Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:49, реферат
В экономике постиндустриальных стран центр тяжести все больше смещается в направлении сферы услуг. В этой сфере информационными технологиями пронизано буквально все. Новейшим средством массовой информации стал Интернет. Всемирная Сеть используется также для ведения рекламной и маркетинговой деятельности, хотя масштабы этих операций по сравнению с традиционным сектором пока невелики. Интернет позволяет уйти от бизнес-схемы организации службы информационных технологий в компании - ее функции передаются провайдерам прикладных решений. Это позволяет даже малым и средним предприятиям осуществлять сложные работы по маркетингу с помощью дорогостоящих интеллектуальных систем.
ВВЕДЕНИЕ
В экономике постиндустриальных
стран центр тяжести все больше смещается
в направлении сферы услуг. В этой сфере
информационными технологиями пронизано
буквально все. Новейшим средством массовой
информации стал Интернет. Всемирная Сеть
используется также для ведения рекламной
и маркетинговой деятельности, хотя масштабы
этих операций по сравнению с традиционным
сектором пока невелики. Интернет позволяет
уйти от бизнес-схемы организации службы
информационных технологий в компании
- ее функции передаются провайдерам прикладных
решений. Это позволяет даже малым и средним
предприятиям осуществлять сложные работы
по маркетингу с помощью дорогостоящих
интеллектуальных систем.
Лишь современные информационные технологии позволяют практически мгновенно подключаться к любым электронным массивам, получать всю необходимую информацию и использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений в сфере бизнеса, коммерции, маркетинга.
В таких условиях особое значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области маркетинговой деятельности, способных работать в условиях развитой информатизации.
В настоящее время информация пронизывает все сферы деятельности субъектов экономики и производства. Это в полной мере относится и к управлению маркетингом, где анализ, планирование, реализация и контроль за проведением комплексов мероприятий с целью достижения выгодных обменов с потребителями продукции и услуг, получения прибыли от них, роста объема сбыта, увеличения доли рынка основываются на качественном информационном обслуживании всех этапов маркетинговой деятельности.
Сегодня руководители и исполнители маркетинговых служб на своих рабочих местах могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию о производимых товарах и услугах, ценах на них, спросе на товары и т.п. для анализа конкретной производственной или рыночной ситуации.
Однако на сегодняшний день в нашей стране недостаточно теоретических работ в сфере информатизации предпринимательской деятельности, а практически реализованных систем автоматизации маркетинга еще меньше. Это является следствием нашего отставания от мирового уровня в развитии техники, инструментального и программного обеспечения, тем более в сфере рыночной информационной инфраструктуры.
1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В МАРКЕТИНГЕ
Экономическая информационная система
(ЭИС) - совокупность внутренних и внешних
потоков прямой и обратной информационной
связи экономического объекта, методов,
средств, специалистов, участвующих в
процессе обработки информации и выработке
управленческих решений.
ЭИС маркетинга является системой информационного обслуживания работников, занятых в его службах, и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и действует в регламенте, определенном методами и управленческой структурой, принятой на конкретном экономическом объекте (предприятии, организации), реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия либо полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производственного процесса, процесса управления.
Сегодня можно констатировать многообразие программных продуктов, предлагаемых на рынке информационно-технических изделий и предназначенных для решения задач учетно-статистического характера. С этими задачами логически и информационно тесно связаны маркетинговые задачи, составляющие основу инфраструктуры управления производственно-сбытовой деятельностью на современном этапе. Учитывая рост конкуренции, можно предвидеть, что их решение будет все более актуальным. Более того, в условиях рынка единственно возможной концепцией управления является маркетинг, важнейшие функции которого - исследование, организация и планирование.
В то же время готовых полных систем автоматизированного маркетинга на российском информационном рынке найти практически невозможно, кроме того, не все российские руководители осознали роль маркетинга для выживания в условиях рынка, отсюда и платежеспособный спрос на маркетинговые информационные системы пока невелик.
