Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа
В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей - выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных прибылей.
Введение 3
1. Роль и значение ассортиментной политики в повышении эффективности работы организации 6
2. Ситуационное положение организации на рынке, оценка сильных и слабых сторон 24
3. Анализ ассортимента организации и методов его формирования 33
4. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования ассортиментной политики 40
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложения
Характеризуя эффективность функционирования товаропроводящей сети в 2008 году, следует отметить следующие моменты: географически рынки сбыта продукции, возможно, определить следующим образом:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Иные государства СНГ;
- Дальнее зарубежье.
Основными рынками сбыта СП ОАО «Спартак» определены Республика Беларусь – 77,1% объема продаж и Российская Федерация – 17,6 %. Одновременно с поставками продукции на вышеуказанные рынки отдел маркетинга и отдел продаж прорабатывают возможность увеличения поставок продукции на рынки Западной Европы и США.
Основными партнерами кроме Российской Федерации, являются Германия, Польша, Литва и Украина. Также СП ОАО «Спартак» расширяет географию отгрузок своей продукции в Великобританию, США, Израиль, Латвию, Узбекистан.
В странах СНГ и дальнем зарубежье существуют крупные дистрибьюторы, которые обладают эксклюзивными правами на представление интересов СП ОАО «Спартак» в определенных регионах. Так, с участием еще четырех кондитерских организаций (Коммунарка, Слодыч, Красный пищевик и Красный Мозырянин) СП ОАО «Спартак» создал собственный торговый дом «Белкондитер», который занимается реализацией кондитерских изделий в России.
Организационная структура предприятия – это совокупность отделов и служб, которые строят и координируют систему менеджмента. Организационную структуру предприятия в совокупности с его производственной структурой формирует общая структура предприятия. Структура и административная подчиненность отдела рекламы и маркетинга на СП ОАО «Спартак» приведена на рисунке 2.1.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» относится к линейно-функциональному типу, так как функциональный аппарат управления состоит из отделов и служб, работой, которых руководит дирекция во главе с директором, его заместителями и главными специалистами. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, руководящий коллективом. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
Управление в СП ОАО «Спартак» (далее Общество) осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, ген. директор, дирекция.
Рисунок 2.1 - Структура и административная подчиненность отдела рекламы и маркетинга на СП ОАО «Спартак»
Генеральному директору непосредственно подчиняются:
- главный инженер (ответственный за СУОС);
- зам. ген. директора (по продажам);
- зам ген. директора по коммерческим вопросам (коммерческий директор);
- 1-й зам ген. директора по экономике и финансам;
- заместитель генерального директора (по производству и технологии) (ответственный за СМК);
- главный бухгалтер.
Коммерческий директор – первый заместитель генерального директора: осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью СП ОАО «Спартак» в области планирования и управления его производственно-экономической политикой; принимает участие в разработке планов и программ НИОКР и производства; разрабатывает рекомендации по выбору целевого рынка; принимает меры по своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями. Под его руководством находятся отдел внешнеэкономических связей; отдел материально-технического снабжения, который имеет склады сырья, технический и АЗС, сахара, муки, спиртов и жиров, тестов и патоки, мешкотары, бумаги и этикеток; хозяйственная служба и транспортный цех.
Также генеральному директору подчиняется 1-й зам ген. директора по экономике и финансам: выполняет работу по осуществлению экономической деятельности, направляет на повышение эффективности и рентабельности производства; подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности; выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам; осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации и еео подразделений; оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Под его руководством находится: планово-экономический отдел, который планирует хозяйственно-финансовую деятельность организации; отдел труда и заработной платы, осуществляющий организацию заработной платы работников организации; финансовый отдел, контролирующий финансовое положение; служба ИТ и АСУП.
Заместитель генерального
директора (по производству и
технологии) занимается частично
работой генерального
Главный бухгалтер:
осуществляет организацию
Контроль деятельности
Общества осуществляет ревизионная
комиссия. Ревизионная комиссия в
составе 3 человек избирается ежегодно
очередным собранием
Ревизионная комиссия осуществляет
контроль предпринимательской
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность СП ОАО «Спартак» нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Для начала изучим обеспеченность
СП ОАО «Спартак» трудовыми ресурс
Таблица 2.1 - Обеспеченность СП ОАО "Спартак" трудовыми ресурсами
за 2006 – 2008 гг., человек
Категории персонала |
Годы |
Темп изменения, % |
Отклонение (+,-) | ||||||
2007 к 2006 |
2008 к |
2007 от 2006 |
2008 от | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | |||
Количество работников, всего |
2199 |
2217 |
2174 |
100,8 |
98,9 |
98,1 |
18 |
-25 |
-43 |
В том числе: работники основой деятельности |
2045 |
2066 |
1957 |
101,0 |
95,7 |
94,7 |
21 |
-88 |
-109 |
Из них: рабочие |
1808 |
1789 |
1698 |
98,9 |
93,9 |
94,9 |
-19 |
-110 |
-91 |
руководители |
107 |
110 |
103 |
102,8 |
96,3 |
93,6 |
3 |
-4 |
-7 |
специалисты |
129 |
165 |
154 |
127,9 |
119,4 |
93,3 |
36 |
25 |
-11 |
работники неосновной деятельности |
154 |
151 |
217 |
98,1 |
140,9 |
143,7 |
-3 |
63 |
66 |
Анализируя данные таблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество работников сократилось на 43 человека (или на 1,9 %), по сравнению с 2006 годом – на 25 человек (или на 1,1%).
