Формирование маркетинговых стратегий на ОАО «Богословском Алюминиевом Заводе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

В современной России маркетинг только еще начинает развиваться. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….7
1 Основные направления маркетинговой деятельности …..……….……....10
1.1 Маркетинг и его роль в организации………….…………………..…......17
1.2 Инновационная деятельность в маркетинге …………….……………....23
1.3 Современная система маркетинга ОАО «Богословского Алюминиевого Завода»…………………………..…………………………………………………..39
2 Анализ деятельности предприятия
ОАО «БАЗ-СУАЛ»……………………………….………………………….48
2.1 Современные тенденции развития маркетинговой деятельности завода ………………………………………………………………………………55
2.1.1 Состояние оборудования и технологические перспективы развития глиноземного производства………………………………….……………………59
2.1.2 Наиболее эффективные мероприятия по усовершенствованию маркетинговой деятельности……………………………..……………………….60
2.1.3 Перспективы развития маркетинговой деятельности электролизного производства………………………………………………………….…..…….......63
2.2 Анализ факторов влияющих на формирование организационной структуры управления маркетингом на предприятии……………………………………………………………….……..…68
2.3 SWOT анализ маркетинговых стратегий развития производства………………………………………………………………….….....90
3 Формирование маркетинговых стратегий на ОАО «Богословском Алюминиевом Заводе».............................................................................................93
3.1 Характеристики маркетинговых стратегий ………………………….....97

3.2 Технико-экономическое обоснование реконструкции холодильников печей спекания № 5,6……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….104
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………......107

Файлы: 1 файл

Диплом!!!.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

Практическая реализация маркетинговых функций связана  с процессом управления маркетингом, который включает:

  • анализ рыночных возможностей предприятия;
  • отбор целевых рынков;
  • разработку комплекса мероприятий по выходу на рынок;
  • более глубокое внедрение в традиционный рынок с существующим товаром (например, за счет увеличения объемов выпуска товаров);
  • выход с новым товаром на традиционный рынок;
  • выход с существующим товаром на новый рынок;
  • выход с новым товаром на новый рынок.

Маркетинговые  исследования непосредственно связаны с:

  • производственным потенциалом предприятия;
  • гибкостью и структурой производственных мощностей;
  • финансовыми ресурсами.

В условиях централизованного  механизма управления экономикой основную часть прогнозирования и маркетинговых  исследований осуществляют государственные органы.

Предприятия, особенно крупные, которые участвуют в этих исследованиях, конкретизируют полученные данные, рассматривая их как вспомогательные.

Задачи и направленность комплексного маркетингового исследования рынка включает в себя:

  1. изучение требований рынка к товару, то есть требований покупателей, и, что особенно важно, конечных потребителей, к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товаров и услуг. Запросы со стороны потребителей товара определяют его конкурентоспособность. Поэтому в данной части исследований особое внимание уделяется определению конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия  запросам конкретного рынка и его сегментов;
  2. изучение экономической конъюнктуры. Подготовка рекомендаций по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных и краткосрочных тенденций развития предприятия и рынка, экономической конъюнктуры в целом и товарного рынка для предприятия в частности. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, включают в себя изучение емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции и необходимы для принятия соответствующих решений на всех уровнях управления деятельностью предприятия - стратегическом, тактическом и оперативном. Наблюдение за текущей конъюнктурой и ее анализ позволяют решать оперативные задачи предприятия, а изучение длительности тенденций, прогноз конъюнктуры - решать тактические и стратегические задачи на пути достижения средне- и долгосрочных целей. Исследования осуществляются по демографическим критериям (анализируются социально-психологические особенности покупателей и продавцов, их мотивация при заключении сделок);
  3. изучение фирменной структуры рынка, то есть определение основных групп фирм, работающих на данном рынке (фирмы-партнеры (покупатели), фирмы-конкуренты (продающие аналогичные товары), нейтральные фирмы (которые на проявили еще заинтересованности в отношении данного  товара, но могут рассматриваться как потенциальные конкуренты и покупатели и при данной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами)). В зависимости от принадлежности каждой фирмы к той или иной группе проводятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентоспособности и другие;
  4. исследование форм и методов, принятых в торговой практике применительно к данному товару на данном рынке и его сегментах: прямое или косвенное осуществление большинства сделок купли-продажи, определение типичных форм посреднических соглашений, видов сделок на данном рынке, форм торговли и другое.2

Маркетинговые исследования  способствуют более полному удовлетворению спроса.

Маркетинг - это забота об удовлетворении нужд потребителей; с другой стороны, маркетинг - это страхование предприятия от потерь, связанных с производством продукции, не находящей спроса.

