Бизнес-планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия «бизнес-план», раскрытие его сущности и анализ структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разработки бизнес-плана;
- выявить функции и принципы бизнес-планирования;
- изучить структуру и содержание бизнес-плана, методологию его составления, а также процесс организации бизнес-планирования с точки зрения предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4
Сущность бизнес-планирования и его использование в деятельности предприятия……………………………………………………………………6
Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..………
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.............................................................

Файлы: 1 файл

Инфраструктура рынка.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Инициирование - стимулирование и мотивация намеченных действий.

Прогнозирование - приведение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов.

Оптимитизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция- учет взаимосвязи всех структурных подразделений компании на достижение единого результата.

Безопасность направления - обеспечение информацией о всевозможных рисках для своевременного принятия мер по уменьшению отрицательных моментов.

Упорядочивание - создание единого общего полрядка для совместной деятельности и ответственности.

Контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения планов, он не обходим для выявления ошибок в срок.

Воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов в рационально-спланированном действии на поведение работников и возможность обучения их.

Документирование - представление действий в документационной форме, что может быть документом успешных или ошибочных действий менеджеров [6].

Принципы бизнес-планирования тесно связаны между собой, они ориентируют предпринимателей на высокие социально-экономические результаты. Кроме всех вышеперечисленных принципов в процессе планирования учитываются и следующие общеэкономические принципы: научность, динамичность, директивность, эффективность, комплектность и т.д.

Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях проекта и на последующей реализации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки эффективной работы и уменьшает риск отрицательных результатов.

Файоль определил 4 основных принципа:

1) Единство - он представляет, что  планирование в организации должно  носить системный характер, что  означает существование совместимости  элементов и взаимосвязь между  ними. Здесь координирование плановой деятельности определенных функций подразделений выражается в том, что: деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с эффективным планированием другого подразделения; всякие изменения в планах первого подразделения должны отражаться в планах других подразделений.

2) Непрерывность - смысл непрерывности  планирования заключается в том, что процесс планирования на  предприятии должен осуществляться  постоянно в рамках жизненных циклах проектов.

3) Гибкость - в понятии гибкости  связано с непрерывностью планирования, в придании плану и процессу  способность менять свою направленность  в связи с возникшей ситуацией  и непредсказуемыми обстоятельствами.

4) Точность - все планы должны быть составлены с наивысшей точностью, т.е. конкретизированные и детализированы в той степени, в которой позволят внутренние и внешние условия фирмы.

5) Участие - он говорит о том, что каждый член организации  становиться участником плановой  деятельности, не зависимо от занимаемой должности и выполняемых функций [7].

В зависимости от экономических возможностей организации могут использоваться 3 подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, то именно они задают цели, которые в дальнейшем не пересматриваются даже при появлении благоприятных возможностей, ибо на реализацию просто может не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно не большими организациями, главная цель которых - выживание. Более крупные фирмы могут корректировать планы в соответствии с новыми возможностями, привлекая дополнительные средства, излишками которых располагают. Такой подход к планированию получил название адаптационного. Наконец, фирмы, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходя не из ресурсов, а из целей, поэтому, если проект сулит высокую прибыль, средств на него не жалеют.

Итак, считается, что разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг к другу. В процессе планирования необходимы постоянные коррективы и перепланирования.

Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

- определить конкретные направления  деятельности фирмы, целевые рынки  и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

- выбрать состав и определить  показатели товаров и услуг, которые  будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые  издержки по их формированию и реализации;

- выявить соответствие имеющихся  кадров фирмы;

- определить состав маркетинговых  мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оценить финансовое положение  фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть трудности, которые  могут помешать практическому  выполнению бизнес-плана.

Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяют выделить следующие области их применения:

- подготовка инвестиционных заявок  существующими и вновь создаваемыми  предприятиями на получение кредитов  в коммерческих банках;

- обоснование предложений по  приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

- разработка проектов создания  частных фирм, без чего риск  разорения новых предпринимателей  оказывается чрезмерным;

- выбор экономически выгодных  направлений и способов достижения  положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

- привлечение иностранных инвестиций  для развития предприятия [8].

 

1. 2 Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности предприятий

В планировании нуждается каждое предприятие, как всё народное хозяйство в целом, так отдельная отрасль промышлености в частности. Спланировать создание и развитие своей предпринимательской инициативы — это в первую очередь суметь верно, провести оценку возможности, объемы производимого товара, и его конкурентоспособность [9].

Стремительное развитие старых, а так же появление новых технологических цепочек производств; многократное увеличение предлагаемых видов продукции и услуг, способствует появлению в большом количестве конкурентоспособной среды из новых промышленных предприятий, производств и т. д. Существенно сказывается и повышение требовательности потребителей к покупаемым товарам и услугам. Повышение количества и методов получения новых знаний — вынуждают субъекты хозяйственной деятельности искать способы для повышения методов адаптации к современным условиям. Стоит отметить так же, нестабильность внешней экономической среды, на которую работники и руководители могут адекватно реагировать лишь проявляя гибкость и инициативность. Поэтому в сегодняшних условиях управление организацией принимает все более инициативный характер, но основанный на заранее спланированной схеме (плане). Это можно наблюдать в возрастании роли анализа предстоящих событий, стратегического планирования в управлении всей организации в целом. Создание новых способов и методов стимулирования развития пассионарных способностей работников предприятия (повышение уровня собственной инициативы, возможность брать отвесность в кризисных ситуациях на себя и др.) и децентрализация «управленцев» среднего звена.

Элементы бизнес планирования в форме бизнес плана появились в Российской Федерации сразу после распада СССР и был принципиально отличным от действующих на тот момент методов ведения хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятий. В связи с переходом с плановой на рыночную модель экономики, отношение к новым методам планирования, в такой сфере как бизнес и предпринимательство, было негативное. Основной причиной тому недостаток опыта (как практического, так и теоретического), а так же слабость «общей» предпринимательской среды. Однако вскоре пришло осознание, что бизнес планирование является неотъемлемой частью ведения рыночной экономики. Для разработки грамотного бизнес-плана, стратегии развития предприятия требуются люди с определённым набором практических и теоретических знаний и умений.

Главной причиной, необходимости разработки грамотных бизнес-планов — повышение инвестиционной активности в различных сферах экономики. Это связанно с тем, что финансовые группы, банки и инвестиционные фонды должны быстро и оперативно решать вопросы с выделением средств на тот или иной проект, сделать же это можно только проанализировав необходимые риски и возможность максимально быстрой окупаемости. Единственный способ это сделать это — составить бизнес-план и защитить его перед потенциальными инвесторами.

По мере развития предпринимательской активности в стране, улучшения инвестиционного климата, стали появляться специальные консультационные центры и предприятия по составлению и помощи в защите бизнес-планов, и инвестиционных проектов. Регулярно начали проводиться разного рода специальные семинары, тренинги, курсы и т. д.

Бизнес-план это детальное изложение целей и путей достижения создаваемого производства (услуги), предназначенное для обоснования инвестиций.

Цель разработки бизнес-плана — показать наиболее объективную оценку предстоящего инвестиционного проекта, показать его сильные и слабые стороны, срок окупаемости, понять необходимую инфраструктуру для предстоящего проекта и т. д. Конечной целью является привлечение средств инвестора в будущий проект.

Причинами планирования руководителя любого уровня своей деятельности необходимо считать следующее:

-                   планирование, включает в себя в первую очередь критический анализ идеи. Так как основные проблемы при реализации проекта, это не недостаток ресурсов, а их неправильное распределение, то становиться понятно, что планирование это тот механизм (маршрут) с помощью которого можно максимально эффективно распределить имеющие ресурсы, и очередность их применения для той или иной задачи. Данный метод поможет снизить возможность совершения ошибок и зависимость от внешней среды к минимуму. Естественно при условии, если план составлен грамотно и объективно.

