Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Целью курсовой работы является изучение и анализ ассортиментной политики ОАО «Бурятхлебпром».
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Товарный ассортимент: понятие и классификация………………………..5
1.2 Планирование и формирование ассортимента
1.3 Сущность ассортиментной политики и методы оценки его эффективности
Глава 2. Анализ ассортиментной политики предприятия ОАО «Бурятхлебпром» ……………………………………………………………
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ ассортиментной политики предприятия
2.3 АВС-анализ
Глава 3. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики на ОАО «Бурятхлебпром»
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Товарный ассортимент:
понятие и классификация…………………
1.2 Планирование и формирование ассортимента
1.3 Сущность ассортиментной политики и методы оценки его эффективности
Глава 2. Анализ ассортиментной политики предприятия ОАО «Бурятхлебпром» ……………………………………………………………
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ ассортиментной политики предприятия
2.3 АВС-анализ
Глава 3. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии
3.1 Мероприятия по
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном маркетинге
изучению рынка придается особое
значение. Эти исследования необходимы,
чтобы предвидеть развитие рыночной
ситуации, в первую очередь для
определения величины спроса, разработки
мер адекватного воздействия
на рынок и получения
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Целью курсовой работы является изучение и анализ ассортиментной политики ОАО «Бурятхлебпром».
Исходя из поставленной цели, в работе сформулированы и решены следующие задачи:
- выявление и рассмотрение теоритических основ ассортиментной политики предприятия;
-исследовать ассортиментную политику ОАО «Бурятхлебпром»;
- исследовать пути
Объектом исследования является ОАО «Бурятхлебпром».
Структура курсовой работы: введение, основная часть – три главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Товарный ассортимент: понятие, классификация и показатели
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку.
Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень классификации.
Классификация ассортимента товаров.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый:
- промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Промышленный ассортимент товаров разных организаций производителей, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России;
- торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный:
- простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Он характерен для магазинов, реализующих повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями;
- сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующих на покупателей с разным спросом;
- групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;
- видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент шоколада - белый, черный и др. - часть ассортимента шоколадных товаров.
- марочный ассортимент - набор товара одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары на ряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей;
- развернутый ассортимент - набор товаров, которые включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим;
- сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации;
- смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент:
- рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента;
- оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным:
- реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
- прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
- учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Основными характеристиками или показателями ассортимента товаров являются:
1. широта ассортимента - характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже;
2. полнота ассортимента - характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или тех, что выпускаются в области;
3. глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или тех, что выпускаются в области;
4. структура ассортимента - это количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем объеме товаров;
5. обновление ассортимента - это замена имеющихся товаров новыми, которые полнее удовлетворяют нужды потребителей своими улучшенными потребительскими свойствами.
Таким образом, знакомство с различными видами ассортимента, его характеристиками, а также ролью ассортимента на рынке даст возможность в дальнейшем выбрать наиболее эффективный путь выхода предприятия из кризисной ситуации и планирования ассортимента таким образом, чтобы прибыль была максимальной.
1.2 Планирование и формирование ассортимента
Сущность планирования и формирования ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Планирование ассортимента – это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
Планирование ассортиментом начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте.
Технология планирования ассортимента имеет следующие особенности:
во-первых, планированию и собственно формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспективном ассортименте фирмы (предприятия), его оптимальном варианте, основанном на прогнозных данных относительно будущего спроса и потенциальных возможностей предприятия удовлетворить предполагаемый спрос;
во-вторых, целевая направленность и искусство планирования проявляются в том, чтобы реализовать имеющиеся и потенциальные возможности предприятия, создав определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребности покупателя на высоком уровне и позволяющих получить расчетную прибыль;
в-третьих, типичному циклу планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные продукты предшествует предварительная оценка замысла, затем следует разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание опытных образцов, проверка возможностей массового производства, рыночный тест товара с целью выявления его жизнестойкости, соответствия требования рынка и прибыльности.
Формирование ассортимента - проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и « обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантии, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.
К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объемов и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.
Социальные факторы –
социальная и профессиональная структура
обслуживаемого населения; уровень
образования и культурного