Индекс"Е" на упаковках пищевых продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Современный покупатель практически ежедневно сталкивается с проблемой выбора нужного и полезного продукта из огромного многообразия товаров, представленных на полках супермаркетов. Каждый производитель, стремясь выделить свой товар из числа прочих, прибегает к различным методам воздействия на покупателя, прежде всего, через упаковку: оригинальная форма, цветовое исполнение, современный дизайн и пр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие пищевых добавок, их виды.
2. Пищевые добавки и маркетинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кр по маркетингу.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Маркетинг»

на тему:

Индекс «Е» на упаковках  пищевых товаров.

 

 

 

   
   
   
   
 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие пищевых добавок, их виды.

2. Пищевые добавки и маркетинг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Введение

 

Современный покупатель практически ежедневно сталкивается с проблемой выбора нужного и  полезного продукта из огромного  многообразия товаров, представленных на полках супермаркетов. Каждый производитель, стремясь выделить свой товар из числа прочих, прибегает к различным методам воздействия на покупателя, прежде всего, через упаковку: оригинальная форма, цветовое исполнение, современный дизайн и пр.

Однако, для приобретения действительно качественного товара, потребителю необходимо обращать внимание в первую очередь на состав продукта.

В последнее время большой ажиотаж  возник вокруг пищевых добавок с  индексом «Е». Одни источники информации говорят только о вреде этих компонентов, другие – советуют принять их как  дань времени и не обращать внимания.

Что же такое индекс «Е»? Так ли он страшен? И как используют пищевые  добавки с кодом «Е» производители  пищевых продуктов в рамках продвижения  товара на рынке?

Ответы на эти и другие вопросы  попытаемся дать в рамках данной контрольной  работы.

 

1 Понятие пищевых добавок, их виды

 
 Главные маркетинговые функции  пищевых добавок - улучшение товарного  вида продуктов, увеличение сроков их хранения и повышения рыночной стоимости. В наши дни для достижения маркетинговых  целей, наряду с натуральными пищевыми добавками, в продукты добавляют консерванты, искусственные красители, эмульгаторы и другие непищевые вещества. Большинство добавок не имеют пищевой ценности и, в лучшем случае, являются биологически инертными для организма, а в худшем - оказываются биологически активными и небезопасными для организма.  
           Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусственные вещества, сами по себе не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи. Они преднамеренно добавляются в пищевые системы по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортировки готовых продуктов с целью улучшения или облегчения производственного процесса или отдельных его операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или намеренного изменения органолептических свойств.

Пищевые добавки употребляются  человеком в течение многих веков (соль, перец, гвоздика, мускатный орех, корица, мед), однако широкое их использование началось в конце XIX в. и было связано с ростом населения и концентрацией его в городах, что вызвало необходимость увеличения объемов производства продуктов питания, совершенствование традиционных технологий их получения с использованием достижений химии и биотехнологии.

Сегодня можно выделить еще несколько причин широкого использования  пищевых добавок производителями  продуктов питания. К ним относятся:

— современные методы торговли в условиях перевоза продуктов  питания (в том числе скоропортящихся  и быстро черствеющих продуктов) на большие расстояния, что определило необходимость применения добавок, увеличивающих сроки сохранения их качества;

— быстро изменяющиеся индивидуальные представления современного потребителя  о продуктах питания, включающие их вкус и привлекательный внешний вид, невысокую стоимость, удобство использования; удовлетворение таких потребностей связано с использованием, например, ароматизаторов, красителей и других пищевых добавок;

- создание новых видов  пищи, отвечающей современным требованиям науки о питании, что связано с использованием пищевых добавок, регулирующих консистенцию пищевых продуктов;

- совершенствование технологии  получения традиционных пищевых  продуктов, создание новых продуктов  питания, в том числе продуктов  функционального назначения.

Число пищевых добавок, применяемых в производстве пищевых  продуктов в разных странах, достигает  сегодня 500 наименований (не считая комбинированных  добавок, индивидуальных душистых веществ, ароматизаторов), в Европейском Сообществе классифицировано около 300. Для гармонизации их использования производителями разных стран Европейским Советом разработана рациональная система цифровой кодификации пищевых добавок с литерой «Е». Она включена в кодекс для пищевых продуктов ФАО/ВОЗ (ФАО — Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения) как международная цифровая система кодификации пищевых добавок. Каждой пищевой добавке присвоен цифровой трех- или четырехзначный номер (в Европе с предшествующей ему литерой Е). Они используются в сочетании с названиями функциональных классов, отражающих группировку пищевых добавок по технологическим функциям (подклассам).

