в целом модель Панзара-Росса 3 соответствует условиям Гаусса-Маркова, поэтому может быть использована для описания рынка банковских услуг в Пермском крае.
Таким образом, неструктурная модель Панзара-Росса показала, что на рынке банковских услуг в Пермском крае присутствует монополистическая конкуренция. Минусом данной модели может считаться невозможность определить наличие доминирующей фирмы, так как в соответствии с таблицей 1, можно описать только три вероятные структуры рынка.
В соответствии с полученными результатами, учитывая высокие барьеры входа на рынок и долю рынка, занимаемую ОАО «Сбербанком России», делаем вывод о том, что рынок банковских услуг Пермского края является рынком с доминирующей фирмой. Тем не менее, учитывая количество игроков на рынке, показатели концентрации и Херфиндаля-Хиршмана, результаты, полученные благодаря неструктурной модели Панзара-Росса 3, и доли остальных игроков на рынке банковских услуг Пермского края, можно сделать вывод, что на участке спроса, не занимаемом ОАО «Сбербанком России», банки действуют в условиях, приближенных к монополистической конкуренции.
В существующих условиях, государство старается сократить количество действующих банков, повышая требования к ним. Таким образом, количество банков постепенно снижается. Однако, в условиях федеративного государства данная политика, вероятно, приведет к увеличению рыночной власти государственных банков в отдельных регионах. Поэтому, для снижения уровня концентрации продавцов и улучшений условий конкуренции необходимо вводить специальные условия для мелких и средних банков, в рамках которых они смогут достаточно эффективно развиваться. Таким образом, в региональном разрезе, у государственных банков будут появляться серьезные конкуренты, а те банки, которые не смогут выдержать эту конкуренцию будут вынуждены покинуть рынок. Это приведет к повышению качества предоставляемых банками услуг, повышению спроса со стороны населения на данный вид услуг, и, следовательно, к эффективному функционированию банковского сектора.
В первой
главе было дано определение банка
и банковских услуг. Далее, было дано
описание рыночных структур и инструментов
к определению уровня конкуренции на определенном
рынке. Соответственно, структура рынка
может быть определена как совершенная
конкуренция, монополистическая конкуренция,
монополия, олигополия или доминирующая
фирма. После был писан классический структурный
подход, действующий в рамках парадигмы
«структура-поведение-
Во второй главе были проанализированы барьеры входа на рынок банковских услуг России. Кроме того, были проанализированы четыре сегмента рынка банковских услуг в России и посчитаны показатели концентрации и Херфиндаля-Хиршмана. В итоге был сделан вывод о рынке банковских услуг в России как о рынке с доминирующей фирмой. Этот вывод был сделан, несмотря на количество продавцов на рынке, а также рассчитанные показатели, указавшие на умеренную концентрацию продавцов. При этом было отмечено, что на остаточном спросе, не обслуживаемом ОАО «Сбербанком России», являющимся лидером, банки действуют в условиях, приближенных к монополистической конкуренции. Аналогичные результаты были получены и при анализе рынка банковских услуг Пермского края. Соответственно, данный вывод был также сделан по абсолютным показателям, барьерам входа на рынок и доле рынка, занимаемой ОАО «Сбербанком России».
Третья глава была посвящена исследованию рынка банковских услуг Пермского края с помощью неструктурного подхода Панзара-Росса. Для оценки модели использовалась данные по отчетности банков, которая публиковалась на сайте ЦБ РФ регулярно с 2008 по 2013 гг. Был проведен анализ на наличие мультиколлинеарности между независимыми переменными, после которого две переменные не использовались в анализе. Были построены три различные модели Панзара-Росса, из которых была выбрана лучшая. Данной моделью оказалась модель Паназара-Росса 3. Результатом анализа данной модели стал показатель H, равный 0,53688. Так как данный подход не позволяет определить наличие доминирующей фирмы на рынке, итогом анализа стал вывод о рынке банковских услуг Пермского края, действующем в условиях, приближенных к монополистической конкуренции.
Таким образом, итогом работы стал вывод о наличии доминирующей фирмы в лице ОАО «Сбербанка России» на рынке банковских услуг, как в России, так и в Пермском крае. На остаточном спросе обоих рынков, который не обслуживается ОАО «Сбербанком России», банки действуют в условиях, приближенных к монополистической конкуренции.
Было отмечено, что действия ЦБ РФ, по ужесточению требований к деятельности банков на территории Российской Федерации могут привести к увеличению рыночной власти государственных банков в отдельных регионах, поэтому была выделена необходимость в создании программы содействия мелким и средним банкам для развития конкуренции на рынке банковских услуг в России.
Специальная литература
Электронные ресурсы
Интервью с представителем ОАО АКБ «Урал ФД»
Ценообразование в банке «Урал ФД» происходит следующим образом: проводится анализ ближайших 20-30 конкурентов банка, далее используются ставки всех проанализированных банков, высчитывается среднее значение и получается ставка, которую использует сам банк. При изменении ставок у одного из банков-конкурентов или у группы банков, «Урал ФД» реагирует, проводит новый анализ и высчитывает новые ставки.
Все верно, так происходит в случае с вычислением ставок по кредитам и по депозитам.
Да, ОАО АКБ «Урал ФД» является ценовым последователем. ОАО «Сбербанк России» является одним из главных конкурентов всех банков Пермского края, соответственно и нашего банка.
Большие игроки на рынке, такие как «Сбербанк России» тоже не проводят полноценного анализа рынка. Крупные игроки анализируют действия тех фирм, которые делают на рынке первый шаг и уже после рассчитывают новые процентные ставки.
Игроками, которые совершают действия первыми на рынке, являются мелкие и средние банки. Они совершают это для того, чтобы увеличить свою рыночную власть или удержаться на рынке и не выйти из него.
Информация о работе Анализ конкуренции в банковском секторе Пермского края