Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 09:25, курсовая работа
Рынок - сложное и многостороннее явление, которое характе¬ризуется разным уровнем своего развития, особенностями исто¬рического, социального, культурного характера, присущими раз¬личным странам; это соединение спроса и предложения; совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.
Источник [12, 13]
Особенности методов исследования потребительских предпочтений представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Особенности методов исследования потребительских предпочтений
Метод |
Особенность |
Личное интервью |
Непосредственное общение интервьюера с респондентом. Позволяет получить ответы на вопросы повышенной сложности, т.к. интервьюер имеет возможность точнее разъяснить их толкование. В ходе личного интервью интервьюер может заинтересовать респондента, установить с ним наиболее качественный контакт, уменьшить вероятность отказа от ответов. Возможность продемонстрировать наглядные материалы. |
Телефонное интервью |
Самый экономичный метод сбора данных (низкая стоимость). Опрос может быть проведен достаточно быстро. Данные полученные от респондента данным методом, заносятся в базу данных в течение беседы с ним. |
Электронный опрос |
Заполнение анкеты занимает меньше времени, респонденты могут обдумать и взвесить вопросы. Проверка введенных значений, контроль за обязательным заполнением вопросов. Демонстрация видео и аудиоматериалов, а также изображений любых форматов. Низкие затраты. |
Глубинное интервью |
Позволяет получить неформализованную информацию качественного характера; лучше разобраться во внутренних переживаниях людей. Изучение труднодостижимых респондентов (лица с высоким уровнем доходов). |
Фокус–группа |
Разговор ведется в непринужденной обстановке. Возможность честно и свободно высказывать свое мнение. Возможна демонстрация продукта, его вкуса, запаха и прочих свойств. В ходе дискуссии можно обнаружить достоинства и недостатки, скрытые прежде. |
Мобильные телефоны появились в нашей жизни сравнительно недавно, однако распространились среди российских потребителей достаточно быстро. Еще 5 – 10 лет назад это средство связи у большинства наших граждан ассоциировалось с образом «нового русского», человека зажиточного и стремящегося выставить напоказ и подчеркнуть свой уровень благосостояния. Сегодня мобильный телефон можно увидеть в руках жителей больших и малых городов. Сотовая связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны.
В данный момент в городе Владивосток существует 4 оператора сотовой связи, предоставляющие услуги сотовой связи: ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (Мегафон), ОАО «ВымпелКом» (Билайн), ЗАО «Акционерное Общество Связи» (Акос). Характеристика операторов сотовой связи представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Характеристика операторов сотовой связи г. Владивостока
Оператор сотовой связи |
Характеристика |
ЗАО «Акционерное Общество Связи» (Акос) |
Предоставляет услуги в области цифровой сотовой связи в стандарте GSM. Компания первой среди дальневосточных операторов получила лицензию на предоставление услуг сотовой связи на территории Приморского края. В мае 1994 года в компании был осуществлен первый на территории Сибири и Дальнего Востока сотовый звонок. В октябре 2003 г. компания «АКОС» начала эксплуатацию новой сети в цифровом стандарте связи – GSM 1800. Стандарт GSM 1800 – один из современных стандартов сотовой связи, совместимый со всеми новейшими разработками коммуникационных систем третьего поколения. Стандарт ориентирован на использование в городах с высокой плотностью населения. Задача компании – постоянное улучшение качества услуг сотовой связи, внедрение новых дополнительных услуг связи, предоставление безупречного сервиса для своих абонентов, постоянное расширение территории обслуживания. В компании постоянно ведется работа, направленная на выполнение поставленной задачи. В своей работе сотрудники компании в первую очередь ориентируются на интересы абонентов. |
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) |
Компания МТС была образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года такими компаниями, как ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям — 47%. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens. 1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В том же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT. Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации. |
ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (Мегафон) |
ОАО «Мегафон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800 был образован в мае 2002 года. Компания первой в России ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения в стандарте UMTS. Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг адресован как частным лицам, так и корпоративным клиентам. В сети «Мегафон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией. В 2009 году Мегафон был признан независимым жюри «Абсолютным брендом - 2009». Компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости. |
ОАО «ВымпелКом» (Билайн) |
Группа компаний «ВымпелКом» предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. ОАО «ВымпелКом» стало первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Компании группы «ВымпелКом» предоставляют услуги под брендом «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek. В сентябре 2008 года «ВымпелКом» начал оказывать широкий спектр услуг на российском рынке корпоративных пользователей под единым брендом «Билайн бизнес» |
Источник:[17,18,19,20]
Каждая из четырех компаний предлагает своим абонентам разнообразные тарифные планы, с различной стоимостью на звонки внутри сети, на звонки других операторов, стоимость SMS – сообщений у каждого оператора на всех тарифах, практически одна и та же. Тарифные планы сотовых операторов представлены в Приложении.
