Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:45, лекция
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать. В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.
Цена в комплексе маркетинга, ценовая политика.
Этапы установления цены
Выбор ценовой стратегии предприятия:
в зависимости от типа рынка;
в зависимости от этапа жизненного цикла товара;
в зависимости от экономической политики предприятия.
Методы расчета цен.
Гибкое ценообразование. (дифференциация и дискриминация)
Лекция 7 Ценовая политика
Вопросы:
-1-
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара.
Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать. В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
Функции цены
Ценовая политика в системе маркетинга заключается в установлении и гибком изменении в зависимости от ситуации на рынке цены с целью овладения фирмой определенной доли рынка, получения назначенной суммы прибыли посредством реализации товара.
Задачи ЦП
Формирование цен на новые товары
Своевременная реакция на цены конкурентов
Своевременный учет в цене изменений во внутренней и внешней среде маркетинга
Своевременный учет в цене реализации политики распределения , товарной и продвижения.
Своевременный учет временного фактора при образовании цены в зависимости от ЖЦТ.
-2-
Ценообразование — сложный и многоэтапный процесс, который можно представить в следующем виде (рис. 27.3).
Основные этапы установления фирмой цены на товар.
Выбор цели ценообразования |
|
Определение спроса |
|
Анализ издержек |
|
Анализ цен конкурентов |
|
Выбор методов ценообразования |
|
Установление окончательной цены |
|
|
|
Рис. 27.3. Этапы процесса ценообразования
Выбор цели
Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики маркетинга: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка (рис. 27.4).
Определение спроса
Следующим этапом установления цены является определение спроса. Нельзя устранить или отложить этот важный этап, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар.
Ql Q2
Рис. 27.5. Зависимость между ценой и уровнем спроса
Анализ издержек
Спрос на товар
очерчивает верхний уровень цены,
которую фирма может
Анализ цен конкурентов
Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Выбор метода ценообразования
Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав кривую спроса, рассчитав валовые издержки, зная цены конкурентов, фирма может приступить к определению цены на товар. Возможны три направления установления уровня цены (рис. 27.6).
Слишком низкая цена |
Возможная цена |
Слишком высокая цена | ||
Получение прибыли при этой цене невозможно |
Формирование спроса при этой цене невозможно | |||
Себестоимость продукции |
Цены конкурентов и цены товаров-заменителей |
Уникальные достоинства товара |
Рис. 27.6. Три направления установления уровня цены
Установление окончательной цены
Это заключительный этап ценообразования. Остановив свой выбор на одной из перечисленных выше методик, фирма может приступить к расчету окончательной цены. При этом следует помнить, что цена должна учитывать психологическое восприятие покупателем товара фирмы.
-3-
3 а. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
При выборе стратегии исходят из модели рынка:
Наиболее типичные стратегии:
“выше номинала”: покупателям с высокими доходами предлагаются товары люкс по престижным ценам, остальным обычные товары по пониженным ценам;
“убыточного лидера”: заключается в том, что в дополнение к основному товару предлагается набор дополнительных изделий. Основной товар продается по низкой цене, а дополнительные изделия по высокой.
В случае повышения цены фирмой конкуренты не следуют ее примеру и спрос на ее продукцию становится высоко эластичным. В случае понижения цены фирмой конкуренты следуют ее примеру, спрос низко эластичный.
Соглашение о ценах может быть явным и тайным. Параллельная политика заключается в том, что все фирмы калькулируют издержки по унифицированным статьям + % нормы прибыли.
Формы ценовой дискриминации:
дифференциация по группам потребителей;
дифференциация по варианту товары и услуги;
дифференциация по местонахождению;
дифференциация по времени.
На принципе дискриминации основаны следующие стратегии:
“стратегия мгновенных цен”: в результате анализа кривых спроса для каждой группы потребителей монополист назначает максимально высокую цену, которую они готовы запросить;
“стратегия сегментации рынка” заключается в том, что большая часть продукции продается на одном рынке по ценам, обеспечивающим определенную прибыль, а некоторая часть на другом рынке по сниженным ценам.
3 б.
Выбор ценовой стратегии
Если фирма выводит на рынок подлинную новинку при установлении цен на нее она может выбрать:
Стратегия снятия сливок заключается в установлении максимально высокой цены, при этом ориентируется на лиц с высокими доходами или на тех, качественные характеристики а не цена. Условия применения стратегии:
Стратегия прочного внедрения на рынок заключается в установлении сравнительно низкой цены на новинку, чтобы привлечь больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Условия применения стратегии:
Если на рынок
выводится новый товар
Логическим продолжением стратегии снятия сливок является стратегия скользящей, падающей цены, т.е. цена последовательно скользит по кривой спроса и по мере насыщения рынка снижается. Условия применения:
Продолжением стратегии прочного внедрения на рынок является стратегия преимущественной цены, которая применяется при опасном вторжении конкурентов и необходима для достижения конкурентного преимущества (по цене, по качеству).
На этапе роста цены могут остаться прежними или повысится в связи с ростом спроса. На этапе зрелости цены снижаются, а на этапе насыщения цены самые низкие. На этапе спада цены низкие, но если производство снижается быстрее чем спрос то может повысится, а цены на изделия, снятые с производства, как правило, выше.
3 в. Выбор ценовой
стратегии предприятия в