Анализ внешней стреды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать влияние факторов внешней среды на организацию, выявить наиболее эффективные методы анализа и предложить способы повышения их эффективности.
Основные задачи курсовой работы:
- изучить понятие и основные характеристики внешней среды организации;
- проанализировать внешнюю среду организации ООО « Мечел-Сервис».
- разработать направления совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней среды.

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические аспекты анализа внешней среды организации
5
1.1 Понятие внешней среды и ее основные характеристики
5
1.2 Методы анализа внешней среды организации
6
2. Анализ внешней среды организации на примере ООО «Мечел-Сервис»
15
2.1 Общая характеристика организации
15
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации
22
3. Направление совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней среды
29
Заключение
39
Список использованных источников
43

Файлы: 1 файл

анализ внешней среды.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические аспекты  анализа внешней среды организации

5

1.1 Понятие внешней среды и ее основные характеристики

5

1.2 Методы анализа внешней среды организации

6

2. Анализ внешней среды организации на примере ООО «Мечел-Сервис»

15

2.1 Общая характеристика  организации

15

2.2 Анализ и оценка внешней среды организации

22

3. Направление совершенствования  деятельности ООО «Мечел-Сервис»  с учетом факторов внешней  среды

29

Заключение

39

Список использованных источников

43


 

 

          Введение

 

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому данная тема является актуальной. Ведь, чтобы избежать этих негативных последствий, организация должна проводить анализ внешней среды.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, факторов окружающей среды. Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. 

Изучение факторов прямого  и косвенного воздействия внешней  среды не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывает сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем. Система анализа микроокружения и макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией.

 Цель курсовой работы: исследовать влияние факторов внешней среды на организацию, выявить наиболее эффективные методы анализа и предложить способы повышения их эффективности.

Объект исследования - ООО «Мечел-Сервис».

Предмет исследования - внешняя среда организации.

Основные задачи курсовой работы:

- изучить понятие и основные характеристики внешней среды организации;

- проанализировать внешнюю  среду организации ООО « Мечел-Сервис».

- разработать направления  совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней среды.

При написании курсовой работы были использованы книги, учебники, статьи по менеджменту, теории организации, стратегическому менеджменту, маркетингу. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Теоретические аспекты анализа внешней среды организации

    1.  Понятие внешней среды и ее основные характеристики

 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [4, с.27].

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами:

- взаимосвязанность факторов;

- сложность;

- подвижность;

- неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения  взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Неопределенность внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает организация  по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации [7, с.70].

Внешняя среда состоит из:

- факторов прямого воздействия - среды прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, конкуренты, государственные органы и законы, профсоюзы;

- факторов косвенного воздействия, влияющих на предприятие и факторы прямого воздействия. Это экономический, социокультурный, политический, технологический и международный факторы [4, с.28].

 

            1.2. Методы анализа внешней среды организации

 

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней  среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями [3, с.86]. 

Эти методы анализа можно  ранжировать в порядке убывания по степени важности:

  1. SWOT-анализ;
  2. метод анализа конкурентной среды;
  3. метод анализа внешних стратегических факторов;
  4. метод составления профиля среды.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

SWOT-анализ означает:

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо:

- определить основное направление развития предприятия (его миссию);

- взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

- поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия) [9, с.134].

Проведение SWOT-анализа  сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия  — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сильные стороны: выдающаяся компетентность, адекватные финансовые ресурсы, высокая квалификация, хорошая репутация у покупателей, изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации, возможность получения экономии от роста объема производства, преимущества в области конкуренции. Примеры сильных сторон предприятия:

- адекватные финансовые ресурсы;

- высокая квалификация;

- хорошая репутация у покупателей;

- известный лидер рынка;

- возможность получения экономии от роста объема производства;

- защищенность от сильного конкурентного давления;

- преимущества в области конкуренции.

Слабые стороны предприятия  — это отсутствие чего-то важного  для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. Слабые стороны: отсутствие ясных стратегических направлений, ухудшающаяся конкурентная позиция, устаревшее оборудование, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, отставание в области исследований и разработок, очень узкая производственная линия, неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии. Примеры слабых сторон предприятия:

- нет ясных стратегических направлений;

- устаревшее оборудование;

- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

- отставание в области исследований и разработок;

- очень узкая производственная линия.

Рыночные возможности  — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Рыночные возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка, расширение производственной линии, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах, ускорение роста рынка. Примеры рыночных возможностей:

- расширение производственной линии;

- увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

- добавление сопутствующих продуктов;

- выход на новые рынки или сегменты рынка;

- ускорение роста рынка.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Рыночные угрозы: возможность появления новых конкурентов, рост продаж замещающего продукта, замедление роста рынка, неблагоприятная политика правительства, изменение потребностей и вкуса покупателей. Примеры рыночных угроз:

- рост продаж замещающего продукта;

- замедление роста рынка;

- возможность появления новых конкурентов;

- возрастающее конкурентное давление;

- изменение потребностей и вкуса покупателей;

- неблагоприятные демографические изменения.

Один и тот же фактор для разных предприятий может  быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов  населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса [11, с.126].

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:

  1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие.
  2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой.
  3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.

Определение рыночных возможностей и угроз.

Этот этап позволяет  оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:

  1. Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации.
  2. Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру.
  3. Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.

В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся  перед предприятием перспективы  и грозящие ему опасности.

Информация о работе Анализ внешней стреды