Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Определить сущность и особенности банковского маркетинга;
2. Рассмотреть цели и задачи маркетинга в банковской сфере;
3. Оценить маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков;
4. Проанализировать характеристику КБ «Банк ВТБ»;
5. Исследовать основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ».
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Сущность и особенности банковского маркетинга…………………............5
1.2 Цели и задачи маркетинга в банковской сфере……………………………14
1.3 Маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков………………..…………………………………………………………...17
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛИ БАНКА НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ КБ «БАНК ВТБ»)
2.1 Характеристика КБ «Банк ВТБ»……………………………………………28
2.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ»…….32
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
3.1Новые банковские услуги как способ совершенствования работы банка и привлечения новых клиентов…………………………………………………...43
3.2 КБ «Банк ВТБ», как пример оптимизации взаимоотношений, возникающих на рынке банковских услуг……………………………………..44
3.3 Необходимость и возможные пути улучшения взаимодействия банка и потребителей на современном этапе……………………………………..…….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….......57
Новые технологии позволяют добиться большей индивидуализации предложения банковских продуктов и услуг и оказывать их клиенту в любом месте и в любое время по его запросу. В этой связи, эксперты говорят о формировании новой концепции виртуального банка, основанного на информационных и коммуникационных технологиях.
Решая задачу обеспечения населения России качественными банковскими продуктами и услугами, ВТБ за последнее время практически утроил размеры своей региональной сети внутри страны. У Группы ВТБ в России сегодня 524 офисов продаж в 67 из 86 регионов страны.
Маркетинговая деятельность ВТБ не завершается выявлением возможностей рынка и самого банка. Специалисты маркетинговой службы помимо этого, разрабатывают стратегический и оперативный план маркетинга, предпринимают усилия по их реализации. Маркетинговую деятельность рассматривать и с точки зрения реализации элементов комплекса маркетинга. Специалисты в области маркетинга разрабатывают товарную политику банка, заключающуюся в определении изменений характера и ассортимента предлагаемых услуг, а так же их объема, и подходов к обновлению ассортимента, предложению нетрадиционных продуктов и услуг.
Кроме этого, ВТБ занимает активную социально ответственную позицию, воспринимая меценатство как неотъемлемую часть своей работы, позволяющую продвигать свою философию, выполнять свою миссию по отношению к обществу. Стабильно растущие финансовые результаты позволяют расширять и диверсифицировать спонсорские и благотворительные программы Банка, ключевыми приоритетами которых остаются культура, образование, спорт, здравоохранение, а также адресная социальная помощь. Спонсорская и благотворительная деятельность ВТБ сочетает в себе долгосрочную поддержку проектов и разовые пожертвования. Мероприятия, спонсором которых выступает ВТБ, можно разделить на две категории — проекты, ориентированные на продвижение имиджа Банка, и кампании по привлечению клиентов.
Рисунок 2.1 — Схема управления маркетингом в ВТБ
Проанализировав основные направления ВТБ в области маркетинга, можно сделать вывод, что ВТБ придает большое значение маркетинговой стратегии, планированию и контролю маркетинга, активно применяет во взаимосвязи все элементы комплекса маркетинга, включая качество обслуживания. Кроме того, для удовлетворения потребителей, банк внедряет в свою деятельность инновационные банковские продукты, применяет современные методы сбыта. Большее значение банк уделяет своему имиджу и связям с общественностью.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
3.1Новые банковские
услуги как способ
В условиях жесткой конкуренции и стремительно развивающегося научно-технического прогресса на рынке банковских услуг появляются все более новые, лучшие по качеству и более легкие в обращении товары. Необходимо отметить, что научные исследования имеют узкую направленность – автоматизация предоставления банковских услуг. Здесь подразумевается и система электронных расчетов и обслуживание на дому при помощи системы «Банк-клиент» в режиме онлайн.
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим.
Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты телефонных переговоров и т.д. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
Одной из новейших банковских услуг являются лазерные карточки, в основе создания и применения которых лежат новейшие технологии, в частности лазерное сканирование.Наиболее широко лазерные карточки представлены в США.
Эти карточки могут
накапливать большие объемы информации,
и с их помощью можно выполнять
множество операций - от оплаты товаров
и услуг до использования в
медицинских целях для
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой "технологической революции" в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских (и других) систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.
3.2 КБ «Банк ВТБ», как пример оптимизации взаимоотношений, возникающих на рынке банковских услуг
КБ «Банк ВТБ» - это универсальный коммерческий банк, оказывающий широкий спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам. Банк имеет широко разветвленную филиальную сеть внутри страны.
Основными принципами, которыми руководствуется Банк в своей сегодняшней деятельности, являются:
- получение прибыли;
- расширение
операций в регионах, где имеются
надежные и перспективные
- увеличение
собственной доли на рынке
банковских операций путем
- применение благоразумной и новаторской тактики для обеспечения стабильного роста доходов путем размещения средств в активы самого высокого качества;
- максимальное
удовлетворение нужд и
Наиболее ценным капиталом Банка являются его клиенты. Сегодня КБ «Банк ВТБ» обслуживает большинство строительных организаций республики, транспортные предприятия, предприятия связи, авиакомпании, сельскохозяйственные предприятия, предприятия перерабатывающей промышленности, крупные частные компании промышленности и торговли, частных лиц.
