Характеристика операторов сотовой связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Рынок - сложное и многостороннее явление, которое характе¬ризуется разным уровнем своего развития, особенностями исто¬рического, социального, культурного характера, присущими раз¬личным странам; это соединение спроса и предложения; совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.

Файлы: 1 файл

Глава 1 Теоретические аспекты исследования потребительских предпочтений (Восстановлен).docx

— 150.02 Кб (Скачать файл)

Источник [12, 13]

 

Особенности методов исследования потребительских предпочтений представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Особенности методов исследования потребительских предпочтений

Метод

Особенность

Личное интервью

Непосредственное общение интервьюера с респондентом. Позволяет получить ответы на вопросы повышенной сложности, т.к. интервьюер имеет возможность точнее разъяснить их толкование. В ходе личного интервью интервьюер может заинтересовать респондента,  установить с ним наиболее качественный контакт, уменьшить вероятность отказа от ответов. Возможность продемонстрировать наглядные материалы.

Телефонное интервью

Самый экономичный метод сбора данных (низкая стоимость). Опрос может быть проведен достаточно быстро. Данные полученные от респондента данным методом, заносятся в базу данных в течение беседы с ним.

Электронный опрос

Заполнение анкеты занимает меньше времени, респонденты могут обдумать и взвесить вопросы. Проверка введенных значений, контроль за обязательным заполнением вопросов. Демонстрация видео и аудиоматериалов, а также изображений любых форматов. Низкие затраты.

Глубинное интервью

Позволяет получить неформализованную информацию качественного характера; лучше разобраться во внутренних переживаниях людей. Изучение труднодостижимых респондентов (лица с высоким уровнем доходов).

Фокус–группа

Разговор ведется в непринужденной обстановке. Возможность честно и свободно высказывать свое мнение. Возможна демонстрация продукта, его вкуса, запаха и прочих свойств. В ходе дискуссии можно  обнаружить достоинства и недостатки, скрытые прежде.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исследование рынка сотовой связи г. Владивостока
    1. Основные особенности и закономерности развития рынка сотовой связи г. Владивостока

Мобильные телефоны появились в нашей жизни сравнительно недавно, однако распространились среди российских потребителей достаточно быстро. Еще 5 – 10 лет назад это средство связи у большинства наших граждан ассоциировалось с образом «нового русского», человека зажиточного и стремящегося выставить напоказ и подчеркнуть свой уровень благосостояния. Сегодня мобильный телефон можно увидеть в руках жителей больших и малых городов. Сотовая связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны.

В данный момент в городе Владивосток существует 4 оператора сотовой связи, предоставляющие услуги  сотовой связи: ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (Мегафон), ОАО «ВымпелКом» (Билайн), ЗАО «Акционерное Общество Связи» (Акос). Характеристика операторов сотовой связи представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Характеристика операторов сотовой связи г. Владивостока

Оператор сотовой связи

Характеристика

ЗАО «Акционерное Общество Связи» (Акос)

Предоставляет услуги в области цифровой сотовой связи в стандарте GSM. Компания первой среди дальневосточных операторов получила лицензию на предоставление услуг сотовой связи на территории Приморского края. В мае 1994 года в компании был осуществлен первый на территории Сибири и Дальнего Востока сотовый звонок.

В октябре 2003 г. компания «АКОС» начала эксплуатацию новой сети в цифровом стандарте связи – GSM 1800. Стандарт GSM 1800 – один из современных стандартов сотовой связи, совместимый со всеми новейшими разработками коммуникационных систем третьего поколения. Стандарт ориентирован на использование в городах с высокой плотностью населения. Задача компании – постоянное улучшение качества услуг сотовой связи, внедрение новых дополнительных услуг связи, предоставление безупречного сервиса для своих абонентов, постоянное расширение территории обслуживания.

В компании постоянно ведется работа, направленная на выполнение поставленной задачи. В своей работе сотрудники компании в первую очередь ориентируются на интересы абонентов.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС)

Компания МТС была образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года такими компаниями, как ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям — 47%. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens. 1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В том же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT. Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации.

ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (Мегафон)

ОАО «Мегафон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800 был образован в мае 2002 года. Компания первой в России ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения в стандарте UMTS. Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг адресован как частным лицам, так и корпоративным клиентам. В сети «Мегафон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией. В 2009 году Мегафон был признан независимым жюри «Абсолютным брендом - 2009».

Компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

ОАО «ВымпелКом» (Билайн)

Группа компаний «ВымпелКом» предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. ОАО «ВымпелКом» стало первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Компании группы «ВымпелКом» предоставляют услуги под брендом «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek. В сентябре 2008 года «ВымпелКом» начал оказывать широкий спектр услуг на российском рынке корпоративных пользователей под единым брендом «Билайн бизнес»


Источник:[17,18,19,20]

 

Каждая из четырех компаний предлагает своим абонентам разнообразные тарифные планы, с различной стоимостью на звонки внутри сети, на звонки  других операторов, стоимость SMS – сообщений у каждого оператора на всех тарифах, практически одна и та же. Тарифные планы сотовых операторов представлены в Приложении.

Следует отметить, что операторы сотовой связи в условиях сильной конкуренции в г. Владивостоке и Приморском крае в целом, предоставляют одни и те же услуги. На данном рынке нельзя выделить определенного лидера, также как самого дорогого и самого дешевого оператора, так как операторы часто меняют свои тарифные планы, в связи с постоянными изменениями ситуации на рынке. В разные промежутки времени операторы снижают цены на свои тарифные планы, чтобы привлечь больше потребителей и выступить против своих конкурентов. На протяжении длительного времени сложилась тенденция, что оператор «МТС» является самым дорогим оператором (хочу заметить что хоть и дорогой, но все равно пользуется большим спросом у потребителей), а компания «Акос» является самым дешевым оператором, «студенческим» оператором (и пользуется спросом меньше, чем дорогой оператор). Компания «Билайн» также позиционирует себя как недорогой оператор, хотя в целом по России он таковым не является. И все же, все операторы предлагают цены на свои тарифные планы, находящиеся в одном ценовом диапазоне и отличающиеся друг от друга буквально на несколько копеек. Поэтому нельзя точно утверждать, какой оператор позиционирует себя как самый дорогой оператор сотовой связи, а какой оператор с дешевыми услугами сотовой связи. Хотелось отметить, что нет оператора с дорогими и дешевыми услугами, так как каждое тарифное предложение ориентировано на свою целевую аудиторию и каждый тариф каким бы он не был дорогим или дешевым все равное пользуется спросом у потребителей.

Если сравнивать операторов сотовой связи г. Владивостока с Россией в целом, то можно заметить что самыми популярными операторами также являются такие операторы сотовой связи, как «МТС», «Мегафон» и «Билайн», которые также являются главными конкурентами. В общей сложности они делят между собой 85% рынка, имеют статус федеральных и их еще называют «большой тройкой». В России существует большое количество операторов сотовой связи, в каждой области, регионе, крае помимо  «большой тройки» есть и местные операторы, которые также пользуются спросом у своей целевой аудитории. Но все, же большим спросом пользуются операторы сотовой связи «большой тройки».

Если рассматривать особенности операторов сотовой связи г. Владивостока, то видно, что как таковых особенностей и различий у них нет. У всех операторов почти одни и те же тарифные планы, каждый пытается стимулировать покупателей с помощью различных скидок, бонусов, каких-то подарков, понижением цены на тарифы. Так же как и стимулируют они и обманывают своих покупателей, недоговаривая о минусах своих тарифных планов, а только нахваливают каждый свой. Можно сказать, что особенность операторов сотовой связи «большой тройки» от оператора «Акос» является их частое рекламирование своей услуги и постоянное создание новых тарифных планов, что нельзя сказать об операторе «Акос».

Рекламирование своего продукта является одним из важных факторов, влияющих на выбор сотового оператора, чем больше компания рекламирует свою услугу и чем интереснее реклама, тем больше потребитель будет заинтересован данной услуге.

Другим немало важным фактором являются рекомендации друзей, родственников, коллег, потому что потребитель больше прислушается к рекомендациям родных, чем незнакомых ему людей и даже рекламе, так как в рекламе не всегда говорится правда.

Еще одним таким значимым фактором является качество связи и цена, потребитель же не выберет оператора с плохим качеством связи, но подходящего ему по цене. В этом случае потребитель не будет смотреть, какая цена у оператора, а возьмет, не глядя благодаря качеству связи.

 

2.2 Исследование потребительских  предпочтений на рынке сотовой  связи

Для  исследования потребительских предпочтений была разработана программа исследования (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Программа исследования

Проблемы, требующие исследования

Характеристика

Постановка проблемы

Проблема, требующая исследования – исследование потребительских предпочтений при выборе сотового оператора в г. Владивостоке.

