Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются рассмотрение вопроса о погашении внешнего государственного долга. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, также проблем управления государственным долгом и поиск путей их решения. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РФ…………............................................................................................................5
1.1. История возникновения государственного долга РФ…………………...5
1.2. Экономическое содержание государственного долга…………………..8
1.3. Классификация государственного долга России………………………...9
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ……….…16
2.1. Способы управление государственным долгом………………………...…16
2.2. Анализ динамики и структуры государственного долга РФ……………...19
2.3. Зарубежный опыт управления государственным долгом………………....21
2.4. Проблемы управления государственным долгом в РФ, пути их решения…………………………………………………………………….………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........

Файлы: 1 файл

АААА.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

      структура сроков обращения различных долговых обязательств;

      структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).

 

 

 

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов[3]:

      рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

      конверсия — изменение доходности займа;

      консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

      новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

      унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

      отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

      дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Анализ динамики и структуры государственного долга РФ

 

 

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:

                  Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;

                  Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19

                   

 

                  августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.

                  Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

                  Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

                  Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

                  Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год [18].

 

Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 3 года внутренний долг увеличился на 397,74 млрд. руб. (рис. 2)

 

Рис.2 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

 


Таблица 1. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах

Виды

ценных

бумаг

ГКО

 

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФК

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

ОРВВЗ

1992 года

Итого

внутренний

долг

На 1.01.2006

0,02

0,001

123,64

131,13

596,33

-

-

0,03

851,15

На 1.12.2006

-

-

200,12

94,83

667,43

-

40,00

0,03

1002,41

На 1.01.2007

-

-

205,62

94,83

675,16

0,42

52,00

0,03

1 028,06

На 1.12.2007

-

-

288,12

51,43

803,69

10,42

85,00

0,03

1238,69

На 1.01.2008

-

-

288,42

51,43

807,59

10,42

91,00

0,03

1 248,89

На 1.12.2008

-

-

328,17

33,83

882,03

10,42

132,00

0,03

1386,48


 

Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2006 года составил 1002,41 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2006 года составляют:

ОФЗ-АД – 667,43 млрд. руб. (на 71,1 млрд. больше, чем на 1января 2006 года).

Затем следуют:

ОФЗ-ПД – 200,12 млрд. руб.(на 76,48 млрд. больше, чем на 1 января 2006 года);

ОФЗ-ФК – 94,83 млрд. руб. (на 36,30 млрд. меньше, чем на 1 января 2006 года);

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 151,26 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2007 года составил 1238,69 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2007 года составляют:

 

ОФЗ-АД – 803,69 млрд. руб. (на 128,53 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года).

Затем следуют:

ОФЗ-ПД – 288,12 млрд. руб. (на 82,50 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);

ГСО-ФПС – 85,00 млрд. руб. (на 33,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);

ОФЗ-ФК – 51,43 млрд. руб. (на 43,40 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2007 года);

ГСО-ППС – 10,42 млрд. руб. (на 10,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 210,63 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2008 года составил 1386,48 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2008 года составляют:

ОФЗ-АД - 882,03 млрд. руб. (на 74,44 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);

Затем следуют:

ОФЗ-ПД - 328,17 млрд. руб. (на 39,75 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);

ГСО-ФПС - 132,00 млрд. руб. (на 41,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);

ОФЗ-ФК - 33,83 млрд. руб. (на 17,6 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2008 года);

ГСО-ППС - 10,42 млрд. руб. (без изменений).

В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 137,59 млрд. руб. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 27.11.2008г.,

 

утверждена программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

 

Таблица 2. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (тыс. рублей)

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

Государственные внутренние заимствования

в том числе

государственные ценные бумаги 

 

 

429 101 872,6

 

 

656 543 577,9

 

 

857 306 246,5

429 101 872,6

656 543 577,9

857 306 246,5


 

 

 

 

2.3.      Зарубежный опыт управления государственным долгом

 

В современных условиях общей для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к

чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах.

Одним из подходов в управлении госдолгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из

 

 

практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, госдолг находится в целом на уровне свыше 60% ВВП, в т.ч. Финляндии— 56, Франции — 58, Германии — 61, Испании — 69, в Бельгии и Италии — по 122%; при этом две последние страны обязались вдвое снизить свой долг — Бельгия к 2011 г. и Италия — к 2016 г. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 5,3 трлн. дол., или около 70% ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту.[4]

Обоснованность и эффективность использования государственных займов для распределения военного финансового бремени между несколькими поколениями налогоплательщиков подтверждается опытом стран, принимавших участие в двух мировых войнах. С аналогичной целью менее

масштабные программы дефицитного финансирования применяются странами и в послевоенные годы для целей экономической реконструкции и финансовой стабилизации. В России при определенных условиях через механизм госкредита также может быть реализована обоснованная создавшейся ситуацией программа финансовой солидарности поколений. Речь идет о

стратегическом манёвре с разработкой долгосрочной программы относительного снижения на начальном этапе уровня налогообложения через механизм государственного кредита. В историческом процессе преобразования

 

 

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России