Анализ конкурентной позиции компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики оценка конкурентоспособности предлагаемой потребителям продукции является необходимым условием в процессе управления предприятием. Конкурентоспособность – это свойство продукции, выражающее ее способность быть реализованной потребителям на конкретном рынке в определенный период. Уровень конкурентоспособности продукции определяет отличие анализируемой продукции от продукции конкурентов, имеющихся на данном рынке, а также стремящихся попасть на него, по степени удовлетворения конкретной потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Содержание работы

1. Анализ конкурентной позиции компаний на примере ОАО “Аэрофлот”
2. Последовательность разработки бизнес-плана для закупки, сбыта товара.
3. Список литературы

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование - копия.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине            “Стратегическое планирование коммерческой  деятельности”

 

         тема/вариант                           Тема № 6.

“1. Анализ конкурентной позиции компаний

2. Последовательность  разработки бизнес-плана для  закупки, сбыта товара”

 

 

 

Подпись___________

 

 

                                                                 г. Оренбург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Анализ конкурентной позиции компаний на примере ОАО “Аэрофлот”
  2. Последовательность разработки бизнес-плана для закупки, сбыта товара.
  3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ конкурентной позиции компании на примере Аэрофлота.

    В условиях рыночной экономики оценка конкурентоспособности предлагаемой потребителям продукции является необходимым условием в процессе управления предприятием. Конкурентоспособность – это свойство продукции, выражающее ее способность быть реализованной потребителям на конкретном рынке в определенный период. Уровень конкурентоспособности продукции определяет отличие анализируемой продукции от продукции конкурентов, имеющихся на данном рынке, а также стремящихся попасть на него, по степени удовлетворения конкретной потребности и по затратам на ее удовлетворение. Для определения этого показателя необходимо располагать информацией о суммарном полезном эффекте от разработки, эксплуатации, сбыте и обслуживании рассматриваемых и сравниваемых видах продукции, о полных затратах на всех этапах их жизненного цикла, включая затраты, связанные с воздействием на социальную сферу и окружающую среду.

     Сбор такой информации достаточно трудоемок и дорог. Особые трудности возникают при оценке уровня конкурентоспособности перспективных разработок или импортной продукции, впервые появившейся на рынке. Таким образом, при использовании традиционных подходов к расчету уровня конкурентоспособности продукции возникают серьезные проблемы со сбором необходимой информации.

Появление и развитие в России авиатранспортного маркетинга напрямую связано с возникновением и увеличением числа авиакомпаний в нашей стране. (На сегодняшний день в России насчитывается около 315 авиапредприятий). Однако такое количество компаний отнюдь не означает благополучие в этой отрасли. В последнее время сложилась ситуация, когда большинство российских авиаперевозчиков находятся на грани разорения. Сегодня более половины авиаперевозок в РФ выполняют 8 авиакомпаний (одной из которых является ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии), а основная часть фактически приходится еще на 25 перевозчиков. Гражданская авиация насчитывает 1803 магистральных пассажирских самолета и только 28 из них можно отнести к лайнерам нового поколения, что явно не способствует повышению безопасности полетов. Прошлый год авиапредприятия гражданской авиации закончили с убытками в 45 млрд. руб. в старом масштабе цен.

     В связи с этим, хотелось бы отметить, что стремление авиапредприятий интегрироваться в мировую авиатранспортную систему и эффективно работать на внутренних рынках может происходить лишь с учетом современных условий и на основе современных методов управления, таких как маркетинг. Рынок международных авиаперевозок и услуг, сопутствующих транспортному процессу, — объективный экономический механизм, в нем все взаимосвязано, действуют свои «правила игры», а задействованные участники торговых операций имеют большой опыт конкурентной борьбы и выживания в годы острых экономических кризисов. Нужно построить надежный мост к этому рынку, на это требуется время и умение. Это реальность и от нее никуда не уйти. Без решения этой задачи и существенной перестройки всей концепции деятельности компаний рассчитывать на то, что они смогут в ближайшие годы выйти из числа аутсайдеров на рынке международных авиаперевозок не приходится.

    Открытое акционерное общество «Аэрофлот — российские международные авиалинии» (далее «Аэрофлот») зарегистрировано в Москве 21 июня 1994г. Как АО «Аэрофлот» образовано путем слияния пяти предприятий, ранее входивших в состав Производственно — коммерческого объединения «Аэрофлот — советские авиалинии»: Центрального Управления международных воздушных сообщений, Международного коммерческого управления, Шереметьевского авиационно-технического предприятия, Центра международных расчетов и Межрегионального агентства международных авиауслуг «Россия».

Основные показатели деятельности АО в 2012 гг. представлены в Таблице 1.

Самолетный парк авиакомпании насчитывает в настоящее время 112 воздушных судов 9 типов, в том числе собственных самолетов отечественного производства — 101 и 11 самолетов западного производства, эксплуатируемых на условиях лизинга.

Таблица 1

Основные показатели деятельности.

Флот

112 самолетов 

Перевозки:

пассажиров, тыс.чел.

