Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать влияние факторов внешней среды на организацию, выявить наиболее эффективные методы анализа и предложить способы повышения их эффективности.
Основные задачи курсовой работы:
- изучить понятие и основные характеристики внешней среды организации;
- проанализировать внешнюю среду организации ООО « Мечел-Сервис».
- разработать направления совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней среды.
Введение
3
1. Теоретические аспекты анализа внешней среды организации
5
1.1 Понятие внешней среды и ее основные характеристики
5
1.2 Методы анализа внешней среды организации
6
2. Анализ внешней среды организации на примере ООО «Мечел-Сервис»
15
2.1 Общая характеристика организации
15
2.2 Анализ и оценка внешней среды организации
22
3. Направление совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней среды
29
Заключение
39
Список использованных источников
43
Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.
Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).
Это такие виды, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.
Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.
Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.
Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.
Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.
Бизнес ООО «Мечел-Сервис» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.
Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.
Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности (таблица 2.2.2).
Для того чтобы установить
степень привлекательности
Таблица 2.2.2
Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли |
Относительный вес (ОВ)
|
Оценка привлекательности (ОП) |
Результат = ОВ*ОП |
1. Размер и темп роста рынка |
0,15 |
4 |
0,6 |
2. Острота конкуренции |
0,1 |
4 |
0,4 |
3. Концентрация потребителей |
0,05 |
5 |
0,25 |
4. Уровень концентрации поставщиков |
0,05 |
2 |
0,1 |
5. Зависимость спроса от цены |
0,07 |
3 |
0,21 |
6. Уровень насыщения спроса |
0,15 |
4 |
0,6 |
7. Невмешательство государства |
0,05 |
4 |
0,2 |
8. Низкая степень устаревания продукции |
0,03 |
5 |
0,15 |
9. Технологическая стабильность |
0,1 |
4 |
0,4 |
10. Прибыльность |
0,2 |
5 |
1,0 |
11. Барьеры для входа и выхода |
0,05 |
2 |
0,1 |
Оценка привлекательности отрасли |
1 |
- |
4,01 |
По полученным результатам
руководством организации принимается
решение о распределении ресурс
На основе результатов
анализа привлекательности
ООО «Мечел-Сервис» может
улучшить свои результаты только за счет
грамотной стратегии
Далее оценим конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса в данной отрасли, на основании данных таблицы оценки конкурентной позиции (таблица 2.2.3).
Таблица 2.2.3
Оценка конкурентной позиции
Основные факторы успеха |
Относительный вес (ОВ) |
Оценка привлекательности (ОП) |
Результат = ОВ*ОП |
1. Относительная доля на рынке |
0,2 |
4 |
0,8 |
2. Система сбыта |
0,05 |
5 |
0,25 |
3. Развитие производственных процессов |
0,1 |
5 |
0,5 |
4. Издержки (затраты) |
0,1 |
4 |
0,4 |
5. Техническая оснащенность |
0,15 |
4 |
0,6 |
6. Качество продукции |
0,1 |
5 |
0,5 |
7. Деловые связи |
0,2 |
4 |
0,8 |
8. Финансовые возможности |
0,1 |
4 |
0,4 |
Оценка конкурентной позиции |
1 |
- |
4,25 |
Рекомендации: поиск растущих
сегментов; специализация и
ООО «Мечел-Сервис» имеет хорошую силу, но рынок уже теряет свою привлекательность. Поэтому необходимо искать растущие сегменты; инвестировать в рост на этих сегментах, чтобы расти быстрее рынка и усиливать свое лидерство на рынке.
Таким образом, комплекс
мер по повышению конкурентоспособност
3. Направления совершенствования деятельности ООО «Мечел-Сервис» с учетом факторов внешней среды
С целью разработки рекомендаций по выбору стратегии развития произведем ранжирование глобальных проблем развития ООО «Мечел-Сервис» – таблица 3.1.
Таблица 3.1
Ранжирование глобальных проблем организации
Глобальные и локальные проблемы |
Ранг важности |
Комментарии |
Система управления: Стратегия развития Организация системы управления Регламентация процессов управления Корпоративное управление |
2 1 2 4
3 |
В сложившихся условиях
в экономике, технологии и политике
выживание и успех предприятия |
Управление техническим развитием: Новая техника и технология Модернизация оборудования Техническая оснащенность Качество продукции |
4
1 4 2 |
Предприятию необходимо уделять особое внимание централизации управления научно-техническим развитием, обеспечивая, таким образом, успешное внедрение новых технологий, аккумулирование и распространение знаний и лучшего опыта, технологическое обучение кадров. |
Управление персоналом: Персонал Социальное развитие |
5 1 2 |
Эффективное управление
человеческими ресурсами |
Управление экономикой и финансами: Собственность предприятия Экономическое развитие Финансы и бухгалтерский учет Труд и заработная плата |
1
4 3 1 2 |
От эффективного управления
финансовыми ресурсами зависит
финансово-экономическая |
Управление маркетингом: Маркетинг продукции Сбыт продукции Материально-техническое снабжение Транспорт Внешнеэкономическая деятельность |
3 2 1 3
4 5 |
Управление маркетинговой деятельностью требует знания особенностей состояния и развития рынка, умения оценить и предсказать рыночную ситуацию. Без сбора полной, достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей и в стимулировании новых запросов. |
Таким образом, важнейшей
глобальной проблемой исследуемого
предприятия ООО «Мечел-Сервис»
Второй и не менее важной проблемой является система управления предприятием в целом, а в основном разработка стратегии его развития в сложных условиях экономического развития.
Управление маркетингом
является также существенной глобальной
проблемой предприятия ООО «
Управление техническим
развитием является следующей глобальной
целью ООО «Мечел-Сервис», поскольку
важнейшим приоритетом и
Управление человеческими ресурсами и социальное развитие персонала также должно быть в числе приоритетных задач, решаемых на предприятии, и должно быть направлено на достижение главной цели ООО «Мечел-Сервис» - максимизации прибыли предприятия и повышения благосостояния его работников.
По каждой глобальной проблеме в работе предприятия разработаем стратегические идеи управления, позволяющие решить в перспективе указанные проблемы и усилить конкурентные преимущества организации – таблица 3.2
Изучению опыта стратегического управления предприятием уделяют внимание многие ученые-экономисты.
В западных исследованиях
в области стратегического
Таблица 3.2
Аргументация стратегических идей
Проблема |
Идея |
Аргументация | |
«За» |
«Против» | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Система управления |
- совершенствование системы управления организацией; - разработка новой стратегии развития |
1. Понимание сути происходящих событий в отрасли, правильная оценка остроты ситуации руководством, его способность вовремя распознать надвигающуюся опасность. 2. Обладание достаточным кадровым, техническим, экономическим потенциалом. 3. Знание потребностей
рынка и возможностей 4. Оперативность действий в любой ситуации. 5. Благоприятный морально-психоло |
- |
Техническое развитие |
- поиск и внедрение новейших технологий и техники |
Покупка нового оборудования и техническое переоснащение |
- |
Персонал |
- повышение квалификации сотрудников; - мотивационные и стимулирующие программы |
1. Лучшее понимание технологии управления. 2. Побуждение работников
организации к деятельности |
- |
Экономика и финансы |
улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач |
Рост прибыльности организации, финансовая стабильность. |
- |
Маркетинг |
- лидерство в борьбе с конкурентами; - выход на новые региональные рынки; - разработка новых видов акций и мероприятий по продвижению продукции |
Занятие более прочной позиции на рынке горнодобывающей и металлургической промышленности. |
- |