Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Для того чтобы разработать туристский продукт, который будет пользоваться успехом на рынке туристских услуг, туроператорская компания должна определиться для какого сегмента рынка этот продукт создается; решить, какие позиции она хочет занять на этих сегментах; разработать концепцию продукта и провести ее проверку; произвести разработку маркетинговой стратегию; оценить экономическую целесообразность внедрения тура; провести испытание данного туристского продукта в рыночных условиях для выявления его конкурентоспособности. Последним этапом является внедрение турпродукта на рынок туристских услуг.Актуальность этой темы состоит в том, что в условиях становления туристского рынка России важное значение придается формированию интереса к туристскому продукту и соответственно, разработке новых туристских продуктов, а также информационно-рекламной деятельности как средству доведения различных сведений о туристском продукте до массового потребителя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………...3
1. Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке……………………………………………………………………………….....4
2. Позиционирование туров и туроператоров .............................................................7
3. Тур-планирование…………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Горбачев.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РФ                                                         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Краснодарский  государственный  университет культуры и искусств»

Факультет рекламы и социально-культурной деятельности 

Кафедра маркетинга 
 
 

                                                 РЕФЕРАТ

по  дисциплине Туроперейтинг

на  тему:

1. Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке

2. Позиционирование туров и туроператоров

3. Тур-планирование 
 
 

                                                 Работу выполнила:

                                                 студентка 3 курса группы МТУ-09

                                                 очного отделения                                                                      

                                                 специальность: Маркетинг

                                                 Ермилова О. О

                                                       Научный руководитель:

                                                         доктор, педагогических наук, профессор                                

                                                         Горбачев А. А                         

                                         Краснодар, 2012

                                             Содержание

  Введение………………………………………………………………………………………………………………...3

  1. Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке……………………………………………………………………………….....4
  2. Позиционирование туров и туроператоров .............................................................7
  3. Тур-планирование…………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..16

     Список литературы………………………………………………………………………………………………..17 

 

Введение 
 
Устойчивый экономический рост стран, повышение благосостояния, увеличение свободного времени населения и укрепление взаимосвязей во всех сферах деятельности позволили существенно расширить географию путешествий, увеличить объём туристского обмена. 
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом, поэтому основной задачей деятельности туристского предприятия, в частности туроператора, является создание привлекательного туристского продукта. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей. Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов. 
Для того чтобы разработать туристский продукт, который будет пользоваться успехом на рынке туристских услуг, туроператорская компания должна определиться для какого сегмента рынка этот продукт создается; решить, какие позиции она хочет занять на этих сегментах; разработать концепцию продукта и провести ее проверку; произвести разработку маркетинговой стратегию; оценить экономическую целесообразность внедрения тура; провести испытание данного туристского продукта в рыночных условиях для выявления его конкурентоспособности. Последним этапом является внедрение турпродукта на рынок туристских услуг. 
Актуальность этой темы состоит в том, что в условиях становления туристского рынка России важное значение придается формированию интереса к туристскому продукту и соответственно, разработке новых туристских продуктов, а также информационно-рекламной деятельности как средству доведения различных сведений о туристском продукте до массового потребителя. Учитывая конкурентный характер туристской деятельности на рынке спроса и предложения, значение фактора разработки и продвижения туристского продукта значительно возрастает.

1. Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке

В случае наличия конкурентных предложений  на туристическом рынке оператор должен выделить и популяризовать ряд  конкурентных преимуществ разрабатываемого тура, для того, чтобы выгодно выделяться на фоне конкурентных предложений, эту процедуру в маркетинге называют дифференциацией.

Дифференциация  необходима в проектной деятельности оператора по нескольким причинам:

  • она позволяет потребителям реально оценивать преимущества предложений различных операторов;
  • она является дополнительным фактором повышения привлекательности тура;
  • она демонстрирует ориентированность тура на тех или иных потребителей.

Определение уникальных и отличающих его от конкурентных предложений качеств тура проводится на основе анализа потребительских  свойств фокус-группы. Так, например, нельзя выделить в разряд преимуществ дешевизну предлагаемого тура, если сам тур изначально ориентировался на удовлетворение потребностей элиты или VIP-клиентов.

Основаниями для дифференциации туров могут стать:

  • уникальные возможности мест отдыха («Воды Пятигорска омолодят ваши почки!»);
  • уникальность маршрута («Вся Европа у ваших ног!» или «Четыре столицы за три дня»);
  • дополнительные или скрытые возможности тура («Италия: отдых у моря + отличный шоппинг» или «Круиз по Нилу + 10 дней на пляжах Хургады»);
  • высокие гарантии того, что групповой тур состоится («вылет регулярными авиалиниями «Киев-АВИА»);
  • возможности модификации тура («Более 100 отелей на ваш выбор» или «Пять вариантов отдыха в Турции за $200 каждый»);
  • уникальная продолжительность тура («В Анталию с пятницы по понедельник!», «Горнолыжный week-end»);
  • уникальность транспортного обслуживания («В Рим с «ALITALIA», «Автобусом в Киев»);
  • уникальные услуги отелей, проживание в которых предлагается в туре («Кипр по системе все включено!» и т.д.);
  • уникальность предлагаемых в туре экскурсий («Стамбул: экскурсионный и малознакомый», «Остров специй Цейлон» и т.д.);
  • уникальность сервисных услуг туроператора («Подтверждаем заявки мгновенно!», «Собственный блок в пансионатах Ялты!», «Бесплатный вызов консультанта на дом», «Мы удачно расположены по адресу: ...»);
  • уникальные качества персонала туроператора («Мы торгуем тем, что видели своими глазами», «Наши менеджеры прошли обучение в Италии»);
  • широкая агентская сеть оператора («Выгляни в окно! Может быть, и там есть наш агент!»);
  • положительный имидж туроператора («Путевки от ведущего туроператора по Португалии»);
  • искусственное создание дефицита и ажиотажа вокруг планируемого тура («До конца летнего сезона осталось 30 дней!!!», «Количество мест ограничено»);
  • уникальная цена предлагаемых туров:

1) цена  — загадка — без указания  в рекламных сообщениях конкретной  стоимости («Наши цены вас приятно удивят», «У нас опять подешевел Таиланд...»);

2) «сползание  вниз» — в рекламных сообщениях  указывается минимальная стоимость  туров («Турция из Луганска  от $270»);

3) «растягивание  вверх» — в рекламных сообщениях, наоборот, указывают максимальную  стоимость предлагаемого тура («Италия  не дороже $700»);

4) перечень  ценовых компонент («Мармарис — $420 — и все включено!!!».


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   
 

  2. Позиционирование туров и туроператоров


На  основании избранного принципа дифференциации туроператор определяет свою позицию  и организует соответствующие акции, направленные на позиционирование собственных  туров. 

Позиционирование - есть действия по разработке предложений туроператора и его имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании фокус-группы потребителей.

В отличие  от дифференциации, целью которой  является выделение уникальных черт туров и их конкурентных преимуществ, позиционирование - активная деятельность для популяризации этих преимуществ, формирования имиджа туров и самого оператора в глазах потребителей фокус-группы, удовлетворяющего их основным потребностям и коммерческим интересам оператора. Из определения следуют цели позиционирования:

  • популяризация конкурентных преимуществ туров или самого туроператора (например, оператор может вести действия, направленные на популяризацию идеи о том, что его туры в Турцию наиболее конкурентоспособны, поскольку при минимальной стоимости в них предлагаются наиболее качественные и выгодно расположенные отели);
  • формирование выгодного для коммерческих и рыночных интересов оператора мнения о том или ином туре (к примеру, оператор может вести деятельность по формированию общественного мнения о том, что Египет страна не только зимнего, но и летнего отдыха, а Стамбул интересен не только для шоп-туристов, но и для экскурсантов);
  • это первый шаг в формировании имиджа, стратегии конкурентного поведения оператора и завладения им рыночной нишей (по истечении определенного времени, в случае проведения оператором эффективных действий по позиционированию себя и своих туров, потребители начинают идентифицировать его с предлагаемыми турами и, наоборот.

В теории современного маркетинга распространены два подхода к в технике  позиционирования услуг: «жесткий» и «мягкий».

«Жесткий» подход, описанный в книге известного американского специалиста в  области маркетинга Ф. Котлера, включает пять основных шагов:

  • определение наиболее важных для потребителя характеристик продукта (часто ограничиваются двумя — тремя параметрами), например, «цена - ассортимент - качество»;
  • построение карты позиционирования в осях этих продуктов, на которой определяется местоположение услуг туроператора и его основных конкурентов;
  • выявление на карте позиционирования предпочтений покупателей;
  • выбор на карте позиционирования желаемого места для своего продукта;
  • разработка соответствующей программы действий, направленной на формирование желаемого позиционирования.
  • По прошествии времени, когда программа позиционирования реализована, фирма должна оценить действительное положение своего продукта в глазах потребителей. Одной из наиболее часто встречающихся ошибок «жесткого» подхода к позиционированию тура является попытка за покупателя определить его предпочтения.

«Мягкий»  подход в технике позиционирования фирмы предложил Д. Огилви, который включает несколько шагов:

  • определить желаемый образ фирмы;
  • выявить уникальное торговое предложение, которое может предложить фирма, но не могут предложить ее конкуренты;
  • обеспечение синтеза уникального торгового предложения и образа фирмы.

Туроператор может проводить позиционирование на двух уровнях — на уровне турпродукта (ориентированное на формирования общественного  мнения о конкретном предложении  оператора) и на уровне фирмы (ориентированное  на формирование общественного мнения о самом туроператоре). Очевидно, что позиционирование на различных  уровнях зависит друг от друга (так  общественное мнение о туре определяет мнение и о самом его разработчике), поэтому невозможно одновременно позиционировать  свои туры как максимально дешевые  и при этом пытаться стать в  сознании потребителей оператором, обслуживающим VTP-клиен-тов. Аналогично нельзя длительно позиционировать себя как ведущего оператора по Крыму, а потом ждать отклика общественности на предложения самого дешевого отдыха за рубежом.

Позиционирование  на уровне тура может  проводиться:

  • по атрибуту — ссылка при позиционировании на общеизвестные факты, влияющие на позитивный имидж тура или направления («С ноября мы отправили в Египет 5000 человек, результат — 5000 постоянных клиентов!»);
  • по преимуществу — позиционирование строится на популяризации очевидных преимуществ качеств или цены предлагаемого тур-пакета («Испания из Донецка за 540 евро, попробуй поищи дешевле!», «Португалия по цене Турции. Сегодня это возможно и из Донецка!»);
  • по целям отдыха — создание общественного мнения о туре или направлении как о максимально подходящем для удовлетворения той или иной цели путешествия («Италия — «dell'arte» — прямой пути к познанию!»);
  • по потребителям - тур позиционируется как наиболее подходящий и доступный для различных категорий потребителей («Горы — истинный рай для настоящего мужчины!!!»);
  • основанная на мотивации к чувствам потребителей (например, к чувству патриотизма — «Карпаты — это НАШИ горы!!!», «Устал?— Отдыхай! — В Тунисе!»);
  • по конкурентам - тур позиционируется как явная противоположность идентичным турам («Зачем вам берег турецкий? Ведь Крым еще никто не отменял!», «Надоело пляжное ничегонеделание? Пакуй чемодан — и в круиз!»).

Позиционирование  на уровне туристического оператора, как уже было сказано, ориентировано на формирование общественного мнения о самой фирме и может проводиться по следующим принципам:

  • по атрибуту («Крупнейший оператор по Кипру на востоке Украины», «10 лет в туризме»);
  • по конкурентным преимуществам оператора («Туры из первых рук!»);
  • по формам сотрудничества с поставщиками туристических услуг — единственным ограничением является употребление в рекламных сообщениях фраз и терминов, понятных простым потенциальным туристам (к примеру, фразы типа «Собственный чартерный рейс на Хельсинки» или «Гарантированные номера в отеле «Жемчужина» вполне приемлемы для обывателя, тогда как «Последние комитменты в Варне!» или «Крупнейший кон-солидатор шаттл-чартерных программ в Египет» могут показаться рядовому потребителю даже ругательными);
  • по профилю работы — оператор позиционирует себя как узкого специалиста по работе с определенным направлением или видом туров (пример, «Крым — наша специализация!», «Лето? Кипр... Только Кипр...»);
  • по потребителю — оператор позиционирует себя как специалист по работе с определенным сегментом потребительского рынка (например, «Детский отдых для детей...», «Идеально для родителей с детьми...», «Умный и экономный выбирает нас»).

Для того, чтобы позиционирование было действительно полезным и отвечало рыночным и коммерческим интересам оператора, оно должно:

  • быть ориентировано на сегмент потребителей, в удовлетворении потребностей которого оператор имеет наибольшие возможности;
  • основываться на возможностях оператора и отвечать его коммерческим интересам;
  • быть отличным от позиций конкурентов (если оператор в результате маркетингового исследования рынка определяет никем не охваченную рыночную позицию), либо частично с ней совпадать (если оператор готов к началу и ведению длительной конкурентной борьбы);
  • идентично восприниматься всеми потребителями (не должно быть двояких ее толкований);
  • проводиться всерьез и надолго, во многом определяя всю стратегию дальнейшей рыночной активности оператора, поскольку частые перемены рыночной позиции туроператора приводят к потере его лица и рассеиванию сегмента.

Основные  ошибки туроператоров при формировании их рыночной позиции:

  • недостаточность позиционирования (потребители ничего не знают об отличительных свойствах туров, не имеют мнения о позиции оператора на рынке);
  • сверхпозиционирование (чрезмерные усилия оператора в популяризации конкретного конкурентного преимущества своих туров привели к формированию ошибочного общественного мнения о том, что все остальные характеристики туров существенно проигрывают идентичным турам конкурентов. Например, чрезмерный упор в популяризации дешевизны туров заставляет потребителей считать эти туры низкокачественными. Популяризация сугубо индивидуального подхода к клиентам и демонстрация в рекламных объявлениях фраз типа «Вызов VIP-консультанта» или «Всем нашим клиентам бесплатное такси в аэропорт» могут сформировать общественное мнение о том, что данный оператор специализируется на обслуживании богатых клиентов, и все его туры хоть и качественные, но зато очень дорогостоящие. Аналогично, позиционирование отдыха в Закарпатье как места президентского отдыха отпугнет от покупок туров средний класс, хотя и там вполне возможна организация недорогого отдыха);
  • расплывчатое позиционирование наблюдается, когда туроператор сам для себя не выяснил приоритетность той или иной рыночной позиции, в результате чего даже при его максимальных усилиях и затратах у потребителей не может сформироваться единое мнение о нем и его предложениях;
  • сомнительное позиционирование часто возникает при переоценке туроператором собственных возможностей, ошибочном понимании собственного имиджа на рынке, при недооценке возможностей конкурентов. К примеру, довольно сомнительной будет позиция малоизвестного и молодого оператора, утверждающего, что у него собственный чартерный рейс или огромный блок мест на зарубежном курорте (хотя это и может оказаться правдой) или позиционирование туров в Париж, как элитных (хотя минимальная цена туров в столицу Франции сегодня чуть более 430 евро за неделю).

