Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:36, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер
экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на
обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и
динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие
макроэкономические процессы. В связи с этим нам выбранная тема представляется
чрезвычайно актуальной. В настоящее время невозможно представить себе
экономиста, не разбирающегося в макроэкономических процессах.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования
общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных
условий для развития рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________ 2
1. Сущность денежно-кредитной политики государства.____ 2
2. Инструменты денежно-кредитной политики.____________ 6
2.1. Политика обязательных резервов._______________________ 6
2.2. Рефинансирование коммерческих банков._________________ 7
2.3. Операции на открытом рынке.___________________________ 9
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.___________10
3. Денежно-кредитная политика в России: итоги и прогноз. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________ 15
экономике в течение первого полугодия оставался стабильным и к концу периода
ощутимо снизился, отражая уменьшение инфляционных ожиданий.
Наиболее остро проблема избыточной ликвидности встала в конце первого
полугодия, а затем вновь в четвертом квартале. В эти периоды среднедневные
остатки на корсчетах превышали 40—50 млрд. рублей, а в декабре достигли 60—70
млрд. рублей. Банку России пришлось увеличить сроки депозитных операций для
связывания избыточной ликвидности, ввести депозитные аукционы,
предназначенные в первую очередь для абсорбирования свободных рублевых
средств региональных банков, принять
решение о возобновлении
облигаций Банка России. Такие же меры Банк России применяет в настоящее время
для снижения давления на курс рубля.
Учитывая ограниченность инструментов нейтрализации избыточной ликвидности,
можно с большой долей уверенности предположить, что эта проблема сохранится и
в 2000 году. Поэтому Банк России должен будет акцентировать внимание на
развитии методов денежно-
ежедневного управления ликвидностью банковской системы с учетом
спросообразующих факторов, в том числе сезонного характера. При этом главной
задачей является не изъятие временно свободных средств банков, а их
использование в реальном секторе.
На рынке государственных
Российской Федерации не осуществляло масштабных эмиссий новых рыночных
гособлигаций, проводя в полном объеме лишь погашение и обслуживание
обращающихся ГКО—ОФЗ и ОГСЗ. Ожидается, что такой же будет схема работы
Минфина России и в 2000 году.
Банк России учитывает значимость переориентации денежных потоков на
кредитование реального
возможности оказывать прямое воздействие на процентные ставки конечным
заемщикам. Потому Банк России будет влиять на уровень процентных ставок
денежного рынка через установление процентных ставок по собственным
операциям. Как показывает опыт прошедшего года, этот подход в растущей
степени способствует снижению реальных процентных ставок.
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при
сохранении и возможном
предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
В связи с этим основными направлениями единой государственной денежно-
кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до 18-22%
в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который
может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и
снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения
действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в
1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является
расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение
незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.
В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики на 2000 год
определен прирост денежной массы М2, который может составить 21-25% за год.
При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать
продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.
Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения
внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и
предсказуемого изменения валютного курса. В 2000 году Банк России продолжит
осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени
соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой. Основой действий Банка
России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание резких курсовых колебаний
в сочетании с мерами валютного
регулирования и валютного
большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим
плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и
накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки
зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга.
В 2000 году усилия Банка России направлены на формирование более гибкой
системы используемых инструментов денежно-кредитной политики, адекватной
изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской,
платежной и расчетной систем, а
также соответствующей
расширении возможностей получения кредитов от банков реальным сектором
экономики и населением. Банк России продолжит работу по совершенствованию
действующего механизма
При этом получат дальнейшее развитие
как постоянно действующие
депозитные механизмы Банка России, так и операции Банка России на открытом
рынке. В целях повышения
реального сектора экономики Центральный банк Российской Федерации
разрабатывает механизм рефинансирования банков под векселя, закладные и
кредитные договоры.
Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно
воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-
кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных
предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и
восстановления доверия к
основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных
долговых обязательств.
В январе 2000 г. инфляция в российской экономике составила 2,3%. Цены на
продовольственные товары за месяц возросли на 2,2%, среди них наиболее
значительно увеличились цены на плодоовощную и молочную продукцию. Цены на
платные услуги в январе т.г. выросли на 3,4%, при этом наиболее высокими
темпами росли цены на услуги связи.
В январе т.г. в отличие от января 1999 г. темп роста цен производителей
промышленной продукции
составил 104%. Наибольший прирост цен производителей, так же как и в
предыдущем месяце, наблюдался в топливной промышленности, цветной и черной
металлургии. Темпы роста цен в отраслях, работающих на конечного потребителя,
были ниже среднепромышленного уровня.
В целом по отраслям реального сектора наибольший рост цен в январе 2000 г.
отмечался на транспорте. Прирост тарифов на грузовые перевозки составил за
этот период 13,7%. Основным фактором роста цен явилось повышение тарифов на
перевозки грузов железнодорожным и трубопроводным транспортом.
В начале 2000 г. тенденция к росту производства в большинстве отраслей
экономики не изменилась. Объем промышленного производства увеличился за
январь по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 10,7%.
Интенсивность выпуска продукции в начале 2000 г. была достаточно высокой.
Объем промышленной продукции с исключением влияния фактора сезонности
превысил уровень декабря 1999 г. на 0,7 %.
В январе 2000 г. увеличение производства отмечалось во всех отраслях
промышленности. Однако наиболее динамично в начале года рос выпуск продукции
легкой промышленности (прирост по сравнению с январем 1999 г. составил
64,8%), черной металлургии (27%), химической
и нефтехимической
(25%), лесобумажной промышленности (23,2%). Стабильный спрос внешнего рынка
наряду с невысоким уровнем поставок по импорту стимулировал динамичное
развитие производства в этих отраслях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет нам сделать вывод, что первоочередной задачей
государственного сектора
обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим
занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику. Целью денежно-
кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного
процента - все это делается для
регулирования денежного
стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк
(ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно
он своими действиями и
политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции
на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам
коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный
банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых
обеспечивает ликвидность
Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования
денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической
политики государства. на предстоящий 2000 год снижение инфляции при
обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной
политики. Задачей определения количественных параметров экономической
политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции.
Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном
выражении.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает
использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении
инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов
контроля и управления денежным предложением полностью адекватным
складывающимся
эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного
регулирования в значительной степени
будут связаны с
развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы.
Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия
соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов
экономики и проведением необходимых
институциональных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.Г. Антонов, М.А. Пессель “Денежное обращение, кредит и банки”.
“Финстатинформ” Москва 1995.
2. В.И.Видяпин, Г.П.Журавлева Общая экономическая теория. Политэкономия”..
Российская экономическая
1995.
3. Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика" "Санкт-Петербург
Оркестр", С-Пб, 1994 г.
4. Э.Дж.Долан "Макроэкономика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
5. Казаков А.А., Минаев
Н.В. «Экономика» Учебное
1998 г.
6. В.Д.Камаев и др."Учебник
по основам экономической
1994 г.
7. Куликов А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.1994 г.
8. Лебедев О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики» Учебное пособие, С-
Петербург «МиМ» 1998 г.
9. К.Р.Макконелл, С.Л.Брю "
10.П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992 г.
11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 1993 г.
12. «Экономическая теория»
13. «Экономическая теория
(Политическая экономия)»