В соответствии с правилами  маркетинга не следует:

  • выпускать продукцию, которую нельзя продать;
  • приступать к производству, не имея уверенности в том, что на будущую продукцию найдется покупатель;
  • стремиться навязать людям то, что удалось произвести.

Рынок разделяется на «рынок продавца», где предприятие реализует собственную продукцию, и «рынок покупателя», на котором оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким образом, маркетинг в главной мере выгоден и продавцам и покупателям товара.

Однако прежде чем  устанавливать контакты с интересующими партнерами, необходимо установить:

  • заинтересована ли в этом другая сторона;
  • имеются ли технические средства связи (телефон, телефакс) и лицо, ответственное за связь.

Связь и деловое общение  с действительными и потенциальными партнерами - важнейшая часть маркетинга.

Ответственные за связь  лица обязаны всегда и немедленно отвечать на любое проявление заинтересованности другой стороны.

 

 

 

 

 


Анализ рыночных возможностей


 

 

 

Отбор целевых рынков


 

 

 

 

Разработка комплекса маркетинга


 

 

 

Комплекс вспомогательных систем маркетинга


 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема маркетинговой деятельности. Авторская разработка, составленная на базе учебника для программы МВА - Маркетинг под редакцией Соловьева В.А. -2011 год

 

Одним из первых стратегических решений, принимаемых фирмой, должно стать определение рынка, на котором она хочет вести конкурентную борьбу. Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятий. С другой стороны, это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Исследуя рынки, потенциальных покупателей и продавцов, рекламу, предприятие с помощью маркетинга формирует свой имидж на рынке.3

 

1.1 Маркетинг и его роль в организации

 

В реальных условиях российской экономики в процессе работы предприятий  различных сфер деятельности повышается фактор неопределенности и увеличивается  риск. Поэтому в настоящий момент предприятию, чтобы выжить, необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями. В данных условиях большинству отечественных предприятий приходится гораздо больше внимания уделять таким сферам их деятельности, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и улучшение своего финансового положения. А для этого они должны отчетливо представлять себе, в чём состоят недостатки и преимущества – и свои, и конкурирующих предприятий. Сделать это возможно только опираясь на знания маркетинга.

Как показывает практика, в условиях трансформации  отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной  маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.

Маркетинговый подход –  общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции  и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам. Маркетинговая система  как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных  и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей.

На многих отечественных  предприятиях в настоящее время  медленно реализуются настоящие  маркетинговые мероприятия и  исследования. Однако, наряду с этим, нередко отсутствует правильное понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления предприятием. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно найти четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом».

По логике приведенных выше рассуждений  будет целесообразно дать определения  этим двум понятиям:

  • управление маркетингом
  • маркетинговое управление

В теории и практики ведения маркетинговой деятельности эти два понятия нередко наделяются равноправными характеристиками и выполняют одинаковые функции. Итак, попытаемся разобраться, в чем же сходство и отличие этих понятий (смотри таблицу 1)

 

Таблица 1 – Сравнительные характеристики

 

Управление маркетингом

 

Маркетинговое управление

1 Объект управления – маркетинг, а именно позиционная деятельность на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды

Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.

 

 

 

 

среда

Объект управления - предприятие, рынок, сегмент, существующие потребители  и потенциальные покупатели.

Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного  предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.

2 Анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка

 

 

 

 

 

средства

Совокупность действий человека, ведущих  к достижению поставленной цели (повышение  имиджа, увеличение прибыли и др.), которые включают в себя управление совместной деятельностью, методы воздействия на деятельность людей, изменение их мотивации, отношения к труду, к товару, услуге...

Управление маркетингом

 

Маркетинговое управление

4 Следовательно, задача управления маркетингом заключается " в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей". Т.е. "управление маркетингом это управление спросом". Исходя из этого, управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого.

вывод

Следовательно, маркетинговое управление – это одна из форма управления предприятием, при которой предприятие полностью ориентируется на рынок, отвечает на сегодняшние запросы, поставленные рынком, тем самым, удовлетворяя нужды потребителей и потенциальных покупателей.


 

 

 

Итак, управление маркетингом –  это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.

Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в  общей системе маркетинговых  знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных  на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение, прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента и вытекают из общего понятия управления предприятием.

Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой, по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно – аналитических задач,  маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными.

Термин «маркетинг»  – в буквальном смысле процесс  продвижения на рынок – не отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует более «активную» строну маркетинга в сравнении с «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии развития предприятия. Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя из бюджета маркетинга.

Информация о работе Формирование маркетинговых стратегий на ОАО «Богословском Алюминиевом Заводе»