Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:36, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер
экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на
обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и
динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие
макроэкономические процессы. В связи с этим нам выбранная тема представляется
чрезвычайно актуальной. В настоящее время невозможно представить себе
экономиста, не разбирающегося в макроэкономических процессах.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования
общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных
условий для развития рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________ 2
1. Сущность денежно-кредитной политики государства.____ 2
2. Инструменты денежно-кредитной политики.____________ 6
2.1. Политика обязательных резервов._______________________ 6
2.2. Рефинансирование коммерческих банков._________________ 7
2.3. Операции на открытом рынке.___________________________ 9
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.___________10
3. Денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________ 15
банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС)
иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут
быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных
потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам,
оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для
приведения в порядок своего баланса.
Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое
обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При
возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых
определяется процентной ставкой.
Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее
поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает
избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.
Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению
дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно
ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки
соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить
предложение денег.
Но и только! Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих
действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую
государству. В своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь
пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может
играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки:
изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать
ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения
политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.
2.3. Операции на открытом рынке.
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования
(рефинансирование и
по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали
интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом
рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции
купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у
коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их
кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят
изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность
своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и
Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных
бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее
применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами
могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную
покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с
обязательным совершением
Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают
популярность данному
центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке
достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей
сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг.
Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на
условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с
обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные
платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в
собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного
регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие -
это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных
бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться
ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.
Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны
внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом
ухудшения ликвидности.
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами,
посредством которых
регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой
области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное
ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов
регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия
на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что
предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся
выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило,
крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами
данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых
странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся
нормативы достаточности
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика
и некоторые дополняющие
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне.
При нарушении коммерческими
совершения банковских операций, других
серьезных недостатках в
ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк
может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия,
вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование
центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить
систематического характера, а
применяться в порядке
мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики,
государство также иногда использует второстепенное селективное
регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и
увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство
устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены
ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо,
ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая
расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций
и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может
всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит:
повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в
центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем
словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения,
просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству
общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения
относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают
определенное воздействие, в конце концов ведь банкиры столь же
чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя
это и незаконно, но ведь сколько
всего незаконного можно
нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями
подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении
цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно,
такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от
рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.
3. Денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз.
Динамика макроэкономических показателей в январе 2000 г. - умеренный рост
потребительских цен, увеличение производства многих видов товаров и услуг,
относительно стабильное финансовое положение предприятий - в целом
свидетельствовала о преобладании в российской экономике позитивных тенденций.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала дальнейшему
расширению
импортозамещающих отраслей. Рост промышленного производства привел к
увеличению услуг транспорта. Сохранилась позитивная динамика показателей
производственной деятельности в строительстве.
Значительный прирост наличных денег на руках у населения в декабре 1999 г.
расширил возможности покупок товаров домашними хозяйствами в январе т.г.,
несмотря на снижение реальных доходов населения в этом месяце. Оборот
розничной торговли возрос в январе 2000 г. по сравнению с соответствующим
месяцем прошлого года на 6,5%.
Позитивное влияние на состояние совокупного спроса в экономике оказала
динамика инвестиций в основной капитал. Их объем увеличился в январе т.г. по
сравнению с январем 1999 г. на 4,5%. Инвестиционная активность определялась в
первую очередь сохранением относительно стабильного финансового положением
предприятий. Продолжившийся рост производства в машиностроении и
промышленности строительных материалов свидетельствовал о растущем спросе на
инвестиционную продукцию.
По характеру экономических процессов и условий их осуществления 1999 год
принципиально отличался от предшествующих лет. Это был период не только
преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, но и период
формирования новых
С одной стороны, вследствие девальвации рубля резко повысилась внешняя и
внутренняя
благоприятной внешнеторговой конъюнктурой это привело к значительному
улучшению финансовых результатов функционирования экономики. С другой
стороны, объявленный в августе 1998 года дефолт по внутреннему долгу разрушил
зарождающееся доверие к экономической политике и доверие между партнерами во
всех сферах экономики, подорвал кредитный рейтинг страны, что создало большие
сложности в обслуживании внешнего долга и еще больше затормозило формирование
долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Одним из основных результатов проводимой денежно-кредитной политики является
резкое снижение инфляции — до 36,5%, что более чем в два раза ниже уровня
1998 года и почти полностью соответствует объявленным в начале прошлого года
целям. Это значительно меньше, чем было предусмотрено совместным заявлением
Правительства Российской Федерации и Банка России в середине июля 1999 года,
когда называлась цифра 50%.
Наиболее существенное влияние на формирование инфляционных процессов
оказывают эмиссионные операции Банка России в пользу федерального бюджета.
Так, в 1999 году этот фактор на 90% определял динамику и уровень инфляции.
Банк России при проведении денежной политики в течение прошедшего года
учитывал появление признаков экономического роста и стремился поддержать эту
тенденцию монетарными методами в той мере, в какой это не создавало угрозы
роста инфляции. Характерной особенностью первой половины года стали рост
спроса на деньги и увеличение доли денежных расчетов в общей массе платежей,
связанные прежде всего с оживлением производства и ростом доходов
предприятий. В целом за первое полугодие Банк России обеспечил рост денежного
предложения на 26,6% — на два процентных пункта больше роста инфляции за тот
же период. При этом депозиты предприятий в рублях возросли в реальном
выражении на 16%. Таким образом, динамика денежной массы, с одной стороны,
служила якорем инфляции, а с другой — серьезно поддерживала растущую
экономическую динамику. Важно также отметить, что уровень процентных ставок в