Действие основных экономических законов и особенности потребительского поведения на фармацевтическом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

С экономической точки зрения фармацевтический рынок можно определить как совокупность экономических отношений, возникающих между людьми по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Поэтому для прогнозирования экономических показателей аптек необходимо знать объективные закономерности, определяющие поведение покупателей и продавцов на фармацевтическом рынке.
Основными инструментами функционирования фармацевтического рынка, как и любого другого, являются спрос, предложение, цена. А основными законами – закон спроса, предложения, стоимости. [4]

Файлы: 1 файл

Действие основных экономических законов и особенности потребительского поведения на фармацевтическом рынке.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие основных экономических  законов и особенности потребительского поведения на фармацевтическом рынке

 

Содержание

 

Введение

  С экономической точки зрения фармацевтический рынок можно определить как совокупность экономических отношений, возникающих между людьми по поводу купли-продажи  и назначения-потребления  лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Поэтому для прогнозирования экономических показателей аптек необходимо знать объективные  закономерности, определяющие поведение покупателей и продавцов на фармацевтическом рынке.

Основными инструментами  функционирования фармацевтического  рынка, как и любого другого, являются спрос, предложение, цена. А основными  законами – закон спроса, предложения, стоимости. [4]

 

  1. Действие основных экономических законов на фармацевтическом рынке

Спрос на фармацевтическом рынке можно рассматривать как  количество лекарственных средств, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести  потребители  за определенный период времени по определенной цене.

Закон спроса утверждает, что при  прочих равных условиях между ценой  на товар и величиной спроса существует обратная зависимость.

Другим важным инструментом рыночной экономики является предложение.

Предложение на фармацевтическом рынке  определяется как количество лекарственных средств, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые  могут  быть предложены потребителям  за определенный период времени по определенной цене.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной предложения существует прямая зависимость.

Ситуацию, при которой  интересы покупателей и производителей совпадают, и ни у кого не возникает желания  нарушить существующее положение, называют рыночным равновесием [2].

Фармацевтическому рынку присущи  функции, характеристики, закономерности любого рынка. Однако процесс оказания фармацевтической помощи обладает многими специфическими особенностями, которые объективно ограничивают действие основных экономических законов рынка в этой социально значимой сфере.

Ограничения действия экономических законов определяют факты, связанные с особенностями:

    1. фармацевтической деятельности
    2. в цепочке взаимоотношений продавец-покупатель
    3. лекарственных препаратов как товаров.

В сфере лекарственного обращения используется особый механизм хозяйствования, который диктуется  необходимостью сочетания  экономической  эффективности и социальной справедливости. В рыночных условиях в действие вступают такие существенные факторы, как  невозможность для больного отсрочить прием лекарственных препаратов независимо от уровня доходов. Поэтому принципиальное значение имеет проблема справедливого распределения лекарственных средств, особенно среди малоимущих слоев населения. Однако социальная справедливость  в распределении лекарств как морально-этическая категория не может исключать условия действия принципов рыночной экономики.

При оказании фармацевтической помощи весьма неопределенно прослеживается связь между затратами  труда  фармацевтических работников и их конечными результатами, которые отличаются ярко выраженным характером, не поддающимся точной количественной оценке.

По сравнению с другими  отраслями в фармацевтической намного  существеннее оказывается асимметрия информации относительно потребительских свойств лекарств у производителей, фармацевтических работников и потребителей. Для потребителя (пациента) обширная информация и научная емкость фармацевтических услуг создают дополнительные трудности при выборе. В связи с этим важное место при реализации препаратов отводится промежуточному потребителю – врачу.

Товаром на фармацевтическом рынке фармацевтическая и парафармацевтическая продукция. Большую часть фармацевтической продукции представляют лекарственные  препараты рецептурного отпуска, отличающиеся спецификой потребления (наличие определенной патологии, врачебный выбор, продолжительность потребления). Значительная часть лекарственных препаратов относится к перечню жизненно важных лекарственных средств, т.е. являются продукцией стратегического значения, определяющей здоровье нации. В связи с этим государством введен ряд ограничений и льгот при ценообразовании установлением налогов на  лекарственные препараты.[3]

 

  1. Потребительское поведение на фармацевтическом рынке

В настоящее время  экономический подход к изучению потребительского поведения основан на современном варианте классических представлений о категории полезности и включает анализ следующих факторов:

    1. Предпочтений (вкусов) потребителей с позиций
      • Предельной полезности (кардиналистский подход)
      • Кривых безразличия (ординалистский подход)
    2. Бюджетных ограничений [4]

 

    1. Изучение потребительских предпочтений

Покупатель приобретает  товар ради его потребительской  стоимости, потому что этот товар  обладает полезностью и необходим  ему для удовлетворения его потребностей.