КБ «Банк ВТБ» предлагает своим клиентам широкий спектр финансовых услуг, основными из которых являются:
* открытие и
обслуживание банковских
* быстрые денежные переводы в любую точку мира;
* операции с картами VISA, MASTER CARD, обслуживание чеков American Express;
* документарные
операции по экспортно-
* проведение
банковских платежей с
* консалтинговые услуги в области инвестиционной деятельности;
* операции на
рынке ценных бумаг и
* кредитование в валюте и рублях, в том числе из линий международных финансовых организаций;
* прием широкого спектра депозитов физических и юридических лиц;
* хранение ценностей
в несгораемых сейфовых
Кадровый состав специалистов банка представляет собой сплав опыта и молодости, позволяющий эффективно решать стоящие перед банком задачи. Многие специалисты банка прошли подготовку в ведущих банковских и финансовых институтах России.
Важным моментом оценки рыночных тенденций являются темпы роста основных банковских показателей, характеризующих степень развития банка на определенном этапе. По темпам роста большинства показателей банком в 2011 году достигнута положительная динамика - темпы роста СНК составили 121,0%, темпы роста депозитов - 151,7%, темпы роста ценных бумаг - 530%, снижение объемов фонд риска - 92,4%[32].
Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в стране, итоги деятельности в 2011 году КБ «Банк ВТБ» в целом можно считать успешными. По результатам деятельности получены доходы в размере 97,4 млн. руб., расходы составили 79,6 млн. руб., прибыль - 14,8 млн. руб. Динамика прибыли, доходов и расходов представлена в диаграмме 3.1[32].
1 Доходы 2.Расходы 3. Прибыль
Диаграмма 3.1 - Динамика прибыли, доходов и расходов
План 2011 года перевыполнен по доходам на 109%, расходы составили по отношению к плану - 99,3%. Показатель доходов по сравнению с 2010 годом увеличился на 118%, расходы - на 102,6%, прибыль - в 3,0 раза[32].
Совокупный
нормативный капитал банка
Стратегия банка в области формирования пассивов направлена на поддержание и улучшение имеющихся пропорций между собственными и привлеченными ресурсами.
Проведение гибкого подхода в отношении политики процентных ставок, а также безусловное и своевременное удовлетворение всех обязательств, взятых на себя Банком, способствовало укреплению доверия со стороны клиентов. В результате КБ «Банк ВТБ» сумел существенно увеличить объем самостоятельно привлеченных средств.
В течение 2011 года банк провел значительную работу по привлечению внешних ресурсов для финансирования конкретных программ. В 2012 году наряду с ростом объемов кредитования заложен также рост объемов привлеченных депозитов, что обусловлено как прогнозируемым ростом денежной массы, так и планируемыми результатами конкурентной борьбы на рынке за клиента путем предоставления более удобных и качественных услуг[33].
Высокие рейтинги и финансовая устойчивость Банка достигается путем поддержания оптимального соотношения между активными и пассивными операциями по срокам и по структуре, обеспечения надежности и безопасности банковских операций, строгое выполнение обязательств перед клиентами.
Намечена деятельность
по повышению эффективности
В разрезе рынка КБ «Банк ВТБ» занимает 2 место среди банков по объему кредитования промышленности, недвижимости и строительства, 4 место - по кредитам в энергетический сектор, 5 место - по объемам кредитования сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, 4 место - по объемам потребительских кредитов, выданных на рынке[32].
В 2011 году кредитные вложения банка в различные области экономики характеризовались следующими цифрами: 38% кредитных вложений банка приходилось на промышленность, по 15% - на кредитование строительства и правительственных программ, 13% - на кредитование торговли,10% кредитных вложений пришлось на сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, 4% - на энергетику и топливную сферу, около 1% - на потребительские кредиты[32].
За истекший год в Банке наиболее активно проводилась работа на рынке как корпоративных, так и государственных ценных бумаг, как на первичном, так и на вторичном рынках.
Специалисты КБ «Банк ВТБ» оказывают клиентам следующие виды услуг:
- полный пакет
операций с банковскими и
- осуществление
долгосрочного кредитования
- проведение всестороннего анализа рынка и оценки деятельности предприятий;
- разработку
наиболее оптимальных
- разработку
рекомендаций по повышению
- определение
оптимальной стратегии
Используя методы
современного технического анализа
и финансовой статистики, специалисты
разрабатывают для клиента
Клиенты КБ «Банк ВТБ» имеют возможность получать в кратчайшие сроки высококвалифицированную консультацию по проведению различных валютных операций при осуществлении экспорта-импорта, по получению гарантий, по инкассо и выдаче именных чеков и др. Все документарные операции осуществляются в соответствии с международными правилами.
КБ «Банк ВТБ», являясь активным участником Межбанковского валютного рынка, а также в целях оперативной конвертации валюты, проводит куплю-продажу наличной и безналичной иностранной валюты, как за свой счет, так и по поручению и за счет клиента, применяя индивидуальный подход к каждому клиенту банка.
В 2011 году КБ «Банк ВТБ», как и прежде, уделяет особое внимание клиентам банка, стремясь к установлению партнерских отношений с каждым конкретным клиентом и максимальному удовлетворению их потребностей в банковских услугах высокого качества.
В связи с ужесточением конкурентной борьбы на рынке все большую значимость приобретает работа с клиентами и качество их обслуживания, от которого зачастую напрямую зависит увеличение темпов роста важнейших показателей банка. Повышение ориентированности на нужды клиентов, особенно для операционных работников, разработка систем и схем индивидуального обслуживания клиентов приобретает все большее значение. В этой связи планируется организация и проведение специализированных тренинг программ для персонала, непосредственно контактирующего с клиентами.