Следует отметить, что операторы сотовой связи в условиях сильной конкуренции в г. Владивостоке и Приморском крае в целом, предоставляют одни и те же услуги. На данном рынке нельзя выделить определенного лидера, также как самого дорогого и самого дешевого оператора, так как операторы часто меняют свои тарифные планы, в связи с постоянными изменениями ситуации на рынке. В разные промежутки времени операторы снижают цены на свои тарифные планы, чтобы привлечь больше потребителей и выступить против своих конкурентов. На протяжении длительного времени сложилась тенденция, что оператор «МТС» является самым дорогим оператором (хочу заметить что хоть и дорогой, но все равно пользуется большим спросом у потребителей), а компания «Акос» является самым дешевым оператором, «студенческим» оператором (и пользуется спросом меньше, чем дорогой оператор). Компания «Билайн» также позиционирует себя как недорогой оператор, хотя в целом по России он таковым не является. И все же, все операторы предлагают цены на свои тарифные планы, находящиеся в одном ценовом диапазоне и отличающиеся друг от друга буквально на несколько копеек. Поэтому нельзя точно утверждать, какой оператор позиционирует себя как самый дорогой оператор сотовой связи, а какой оператор с дешевыми услугами сотовой связи. Хотелось отметить, что нет оператора с дорогими и дешевыми услугами, так как каждое тарифное предложение ориентировано на свою целевую аудиторию и каждый тариф каким бы он не был дорогим или дешевым все равное пользуется спросом у потребителей.
Если сравнивать операторов сотовой связи г. Владивостока с Россией в целом, то можно заметить что самыми популярными операторами также являются такие операторы сотовой связи, как «МТС», «Мегафон» и «Билайн», которые также являются главными конкурентами. В общей сложности они делят между собой 85% рынка, имеют статус федеральных и их еще называют «большой тройкой». В России существует большое количество операторов сотовой связи, в каждой области, регионе, крае помимо «большой тройки» есть и местные операторы, которые также пользуются спросом у своей целевой аудитории. Но все, же большим спросом пользуются операторы сотовой связи «большой тройки».
Если рассматривать особенности операторов сотовой связи г. Владивостока, то видно, что как таковых особенностей и различий у них нет. У всех операторов почти одни и те же тарифные планы, каждый пытается стимулировать покупателей с помощью различных скидок, бонусов, каких-то подарков, понижением цены на тарифы. Так же как и стимулируют они и обманывают своих покупателей, недоговаривая о минусах своих тарифных планов, а только нахваливают каждый свой. Можно сказать, что особенность операторов сотовой связи «большой тройки» от оператора «Акос» является их частое рекламирование своей услуги и постоянное создание новых тарифных планов, что нельзя сказать об операторе «Акос».
Рекламирование своего продукта является одним из важных факторов, влияющих на выбор сотового оператора, чем больше компания рекламирует свою услугу и чем интереснее реклама, тем больше потребитель будет заинтересован данной услуге.
Другим немало важным фактором являются рекомендации друзей, родственников, коллег, потому что потребитель больше прислушается к рекомендациям родных, чем незнакомых ему людей и даже рекламе, так как в рекламе не всегда говорится правда.
Еще одним таким значимым фактором является качество связи и цена, потребитель же не выберет оператора с плохим качеством связи, но подходящего ему по цене. В этом случае потребитель не будет смотреть, какая цена у оператора, а возьмет, не глядя благодаря качеству связи.