Полезность как экономическая  категория означает способность  продукта (продукции, товаров и услуг) удовлетворять определенные  потребности людей.[4]

Полезность - не объективное свойство благ, а субъективное отношение людей  к ним. Величину полезности может определить только сам потребитель, полезность одного и того же блага для разных людей различна, даже полезность одних благ в разных порциях различна.[2]

Полезность, заключенная в фармацевтических товарах и услугах, исходит из тех качеств, которые дают им способность удовлетворять индивидуальные желания. Источников и причин полезности множество. Например, способность поддерживать нормальное состояние человеческого организма, обеспечение безопасности (транквилизаторы – для предупреждений нежелательных волнений, презервативы и оральные контрацептивы – предупреждение беременности), снижение массы тела.

Поскольку полезности присущи объективные  и субъективные качества, она не абсолютна, и поэтому не может  быть померена в абсолютных величинах. Однако кардиналистический подход допускает возможность  количественного измерения некоторых принципов потребительского поведения. Один из таких принципов формирует концепцию предельной полезности, в которой доказывается, что по мере увеличения количества потребляемого блага каждая новая, дополнительная его единица приносит все меньше и меньше полезности.

Подход к потребительскому поведению со стороны ординалистической полезности обычно называют анализом кривых безразличия.

С позиции кривых безразличия  потребительские предпочтения (вкусы) описываются тремя предположениями:

    1. предпочтения уже сформировались и люди могут ранжировать альтернативные наборы товаров в таком порядке, который отражает их предпочтения;
    2. предпочтения транзитивны (если товар А лучше В, а В лучше С, то А лучше С);
    3. потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему.

Кривые безразличия  дают представления о том, как  потребитель выбирает набор товаров  исходя из представления о  полезности каждого из благ, входящих в набор.

Кривая безразличия  показывает такие наборы (сочетания) товаров, между которыми потребитель не делает различия.

Предположим, только 2 товара  необходимы потребителю для удовлетворения его суточной потребности в витаминах: свежие фрукты и некоторые лекарственные препараты (например, поливитамины). Кроме того, у него есть возможность сочетать эти товары, приобретая их в наборе. Пусть для удовлетворения своих потребностей потребителю достаточно приобрести  20 единиц фруктов и 1 единицу лекарственных препаратов в день. В то же время он согласен и на другую комбинацию товаров, например 15 единиц фруктов и 2 единицы лекарственных препаратов (Таблица 2.1)

На рисунке 2.1 показана кривая безразличия.

Любой набор на кривой безразличия обеспечит один и  тот же уровень удовлетворения, что  и набор №1 (20 единиц фруктов и 1 единица лекарственных препаратов), поскольку потребитель не делает различия между наборами на кривой безразличия. Поэтому можно считать , что кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

 

Таблица 2.1

№ набора

Свежие фрукты, ед./сут.

Лекарственные препараты, ед./сут.

Предельная норма замещения

1

20

1

-

2

15

2

5,0

3

10

4

2,5

4

6

6

2,0

5

4

9

0,67

6

3

12

0,33


 

Рисунок 2.1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При анализе кривых безразличия  возникает  понятие «предельная норма замещения».

Предельная норма замещения  – это количество товара В, от которого потребитель отказался бы, чтобы  получить еще одну единицу  товара А, при этом оставаясь на данной кривой безразличия (т.е. не теряя общую  полезность).

Предельная норма замещения рассчитывается по формуле:

Rm.s.= -

∆QB

∆QA


Где ∆QA  - изменение количества товара А, ∆QВ - изменение количества товара В.

Причем обычно кривые безразличия демонстрируют уменьшающиеся  предельные нормы замещения, т.е. потребитель  готов отказаться от уменьшающегося количества одного товара ради приобретения единицы другого товара. Так, если в начале потребитель готов поступиться 5 единицами фруктов ради приобретения 3 единиц лекарственных препаратов (Rm.s.=5), то уже к концу ради приобретения 3 единиц лекарственных препаратов потребитель готов отказаться только от 1 единицы фруктов (Rm.s.=0,33) (Таблица 2.1)[4].

 

    1. Изучение бюджетных ограничений

Если кривые безразличия  показывают комбинации товаров, которые являются предпочтительными , и степень замещения одних товаров другими, то способность потребителя удовлетворять эти предпочтения зависит от имеющегося у него денежного дохода и соответствующих цен на товары, которые потребитель желает приобрести. Совокупность этих факторов определяет бюджетное ограничение потребителя.

Бюджетное ограничение  показывает, что общий расход должен быть равен доходу:

I = PA QA + PB QB , где I – доход, QA – количество товара А, PA – цена единицы товара А, QB - количество товара И, PA – цена единицы товара В. 
Для анализа того, как бюджетные ограничения определяют предела потребления людей, строятся бюджетные линии (Таблица 2.2, Рисунок 2.2).

Таблица 2.2

Номер набора

Лекарственный препарат, ед./сут.

Свежие фрукты, ед./сут.

1

10

0

2

8

3

3

6

6

4

4

9

5

2

12

6

0

15


 

Бюджетная линия показывает различные комбинации наборов товаров  в пределах отпущенного на них бюджета.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривые безразличия  характеризуют  предпочтения потребителей, а бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размерами  потребительского бюджета – все  это вместе позволяет обосновать потребительский выбор.

Информация о работе Действие основных экономических законов и особенности потребительского поведения на фармацевтическом рынке