Проблема, требующая решения – анализ выбора сотового оператора, на основе полученных данных.

Определение целей и задач исследования

Цель - изучить рынок сотовой связи г. Владивостока,  исследовать потребительские предпочтения при выборе сотового оператора, а так же изучить факторы оказывающие влияние на потребителя при выборе сотового оператора.

Задачи:

  • Изучить теоретические аспекты исследования потребительских предпочтений;
  • Проанализировать рынок сотовой связи г. Владивостока;
  • Рассмотреть факторы, влияющие на выбор сотового оператора г. Владивостока;
  • Изучить предпочтения потребителей.

Объектом исследования является рынок сотовой связи г. Владивостока.

Предметом исследования является операторы сотовой связи г. Владивостока.

 

Тип исследовательского проекта

Описательный

Методы сбора данных

Опрос потребителей, выявление их предпочтений путем личного контакта

Инструмент исследования

Анкета

Генеральная совокупность

Мужчины и женщины в возрасте от 18 до 51года и старше г. Владивостока

Метод формирования выборки

Типичная выборка – анкетирование будет проводится в магазинах и  в салонах сотовой связи

Объем выборки

Доверительная вероятность 95%

Доверительный интервал 5

Генеральная совокупность 100

Требуемый размер выборки 80 (Расчеты произведены с помощью калькулятора выборки)

Сбор и анализ данных

Количественный сбор первичных данных ( опрос ), с помощью инструмента исследования – анкеты при личном контакте.

Проверяем анкеты, на предмет выявления ошибок, неточностей.

Затем для упрощения анализа первичные данные кодируем. Затем сводим их в таблицы для последующей обработке.

Подготовка отчета

Результаты маркетингового исследования будут представлены в виде письменного документа, в котором будут изложены ход и результаты маркетинговых исследований. Полученные выводы должны быть представлены в виде удобном для использования и принятия управленческих решений.


 

Для полноценного достижения целей исследования, был проведен анкетированный опрос потребителей услуг сотовой связи в г. Владивостоке, в котором участвовало 80 человек (рассчитанные с помощью калькулятора выборки) разной возрастной категории (от 18 до 51года и старше). Рассмотрев возможные вопросы, отобрав те, которые необходимо задать, выбрав их форму и последовательность, была составлена анкета (см. приложение). Проанализировав ответы респондентов по собранным анкетам, была получена достаточно объективная информация об их восприятии каждого из исследуемого сотового оператора.

В анкетировании приняло участие 80 человек, из которых 55% – женщин и 45% – мужчин (рис.1).

 

Рис. 1 Состав респондентов, принявших участие в опросе

Были опрошены респонденты  разных возрастных категорий от 18 до 51 года и старше. Из рисунка 2 можно увидеть, что больше всего в анкетировании принимало участие людей возрастной категории от 21 до 30 лет – 35%, а меньше всего люди от 51 года и старше – 3%.

Рис. 2 Распределение опрошенных респондентов по возрастным категориям

Чтобы выяснить пользуются ли респонденты услугами сотовой связи был задан вопрос №1 анкеты (см. Приложение), на который все респонденты дали ответ «да».

Для того чтобы выяснить услугами какого сотового оператора пользуются респонденты, обратимся к вопросу №2 анкеты (см. Приложение) и рассмотрим полученные ответы (рис.3).

Рис. 3 Предпочтения потребителей относительно операторов сотовой связи

По результатам опроса (рис.3) видно, что лидирует с небольшим отрывом в 1% оператор сотовой связи «Мегафон» – 34%, от оператора сотовой связи «МТС» – 33% эти два оператора являются главными конкурентами и им также отдают больше предпочтение потребители по всей России. Меньшей популярностью пользуется сотовый оператор «Акос» – 12%.

Для определения значимости критериев, которыми руководствуются потребители при выборе сотового оператора был задан вопрос №3 анкеты (см.Приложение).Все респонденты в отношении критерия «цена» выбрали вариант ответа «очень важно», такой же 100% ответ был по отношению критерия «качество связи» здесь мнения не разошлись. Качество связи и цена являются самыми главными критериями при выборе сотового оператора. В отношении других критериев таких, как «многообразие тарифов» 76% ответили «не важно», 24% сказали, что им все же важно разнообразие тарифов, и «местоположение салонов», на этот вопрос почти все ответили 93%, что им совершенно не важно, где находится салон и лишь 7% ответили «важно».

Информация о работе Характеристика операторов сотовой связи