-                   бизнес-план является тем рычагом, с помощью которого руководитель может максимально оперативно реагировать и решать возникающие в процессе управления фирмы проблемы;

-                   законченный бизнес-план является «визитной карточкой» предприятия для заинтересованных организаций и предприятий (инвестиционные группы, банки, венчурные фонды, государственные учреждения) с помощью которой предприниматель либо руководитель может показать основные достижения и возможности своего предприятия [10].

Планирование помогает решить для предприятия следующие задачи:

-                   решать проблемы реализации грамотной кадровой политики (построение «командного» духа предприятия, выработка нужной мотивации труда,)

-                   построение иерархии целей для предприятия

-                   определение маркетинговой политики предприятия (способы рекламы, увеличение рынков сбыта и т. д.)

-                   объективная оценка состояния предприятия в разных сферах (финансовая, производственная и др.)

-                   оценивать возможные препятствия при реализации намеченных целей и плановых показателей, и разработка пути выработки их решений [11].

Каждый руководитель, в процессе своей деятельности, должен чётко представлять потребности различных материальных и иных ресурсов, искать источники их получения и возможности их грамотного распределения.

Следует чётко осознавать, в условиях рыночной экономики планирование так же необходимо (особенно это касается внедрению инновационных технологий [12]), как и при плановой экономике. Только чётко проработанный бизнес-план, с грамотной выстроенной стратегией его реализации сможет привлечь инвесторов в коммерческий проект и дать толчок развитию организации. Стоит так же отметить, что для выхода из кризисной ситуации на отдельном предприятии, в сегменте экономики и даже на уровне макроэкономики стоит применять метод планирования только с учётом системного подхода [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бизнес-план: учебно-практическое пособие / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Т.А. Грамотенко, Ю.А. Олейникова. -- М.: «Издательство ПРИОР», 2008. -- 96 с.
  2. Николенко Борис Алексеевич. Бизнес-план для малого предприятия: Краткая методика подготовки бизнес- плана:Учеб. пособие. -- О.: Банто, 2010. -- 43с.
  3. Предпринимательство. Учебник. /М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай - М.: ИНФРА, 2013 г
  4. Бизнес-планирование./ Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2010
  5. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. -- М.: Юнита-ДАНА -- 490с.
  6. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / под ред. В.М. Попова. -- М.: Финансы и статистика, 2007. -- 368 с
  7. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. -- М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2011. -- 175 
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2013.-763 с. 
  9. Фадеева Г. Д. Виды рыночных стратегий строительного предприятия [Текст] / Г. Д. Фадеева, В. В. Пашкова, К. С. Паршина // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 485–487.    
  10. Фадеева Г. Д. Организация управления производством предприятия по проведению отделочных работ [Текст] / Г. Д. Фадеева, И. В. Маркелова, Л. А. Железняков // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 504–506.     
  11. Фадеева Г. Д. Характеристика рынка ремонтно-строительных работ города Пензы. Часть 1 [Текст] / Г. Д. Фадеева, Л. А. Железняков, К. С. Паршина // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 193–195.   
  12. Фадеева Г. Д. Характеристика рынка ремонтно-строительных работ города Пензы. Часть 2 [Текст] / Г. Д. Фадеева, Л. А. Железняков, К. С. Паршина // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 195–197.    
  13. Фадеева Г. Д,. Гарькин И. Н., Железняков Л. А. Опыт развития инновационной инфраструктуры (на примере Пензенской области) [Текст] / Г. Д. Фадеева // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 212–214   
  14. Артёмова С. Ф., Гарькин И. Н. Системные закономерности при преодолении кризисов в экономике // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе:мат.I Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, ПГУ 2011.-С.51–55

Информация о работе Бизнес-планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятий