Факторы психологического характера, влияющие на поведение покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть и проанализировать факторы психологического характера, влияющие на поведение потребителей.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности маркетинга;
- определить особенности поведения потр0ебителей;
- на практическом примере провести исследование психологических факторов на поведение потребителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Сущность и значение маркетинга
1.2 Исследование рынка – главная задача маркетинга
1.3 Изучение товарной структуры рынка
2.КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Исследование психологических факторов, влияющих на потребителя
4. ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Факторы психологического характера, влияющие на поведение покупателей (или клиен.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

4. Пути  практического использования результатов исследования

 

В результате проведенного эксперимента были получены исчерпывающие  данные, на основе которых можно  сделать выводы и разработать  свои предложения.

Анализ полученных результатов  показывает, что одним из психологических  факторов, влияющих на поведение потребителей является привлечение внимания к продукции.

Исследование показало, что 36% покупателей обращают внимание на дизайн упаковки и дизайн продукции.

Многие посетители признавались, что совершают покупки, порой  очень спеша, поэтому не всегда обращают внимание на стоимость. Яркая, красочная и функциональная упаковка (в варианте №3 было сделано «горлышко» с закручивающейся крышкой) привлекает первоначальное внимание и заставляет приобрести товар. 27% респондентов обращает внимание на стоимость. К сожалению, данный момент эксперимента нельзя назвать достоверным (!!!). Все дело в том, что опрос проводился со всеми группами потребителей: и с теми, у кого высокий материальный доход, и у тех, у кого он средний или ниже среднего. Существует, кстати, вероятность того, что те люди, у кого доход ниже среднего, вообще не покупает натуральный сок. Как ни странно, но такое мнение все-таки существует.

Многие респонденты, их всего 3% сказали, что считают, что  приобрели сок из-за того, что  брэнд компании «Солнечный сок» им незнаком, и поэтому они приобрели данный сок для пробы. Кстати, их выбор пал именно на упаковку №3 с ярким и привлекающим внимание дизайном.

Для некоторых респондентов оказался действенным текст, изображенный на упаковке №3.

Можно сделать вывод, что одним из психологических факторов, влияющих на поведение и выбор продукции потребителем является дизайн продукции и ее упаковки, которые играют очень важную роль для конечного потребителя - именно за счет внешней обертки товара в большинстве случаев покупатель отдает предпочтение товару среди прочих равных. Красивая и интересная упаковка может не только выступать "тарой" для продукта, но и быть настоящим украшением стола, а также служить потребителю еще долгое время выполняя сторонние функции, неся на себе внешнюю атрибутику того или иного брэнда.

Можно сделать вывод, что главная задача дизайна продукции - сформировать предпочтительное отношение  конечного потребителя к конкретному  товару.

В условиях современного рынка упаковка приобретает сильнейшую коммуникативную функцию, особенно в связи с интенсивным ростом магазинов самообслуживания и сетей дискаунтеров, когда покупатель остается практически один на один с товаром, и сама выступает как инструмент продвижения товара на потребительский рынок.

Однако, автор курсовой работы предполагает, что и это еще не все вводные, которые необходимо знать предприятию-производителю товара, изучая потребителя. Нужно помнить, что упаковка товара воздействует на потенциального покупателя/потребителя только невербальным способом.

 Она не в состоянии  объяснить себя покупателю словами.  И именно поэтому особую роль  в создании формы и оформления  упаковки играют невербальные  приемы коммуникации. Задача предприятия  состоит в том, чтобы, используя  тонкости психологического восприятия потребителя каждого сегмента рынка, каждой социальной группы, каждого вида товара, совершенно точно определить неприемлемые и предпочтительные: цвета и их сочетания; характер, виды иллюстраций и их количество; виды, формы и массы графических объектов; характер композиции и ее структуру; тональность невербального обращения через упаковку в целом и пр.