Автоматизированная система маркетинга может рассматриваться как упорядоченная (в смысле последовательности функционирования и по назначению) совокупность программных модулей и информационных наборов данных, служащих подспорьем в ходе принятия маркетинговых решений управляющим персоналом фирмы или организации. Направление, содержание и возможности внедрения приемов и методов автоматизации прежде всего зависят от организации маркетинговой работы на предприятии, выбора структуры управления маркетингом, распределения задач и обязанностей занятого в этой сфере персонала. При этом служба маркетинга поставляет другим подразделениям предприятия информацию аналитического и рекомендательного характера, на которой базируется принятие решений по вопросам ассортиментной, технологической, научно-технической и финансовой политики предприятия.
В основе принятия маркетинговых решений лежат требования рынка. Ясно, что при такой постановке работы многократно возрастает роль статистических подпрограмм. Они носят универсальный характер и могут быть успешно использованы независимо от типа маркетинга, будь то маркетинг продукции инженерного и производственно-технического назначения или потребительского товара либо услуг. Информационная система маркетинга является частью системы управления микроэкономическим объектом и должна обеспечивать поэтапное проведение маркетинговых исследований, начиная от сбора и регистрации данных и заканчивая процессом их анализа и выработкой рекомендаций.
Автоматизация маркетинга - искусство не в меньшей степени, чем сам маркетинг. Здесь стандартизированный подход невозможен. Можно только выделить общий состав задач автоматизированной системы маркетинга, воспользовавшись определением самого понятия “маркетинг”.
Отсюда и основной перечень задач: прогнозирование покупательского спроса, ценообразование, оптимизация ассортимента товаров, выбор рациональных способов их продвижения и доставки, анализ внешней среды.
Создание автоматизированной системы сквозного маркет-моделирования, выгодно многим организациям, поскольку позволяет избежать лишних расходов на производство никому не нужной продукции, назначать на товары и услуги эффективные цены, упорядочивать и строить наиболее целесообразно рыночную деятельность хозяйствующего субъекта.
2. ПРОБЛЕМА
ВЫБОРА
Среди жертв "информационного взрыва" в бизнесе маркетологи занимают особое место. Рост информационных нагрузок, по-видимому, бьет по маркетологам с наибольшей силой.
Маркетологам неизбежно приходится сталкиваться с необходимостью постоянного учета и анализа огромных массивов разнообразных и разнородных данных - это и характеристики конъюнктуры рынка (поставщики с их товарной номенклатурой, порой состоящей из шестизначного числа позиций и самой разнообразной (зачастую непредсказуемой) ценовой политикой, сами товары/услуги со все возрастающим числом характеристик, целевые группы потребителей с их вкусовыми предпочтениями, покупательной способностью и непрерывно растущими претензиями к качеству товара и сервиса, и конкуренты с их коварными замыслами), и результативность текущей маркетинговой политики, и необходимость планирования собственной деятельности (нередко включающей, помимо чисто маркетинговых, еще и рекламные мероприятия) - и все это в условиях острого дефицита необходимой информации при переизбытке "информационного шума".
Разумеется, проблема информатизации деятельности маркетолога (а точнее, выбора или написания на заказ специализированного программного обеспечения) является только "подпроблемой" в контексте информатизации предприятия в целом. Однако, как показывают и экспертные опросы, и нарастающая активность общения в профильных интернет-форумах, проблема выбора ПО, адекватного для решения маркетинговых задач, становится все более актуальной.
"Палочкой-выручалочкой" для маркетолога в этих условиях должно стать соответствующее программное обеспечение, удовлетворяющее критериям функциональности, надежности и цены. Что же может предложить российский рынок программного обеспечения?
Классифицировать все виды программ, имеющих отношение к маркетингу, достаточно сложно, но в первом приближении выделяются следующие категории.
Специализированные маркетинговые модули, входящие в состав больших программных комплексов: "Галактика", "Парус", а также продуктов категории CRM.
Аналитические программы, которые могут быть использованы для нужд маркетинга: SPSS, Statistika, Forecast Expert, ДА-система, Бизнес-Прогноз и др.