2.2 Исследование потребительских предпочтений на рынке сотовой связи
Для исследования потребительских предпочтений была разработана программа исследования (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Программа исследования
Проблемы, требующие исследования |
Характеристика |
Постановка проблемы |
Проблема, требующая исследования – исследование потребительских предпочтений при выборе сотового оператора в г. Владивостоке. Проблема, требующая решения – анализ выбора сотового оператора, на основе полученных данных. |
Определение целей и задач исследования |
Цель - изучить рынок сотовой связи г. Владивостока, исследовать потребительские предпочтения при выборе сотового оператора, а так же изучить факторы оказывающие влияние на потребителя при выборе сотового оператора. Задачи:
Объектом исследования является рынок сотовой связи г. Владивостока. Предметом исследования является операторы сотовой связи г. Владивостока.
|
Тип исследовательского проекта |
Описательный |
Методы сбора данных |
Опрос потребителей, выявление их предпочтений путем личного контакта |
Инструмент исследования |
Анкета |
Генеральная совокупность |
Мужчины и женщины в возрасте от 18 до 51года и старше г. Владивостока |
Метод формирования выборки |
Типичная выборка – анкетирование будет проводится в магазинах и в салонах сотовой связи |
Объем выборки |
Доверительная вероятность 95% Доверительный интервал 5 Генеральная совокупность 100 Требуемый размер выборки 80 (Расчеты произведены с помощью калькулятора выборки) |
Сбор и анализ данных |
Количественный сбор первичных данных ( опрос ), с помощью инструмента исследования – анкеты при личном контакте. Проверяем анкеты, на предмет выявления ошибок, неточностей. Затем для упрощения анализа первичные данные кодируем. Затем сводим их в таблицы для последующей обработке. |
Подготовка отчета |
Результаты маркетингового исследования будут представлены в виде письменного документа, в котором будут изложены ход и результаты маркетинговых исследований. Полученные выводы должны быть представлены в виде удобном для использования и принятия управленческих решений. |
Для полноценного достижения целей исследования, был проведен анкетированный опрос потребителей услуг сотовой связи в г. Владивостоке, в котором участвовало 80 человек (рассчитанные с помощью калькулятора выборки) разной возрастной категории (от 18 до 51года и старше). Рассмотрев возможные вопросы, отобрав те, которые необходимо задать, выбрав их форму и последовательность, была составлена анкета (см. приложение). Проанализировав ответы респондентов по собранным анкетам, была получена достаточно объективная информация об их восприятии каждого из исследуемого сотового оператора.
В анкетировании приняло участие 80 человек, из которых 55% – женщин и 45% – мужчин (рис.1).
Рис. 1 Состав респондентов, принявших участие в опросе
Были опрошены респонденты разных возрастных категорий от 18 до 51 года и старше. Из рисунка 2 можно увидеть, что больше всего в анкетировании принимало участие людей возрастной категории от 21 до 30 лет – 35%, а меньше всего люди от 51 года и старше – 3%.
Рис. 2 Распределение опрошенных респондентов по возрастным категориям
Чтобы выяснить пользуются ли респонденты услугами сотовой связи был задан вопрос №1 анкеты (см. Приложение), на который все респонденты дали ответ «да».
Для того чтобы выяснить услугами какого сотового оператора пользуются респонденты, обратимся к вопросу №2 анкеты (см. Приложение) и рассмотрим полученные ответы (рис.3).
Рис. 3 Предпочтения потребителей относительно операторов сотовой связи
По результатам опроса (рис.3) видно, что лидирует с небольшим отрывом в 1% оператор сотовой связи «Мегафон» – 34%, от оператора сотовой связи «МТС» – 33% эти два оператора являются главными конкурентами и им также отдают больше предпочтение потребители по всей России. Меньшей популярностью пользуется сотовый оператор «Акос» – 12%.
Для определения значимости критериев, которыми руководствуются потребители при выборе сотового оператора был задан вопрос №3 анкеты (см.Приложение).Все респонденты в отношении критерия «цена» выбрали вариант ответа «очень важно», такой же 100% ответ был по отношению критерия «качество связи» здесь мнения не разошлись. Качество связи и цена являются самыми главными критериями при выборе сотового оператора. В отношении других критериев таких, как «многообразие тарифов» 76% ответили «не важно», 24% сказали, что им все же важно разнообразие тарифов, и «местоположение салонов», на этот вопрос почти все ответили 93%, что им совершенно не важно, где находится салон и лишь 7% ответили «важно».