Позиционирование  будущего тура является завершающим  этапом тур-проектирования. Таким образом, в результате этой первой фазы туроперейтинга, оператор кроме того, что должен определиться с фокус-группой (сегментом потребительского рынка, в удовлетворении потребностей которых и в конкурентной борьбе за влияние на которых оператор имеет максимальные возможности) и создать тур-проект, отвечающий не только потребностям фокус-группы и возможностям туроператора, но и его коммерческим интересам, он должен выявить конкурентные преимущества разрабатываемого тура в сравнении с идентичными предложениями конкурентов и разработать наиболее приемлемую как для потребителей, так и для самого оператора позицию тура на тур-рынке. После выполнения всех этих условий, туристический оператор переходит ко второй фазе своей работы, а именно к тур-планированию.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           

  3. Тур-планирование


Есть  этап циклической деятельности туроператора, в результате которого из не конкретизированного  тур-проекта формируется непосредственно  сам тур, как сопоставленная по времени, месту, последовательности, качеству и  стоимости совокупность туристических  услуг  готовых к продвижению  на туристическом рынке.

Как уже  было сказано, результатом тур-планирования является сам тур-пакет, как вид  услуги отвечающий следующим требованиям:

  • обоснованность (тур-пакет отвечает определенным целям тура: отдых, отдых + лечение, познавательные и т.д.);
  • надежность и безопасность (тур должен быть составлен таким образом, чтобы давать туристам время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, а также, чтобы его реализация не была сопряжена с опасностью жизни, здоровью, имуществу туристов);
  • целостность (тур-пакет должен быть сформирован таким образом, чтобы в ходе его реализации не возникали незапланированные нестыковки в оказании туристических услуг);
  • простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бронировании и реализации тура);
  • гибкость и способность к модификации (чем больше перспектив для модификации тур-пакета — расширение отельной базы, перечня и качества предлагаемых экскурсий, возможности питания и дополнительных услуг туристам, — тем меньше возможность быстрого морального устаревания тура и вытеснения его с рынка конкурентными предложениями);
  • привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы).
  • На основании целей тур-планирования можно выделить его основные этапы:
  • определение схемы работы туроператора при организации планируемого тура;
  • идентификация поставщиков туристических услуг, задействованных в тур-пакете и оформление договорной базы тура;
  • ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Целью большинства туристских фирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Успешная работа предприятия зависит не только от производимого продукта. Недостаточно произвести качественный товар, он должен найти своего потребителя. Встреча продукта с потенциальным потребителем является важнейшим условием его реализации. Поэтому производители должны предлагать рынку свои товары через посредников, формируя собственные каналы продаж. Формирование соответствующих каналов продаж в туризме выступает не только как насущная необходимость в силу специфики данной сферы, но и является залогом успешного функционирования туристского предприятия на рынке, увеличения объемов продаж и прибыли за счет широкого охвата реальных и потенциальных рынков сбыта. С одной стороны, высокая доля посредников усложняет механизм туристского рынка, но, с другой стороны, само посредничество обеспечивает возможность нормального функционирования туристского рынка и облегчает планирование и осуществление путешествия для туриста. 
Следует также отметить, что многие клиенты судят о солидности и надежности туристской фирмы по тому, как выглядит ее бюро продаж. Поэтому их создание и оформление не является чисто техническим вопросом, а выполняет большую и во многих случаях решающую роль в рекламе и продвижении туристского продукта фирмы на потребительском рынке. Также немаловажную роль в перспективной работе туристского предприятия является качество обслуживания. Качество обслуживания влияет на ассортимент предлагаемых услуг. Но сам по себе ассортимент не обеспечивает качества. Необходимы комплексность услуг и товаров, их направленность на конкретного потребителя, а также своевременность их предоставления, что оказывает огромное влияние на качество обслуживания.
 

Список использованной литературы 
 
1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 
2. Александрова А.Ю. «Структура туристского рынка» - М: Пресс-Соло, 2002 
3. Балабанов И. Т. «Экономика туризма» -М: Финансы и статистика, 2002 
4. Бабушкин Н. И. «Менеджмент туризма» 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2002 
5. Ильина Е.Н. «Основы туристской деятельности» - М: Советский спорт, 2004 
6. Ильина Е.Н. «Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес». – М: РМАТ, 1998

7.    Айгистова О.В. и др. Введение в бизнес туроперейтинга: Учеб.-метод. пособие. – М.: РМАТ, 1996.

Информация о работе Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристическом рынке