Узкоспециализированные программные модули для отдельных маркетинговых задач, предприятий или сегментов рынка. Такого рода программным продуктам несть числа, поскольку ввиду небольшой сложности разработки они "ваяются" квалифицированными маркетологами и/или близкими к ним программистами и распространяются, как правило, на условиях freeware или shareware за символическую плату (которую отечественные пользователи все равно предпочитают не платить).
Многофункциональные универсальные
маркетинговые программы, позволяющие
эффективно решать весь набор маркетинговых
задач предприятия и совместимые с другими
программами (прежде всего бухгалтерскими
и финансовыми) в рамках корпоративной
информационной системы (КИС) предприятия.
3. ОБЗОР ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все знают о популярных программа
типа "1С: Бухгалтерия", "ИНФИН-Бухгалтерия",
"Инфо-Бухгалтер". Но это лишь учетные
системы. Существенно облегчая труд бухгалтеров,
они мало помогают руководителям. А уж
о маркетологах и аналитиках до недавнего
времени и вообще мало кто вспоминал. Так
могло продолжаться лишь до тех пор, пока
экономика жила западными кредитами, экспортом
сырья и распродажей прежних запасов.
Со временем частные предприниматели
первыми, а директора заводов вторыми
почувствовали, что так дальше жить не
получается. Если предприятие не начинает
борьбу с внутренним беспорядком, с сокращением
издержек, с неэффективным руководством,
то оно обречено. Сегодня почти все поняли,
что такое конкуренция. Слабые и неэффективные
в ней погибают. Поэтому так быстро вырос
рынок рекламы, рынок консалтинговых услуг.
С подачи консультантов на предприятиях
стали внедряться аналитические, управленческие
системы и даже простейшие маркетинговые
программы.
К первым можно отнести системы
"ИНЭК-Аналитик", Audit Expert, "Альт-Инвест".
Ко вторым - "Галактику", NS-2000, "Парус-Корпорация",
"Тектон". К третьим - Marketing - Expert. Marketing
GEO, "БЭСТ-Мфркетинг".
"БЭСТ-Маркетинг"
Программная система "БЭСТ-Маркетинг" представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции. Система может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг. Бесспорным достоинством данной программы является предельная простота терминологии интерфейса, которая рассчитана на самого обычного пользователя, не имеющего специального образования в области маркетинга. Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу "хуже/лучше", "важно/второстепенно". Вводимые качественные данные
преобразуются системой в количественные,
что позволяет проводить соответствующие
расчеты. В числе методик, на которых базируется
"БЭСТ-Маркетинг" - SWOT-анализ и модель
Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа.
Возможности системы "БЭСТ -
Маркетинг":
Анализ рынка:
· определение перспективных рыночных
ниш;
· анализ конкурентоспособности товара;
· анализ рекламы, рекомендации по повышению
ее эффективности;
· рекомендации по стимулированию продаж.
Анализ конкурентов:
· степень присутствия конкурентов на
рынке;
· сравнительный анализ по товару;
· сравнительный анализ рекламных компаний.
Финансовое планирование маркетинговой
деятельности:
· прогноз продаж;
· бюджет рекламы;
· сводный бюджет;
· подготовка бюджета затрат по продвижению
продукции и контроль за его исполнением.
· Благодаря программной системе "БЭСТ-Маркетинг"
предприятие сможет оценить свои сильные
и слабые стороны в рекламной и маркетинговой
политике и получить комплекс рекомендаций
по укреплению позиций на рынке.
Благодаря программной системе "БЭСТ-Маркетинг"
предприятие сможет оценить свои сильные
и слабые стороны в рекламной и маркетинговой
политике и получить комплекс рекомендаций
по укреплению позиций на рынке.
Marketing Expert
Marketing Expert - это система стратегического
планирования и аудита маркетинга.
Анализ прибыльности сегментов рынка
и каналов сбыта. Анализ сильных и слабых
сторон компании. Анализ портфеля продукции.
Анализ стратегий. Разработка плана
маркетинга.
Marketing Expert позволяет:
Информация о работе Автоматизация маркетинговой деятельности