В итоге специалисты  по товарному рынку и психологии человеческого восприятия, собирая  и анализируя информацию, должны дать все необходимые рекомендации по инжиниринговым, композиционным и эмоционально-психологическим составляющим будущей упаковки и контролировать творческий процесс создания формы и оформления упаковки на всем его протяжении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

Потребность — это нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизни и деятельности человека, развития личности и общества в целом. Потребность проявляется как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится всячески выйти, или как состояние удовлетворенности, которое человек желает для себя продлить.

Потребительские привычки населения определяются несколькими  крупными и множеством мелких факторов. Наиболее сильным фактором, который  предопределяет, что именно и в  каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является психологический фактор. Но этот фактор далеко не единственный.

Все возрастающий натиск высокоразвитого маркетингового окружения обязывает фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, и в частности, понимать причины принятия потребителем того или иного решения. В конкурентной экономической системе для выживания и роста фирмы ее руководству требуется точное описание поведения потребителя: как он покупает, почему покупает, где покупает и, конечно, что именно покупает. Поэтому современным менеджерам необходимо знать, кто является их клиентами, и почему эти люди выбирают именно их продукты, а не продукты конкурентов. Ориентация на потребителя является следствием принятия фирмой концепции маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на четырех главных предпосылках:

Успех любой  фирмы зависит, прежде всего, от потребителя, от того, захочет ли он что-нибудь купить и оплатить покупку.

Фирма должна знать  о потребностях покупателей, предпочтительно - задолго до начала производства, а  в случае высокотехнологических  отраслей - задолго до планирования производства.

Потребности покупателей  должны постоянно отслеживаться  и анализироваться таким образом, чтобы по позициям "продукт" и "развитие рынка" фирма всегда опережала своих конкурентов.

Менеджеры высшего  звена должны добиваться интеграции всех компонентов маркетинговой  стратегии (т. е. четырех факторов маркетингового комплекса: усовершенствования продукта, назначения цены, размещения продукта и его продвижения) в единый стратегический план, основанный на понимании поведения потребителя.

Словом, "начинать нужно  с понимания того, что представляет ценность для покупателя, что он покупает, каковы его реалии и потребности - вот чем занимается маркетинг!"

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акулич И.Л. Основы маркетинга, - Мн.: Вышэйшая школа, 2006. – 236 с.
  2. Анискина А.Т. Сегментирование рынка: как выбрать рыночный сегмент// Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2004.
  3. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 224с.
  4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник, - М.: Финпресс, 2007. – 239с.
  5. Дурович А.П. Основы маркетинга, - М.:Новое знание, 2004. – 512с.
  6. Емельянова С.М. Сегментация как средство конкурентной борьбы.// Маркетинг и маркетинговые исследования, № 6, 2003.
  7. Зуева О.В. Поведение потребителя, - Мн.: Новое время, 2004. – 221ч.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга, СПб.: АО КОРУНА, 2001. - 699 с.
  9. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса, - Мн.:Книжный дом, 2004. - 272с.
  10. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг, - СПб.:Питер, 2002. – 400с.
  11. Международный маркетинг: учеб.пособие/И.Л. Акулич, - Мн.: Выш.шк., 2006. – 544с.
  12. Мурза Н.Г. Введение в маркетинг, - М.: Эксмо, 2005. – 682с.
  13. Нестюк Т.Ф. Поведение потребителя, - Мн.: Книжный дом, 2004. – 695с.
  14. Основы менеджмента: учебн. пособие/Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддерегина, - Мн.: Университетское. 2002. - 252с.
  15. Сорина О.Л. Основы маркетинга, - Спб.: Питер, 2006. – 390с.
  16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент, - М.:Дело, 2005. – 448с.
  17. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384с.
  18. Фомина Г.М. Маркетинг - новое понятие//ЭКО, № 5 - 2005
  19. Эванс Дж. Берман Б. Маркетинг: Сокр.пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев - М.:Экономика. 2005. – 387.
  20. Юнчик Т.А. Потребитель: как удержать?, - М.: Овал, 2006. – 376с.
  21. Яковлев В.В. Прикладной маркетинг, - СПб.:Питер, 2009. – 396с

Информация о работе Факторы психологического характера, влияющие на поведение покупателей