Изучая динамику состава работников основной деятельности (промышленно-производственного персонала), можно отметить снижение численности рабочих в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 91 человека (или на 5,1%), по сравнению с 2006 годом – на 110 человек (или на 6,1%). Количество руководителей в 2008 году сократилось по сравнению с 2007 годом – на 7 человек (или на 6,4%), по сравнению с 2006 годом – на 4 человека (или на 3,7%). Число специалистов в 2008 году снизилось по сравнению с 2007 годом 11 человек (или на 6,7%), но возросло по сравнению с 2006 годом на 25 человек (или на 19,4%).
В целом количество промышленно-производственного персонала за 2006 - 2008 годы снизилось на 88 человек (или на 4,3%).
Квалификационные разряды рабочим устанавливаются в соответствии с требованиями единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Средний разряд рабочих на фабрике –4,0 , в том числе в основных цехах – 3,9, во вспомогательных цехах – 4,3 .
Далее оценим динамику производительности труда в фактических и сопоставимых ценах за 2006-2008 годы (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Динамика производительности труда на СП ОАО «Спартак»
за 2006 – 2008 гг.
Показатели |
Годы |
Темп изменения, % |
Отклонение (+,-) | ||||||
2007 к 2006 |
2008 к |
2007 от 2006 |
2008 от | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | |||
1. Объем продукции, млн р.: |
|||||||||
в фактических ценах |
112463 |
131581 |
137461 |
117,0 |
122,2 |
104,5 |
19118 |
24998 |
5880 |
в сопоставимых ценах |
112463 |
125915 |
113889 |
112,0 |
101,3 |
90,4 |
13452 |
1426 |
-12026 |
2. Среднеспи -сочная численность работников основной деятельности, чел. |
2045 |
2066 |
1957 |
101,0 |
95,7 |
94,7 |
21 |
-88 |
-109 |
3. Среднегодовая выработка на одного работника, млн р.: в фактических ценах |
54,99 |
63,69 |
70,24 |
115,8 |
127,7 |
110,3 |
8,69 |
15,25 |
6,55 |
в сопоставимых ценах |
54,99 |
60,95 |
58,20 |
110,8 |
105,8 |
95,5 |
5,95 |
3,20 |
-2,75 |
В таблице 2.2 рассчитана среднегодовая выработка одного работника в фактических и сопоставимых ценах. Она возросла в фактических ценах с 63,69 млн р. в 2007 году до 70,24 млн р. в 2008 году. Но снизилась с 60,95 млн р. до 58,20 млн р. в сопоставимых ценах за тот же период. Рост среднегодовой выработки в фактических ценах объясняется ростом объема продукции в фактических ценах.
Основной задачей организации является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность организации.
Рассмотрим динамику производства продукции СП ОАО «Спартак» за 2006 - 2008 годы (таблица 2.3).
Показатели таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом объем производства продукции СП ОАО «Спартак» увеличился в фактических ценах на 4,5%, а по сравнению с 2006 годом - на 22,2%.
Таблица 2.3 - Динамика производства продукции СП ОАО «Спартак»
за 2006 - 2008 гг., млн р.
Показатели |
Годы |
Темп изменения, %; отклонение (+,-) | ||||
2007 к 2006 |
2008 к | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 | ||
1. Объем производства
продукции: |
112463 |
131581 |
137461 |
117,0 |
122,2 |
104,5 |
в сопоставимых ценах |
112463 |
125915 |
113889 |
112,0 |
101,3 |
90,4 |
2. Из общего объема
продукции в фактических ценах: |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
новая продукция, % к общему объему |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
научно-техническая продукция |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
научно-техническая продукция, % к общему объему |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
сертифицированная продукция |
111902 |
130792 |
136637 |
116,9 |
122,1 |
104,5 |
сертифицированная продукция, % к общему объему |
99,5 |
99,4 |
99,4 |
-0,1 |
-0,1 |
0,0 |
3. Объем отгруженной продукции в фактических ценах, всего |
110411 |
123724 |
130349 |
112,1 |
118,1 |
105,4 |
В том числе: |
17644 |
17694 |
18165 |
100,3 |
103 |
102,7 |
за пределами Республики Беларусь, % к общему объему |
15,7 |
14,3 |
13,9 |
-1,4 |
-1,8 |
-0,4 |
в страны СНГ |
15762 |
15570 |
15568 |
98,8 |
98,8 |
100,0 |
в страны СНГ, % к общему объему |
14,0 |
12,6 |
11,9 |
-1,4 |
-2,1 |
-0,6 |
4. Выручка от реализации продукции |
118125 |
142599 |
142691 |
120,7 |
120,8 |
100,1 |