3,812

груза, тонн

102,830

в том числе почты, тонн

1,041

Общий тоннаж, тыс. тонн

463.0

Степень занятости пассажирских кресел

62.7%

Коммерческая загрузка

49,0%

Чистая прибыль $

34,6 млн.

Численность персонала

14 787 чел.


Объемы работ на самолетах А-310, Boeing-767 и Ил-96 составили 34.2% от общего объема перевозок, выполненного на пассажирских самолетах (против 26.8% в 2010 году).

    Аэрофлот» имеет собственную производственно-операционную и техническую базы в аэропорту базирования «Шереметьево».

    АО «Аэрофлот» — крупнейшая российская авиакомпания, на долю которой приходится около 30% выполняемого российскими авиакомпаниями пассажирооборота. «Аэрофлот» является основным назначенным перевозчиком Российской Федерации на международных воздушных линиях, осуществляя более 60% объема всех международных перевозок России. Компания имеет 159 представительств в более чем 100 странах мира.

     Особенности авиатранспортного маркетинга в значительной степени обусловлены спецификой рынка и товара. Авиакомпании предлагают на рынке специфический товар — перемещение. Потребление этого товара происходит непосредственно в процессе его производства. Наряду с этим, авиакомпании предлагают на рынке широкую гамму услуг, сопутствующих транспортному процессу (здесь речь идет не о самом перемещении как таковом, а об удовлетворении дополнительных общественных потребностей, связанных с перемещением, которые, однако, могут представлять большой интерес для потребителя). Объем этих услуг достаточно велик и должен приниматься в расчет при оценке потенциального спроса на рынке.

     Специфическая особенность рынка авиатранспортного продукта состоит в том, что в отличие от рынков товаров, имеющих вещественную форму, здесь сделки заключаются на продукт, который еще не произведен и будет потребляться одновременно с производством. Таким образом, авиатранспортный продукт в большинстве случаев оплачивается до того времени, как он предоставлен покупателю, и до начала его производства и потребления происходит определенный (в ряде случаев — весьма длительный) период. В течение этого времени клиентура воздушного транспорта как бы кредитует авиакомпании. Такая политика позволяет получать авиакомпаниям дополнительную (скрытую прибыль), за счет увеличения оборотных средств.

Можно выделить следующие направления деятельности «Аэрофлота»:

1. Международные перевозки. «Аэрофлот» выполняет около 70% всех международных перевозок российских авиакомпаний и выполняет полеты в 94 страны мира. В основном это регулярные рейсы. Такая ориентация обусловлена рядом причин. Во-первых, хорошо развитой инфраструктурой глобальной системы зарубежных представительств (в настоящее время их насчитывается более 150), унаследованной от советских времен. В большинстве случаев это офисы в престижных районах столиц различных государств, хорошо оснащенные технически и укомплектованные подготовленным персоналом. Во-вторых, компания является назначенным перевозчиком Российской Федерации, что дает ей преимущественное право на организацию регулярных рейсов в зарубежные страны и облегчает заключение соглашений с зарубежными авиакомпаниями о совместной деятельности.

2. Перевозки на региональном  рынке. Как уже отмечалось выше, «Аэрофлот» выдерживает свою  стратегическую линию на развитие  международных перевозок, но при  этом ищет способы увеличения  пассажирооборота. Новым направлением  деятельности с конца 1995г. стало развитие сети внутренних российских маршрутов и создание деловых партнерских отношений с авиакомпаниями, располагающими эффективной сетью внутренних перевозок, для увеличения пассажиропотока из региональных центров. На сегодняшний день «Аэрофлот» имеет 3 региональных представительства в России (в Хабаровске, Новосибирске и Санкт-Петербурге).

    Сегодня самолеты компании совершают полеты в 32 городов страны. Число пассажиров, перевозимых компанией на внутрироссийских линиях, выросло в общем объеме пассажироперевозок с 2 процентов в прошлом году до 6,5 процента в нынешнем.

3. Грузовые перевозки. Значительную  долю в доходах «Аэрофлота»  составляют регулярные грузовые перевозки. В 2012 году было перевезено более 70 тыс. тонн груза и платного багажа (что составляет около 56% от общего объема перевезенных грузов в России). По состоянию на середину 1997 года еженедельно выполнялось 46 регулярных грузовых рейсов. Значительный объем перевозок приходится также на чартерные перевозки с использованием как собственных самолетов, так и арендуемых у других авиакомпаний.

Кратко рассмотрим перспективы развития рынка автоперевозок. По мнению экспертов компании «Боинг» и фирмы «Эрбас» ежегодный прирост объема перевозок в ближайшие годы составит от 4,9% до 5,2%. В 2010 г. в мире было перевезено 1,3 млрд. пассажиров и 22 млрд. тонн груза. В ближайшие 20 лет предвидится потребность в 16 000 реактивных авиалайнерах, необходимых для удовлетворения растущего объема перевозок и замены парка стареющих самолетов. Помимо заказанных 2300 самолетов, потребность оценивается в виде дополнительных 13500 самолетов, общей стоимостью в 1 100 млрд. долларов. Согласно прогнозу, мировой объем воздушных перевозок будет устойчиво расти в среднем на 5,2% в год, что приведет почти к троекратному его увеличению через 20 лет. В первые десять лет — 5,9%, вторые — 4,6%. Темпы роста различны в зависимости от региона: В Северной Америке они составят — 1,9% в год, Азиатско-Тихоокеанском регионе — 7%, КНР — 10%. Провозные мощности возрастут с 1,7 млн. человек до 4 млн. Численность мирового парка самолетов вырастет до 17100 с 9 400 на сегодняшний день.

     В целом по России возможности имеющегося парка пассажирских самолетов почти вдвое превышают резко сократившийся и структурно изменившийся спрос, но не в состоянии полностью удовлетворить его качественно. Несмотря на избыток устаревших самолетов, уже сегодня дефицит конкурентоспособных пассажирских воздушных судов оценивается в 35% потребной провозной мощности парка. Недостаточное обновление парка в течение последних пятнадцати лет привело к его моральному старению. Средний возраст российских магистральных пассажирских самолетов составляет 16 лет. До 65% перевозок выполняется на самолетах с расходом топлива свыше 39 г/пасс.-км, созданных четверть века назад (Ил-62М, Ту-154Б, Ту-134, Ан-24, Як-40). За рубежом такой же объем работ выполняют самолеты с расходом топлива 20-25 г./пасс.-км. У нас воздушные суда с аналогичными характеристиками еще разрабатываются или только начинают поступать в парк (Ил-96-300, Ту-204, Ту-334, Ил-114 и др.) Если принять во внимание конкуренцию не только на мировом, но и на внутреннем рынке авиаперевозок, то вопрос технического перевооружения парка самолетов по мере стабилизации экономики станет определяющим для российских авиакомпаний.

2. Конкурентная среда

   «Аэрофлот» действует в острой конкурентной среде. Компания постоянно испытывает давление на рынке перевозок со стороны различных авиаперевозчиков. Условно их можно выделить в две группы:

1. Российские авиакомпании 

2. Международные авиакомпании

Рассмотрим первую группу конкурентов «Аэрофлота» — российские авиакомпании.

«Аэрофлот — Российские международные авиалинии» занимает с заметным отрывом первое среди российских перевозчиков место по количеству перевезенных в 2012 году пассажиров — около 3 812 000 человек, что составляет 11,3% от общего количества пассажиров перевезенных авиаперевозчиками в РФ.

Парк самолетов ближайших конкурентов «Аэрофлота» среди российских авиакомпаний существенно меньше: у «Домодедовского производственного объединения» — 52 самолета, у «Внуковских авиалиний» — 53, у «Трансаэро» — 14.

Надо отметить, что компания занимает лидирующее место по перевозке пассажиров на международных маршрутах, но в то же время значительно уступает место российским конкурентам на региональном рынке.

Одной из молодых и динамично развивающихся компаний является «Трансаэро». Она ориентирована в основном на региональный рынок и поэтому является одним из сильнейших конкурентов «Аэрофлота» на данном сегменте. Компания действует на рынке с 1991г. Флот «Трансаэро» в настоящее время составляют четырнадцать самолетов: пять Боингов-757-200, пять Боингов-737-200, три дальнемагистральных широкофюзеляжных авиалайнера DC-10-30 корпорации МакДонелл Дуглас и российского воздушного судна Ил-86.

В данной ситуации разумным было решение со стороны обеих компаний заключить 26 июня 1996г. договор о сотрудничестве. Такое соглашение позволило иметь партнерам единые стандарты безопасности, координировать наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров, организовать удобные стыковки рейсов на внутренних и международных маршрутах и, в результате, возможно увеличить долю внутренних перевозок до 30—35% от общего их объема по стране.

Еще одна крупная компания — «Красноярские авиалинии», имеет в активе 60 самолетов, в том числе «Дуглас» ДС-10. Базируется она в аэропорту Красноярска, имеющим статус международного. Отсюда самолеты летают в 28 стран мира, прежде всего в Китай, Турцию, США.

Довольно активно осуществляют полеты за рубеж «Внуковские авиалинии», заключившие недавно соглашение с «Интуристом». Следует также отметить «Пулковское авиапредприятие» (Санкт-Петербург), «Хабаровские авиалинии», доставляющие пассажиров в Анкоридж (Аляска).

   «Волга-Днепр» является одним из конкурентов на рынке грузовых авиаперевозок. Эта компания возникла в 1990г. и сделала ставку в своей деятельности на перевозку негабаритных грузов с помощью транспортного самолета АН-124-100. «Волга-Днепр» успешно выполняла такие заказы, как перевозка из Санкт-Петербурга в Хьюстон ядерного реактора для американского космического корабля «Фридом», четырех вертолетов «Белл-212» из Канады в Сомали, переброска химического реактора весом более 90 тонн из Венеции в Омск. Однако надо отметить, что компания «Аэрофлот» также имеет в эксплуатации АН-124-100.

Информация о работе Анализ конкурентной позиции компаний