Индекс Е специалисты  отождествляют как со словом Европа, так и с аббревиатурами ЕС/ЕУ, которые в русском языке тоже начинаются с буквы Е, а также со словами ebsbar/edible, что в переводе на русский (соответственно с немецкого и английского) означает «съедобный». Индекс Е в сочетании с трех- или четырехзначным номером — синоним и часть сложного наименования конкретного химического вещества, являющегося пищевой добавкой. Присвоение конкретному веществу статуса пищевой добавки и идентификационного номера с индексом «Е» имеет четкое толкование, подразумевающее, что:

а) данное конкретное вещество проверено на безопасность;

б) вещество может быть применено в рамках его установленной  безопасности и технологической  необходимости при условии, что  применение этого вещества не введет потребителя в заблуждение относительно типа и состава пищевого продукта, в который оно внесено;

в) для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые  для достижения определенного уровня качества продуктов питания.

Следовательно, разрешенные  пищевые добавки, имеющие индекс Е и идентификационный номер, обладают определенным качеством. Качество пищевых добавок — совокупность характеристик, которые обусловливают технологические свойства и безопасность пищевых добавок.

Наличие пищевой  добавки в продукте должно указываться  на этикетке, при этом она может  обозначаться как индивидуальное вещество или как представитель конкретного функционального класса в сочетании с кодом Е. Например: бензоат натрия или консервант Е211.

Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых  добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):

-Е100-Е182-красители;

- Е200 и далее — консерванты; 

- ЕЗОО и далее —  антиокислители (антиоксиданты);

- Е400 и далее — стабилизаторы  консистенции;

- Е450 и далее, Е1000 —  эмульгаторы;

- ЕЗОО и далее — регуляторы кислотности, разрыхлители;

- Е600 и далее — усилители  вкуса и аромата;

- Е700-Е800 — запасные  индексы для другой возможной  информации;

- Е900 и далее — глазирующие  агенты, улучшители хлеба.

Многие пищевые добавки  имеют комплексные технологические функции, которые проявляются в зависимости от особенностей пищевой системы. Например, добавка Е339 (фосфаты натрия) может проявлять свойства регулятора кислотности, эмульгатора, стабилизатора, комплексообразователя и водоудерживающего агента.

Номер

Группа

Действие

Е 100–182

Красители

Усиливают или восстанавливают  цвет. 

Е 200–299

Консерванты

Удлиняют срок хранения, защищая  от порчи, вызванной микроорганизмами.

Е 300–399

Антиокислители

Действуют аналогично консервантам: защищают продукты от порчи, вызванной окислением (например, жиры – от прогоркания), и сохраняют цвет.

Е 400–499

Стабилизаторы  
Загустители

Сохраняют заданную консистенцию продукта. Повышают вязкость.

Е 500–599

Эмульгаторы

Действуют подобно стабилизаторам – поддерживают однородную смесь при применении несмешиваемых веществ (например, масла и воды).

Е 600–689

Усилители вкуса и запаха

Усиливают природный вкус или запах  продукта.

Е 700–899

Резервные номера

Эти добавки пока не применяются

Е 900–999

Пеногасители  
Заменители сахара

Предупреждают или снижают образование  пены. Вещества несахарной природы, придающие  продуктам сладкий вкус.


Важнейшим условием обеспечения  безопасности пищевых продуктов  является соблюдение допустимой нормы  суточного потребления пищевых  добавок (ДСП). Растет число комбинированных пищевых добавок, пищевых улучшителей, содержащих пищевые, биологически активные добавки (БАД) и другие компоненты. Постепенно создатели пищевых добавок становятся и разработчиками технологии их внедрения.

В Российской Федерации  возможно применение только тех пищевых добавок, которые имеют разрешение Госсанэпиднадзора России в пределах, приведенных в Санитарных правилах (СанПиН).

Пищевые добавки должны вноситься в пищевые продукты в минимально необходимом для  достижения технологического эффекта количестве, но не более установленных Санитарными правилами пределов.

Пищевые добавки, запрещенные  к применению в Российской Федерации  при производстве пищевых продуктов представлены в таблице:

 

Код

Пищевая добавка

Технологические функции

Е121

Цитрусовый красный

Краситель

Е123

Амарант

Краситель

Е240

Формальдегид

Консервант

Е940а

Бромат калия

Улучшитель муки и хлеба

Е940б

Бромат кальция

Улучшитель муки и хлеба


 

«Применение пищевых  добавок – неизбежное требование массового производства продуктов питания, позволяющее улучшить их вкус и вид, а также продлить срок хранения, – объясняет кандидат медицинских наук, диетолог Л.П. Андреева. – Чтобы совсем избежать этих веществ, нужно жить натуральным хозяйством или перейти на продукты, выращенные в экологически чистой среде и переработанные без добавления какой бы то ни было химии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Пищевые добавки и маркетинг

 

Создание имиджа товара невозможно без упаковки. Упаковка является наиболее гибким инструментом маркетинговой деятельности. Упаковка должна информировать потребителя о составе, характеристиках, способе употребления продукта. Она становится мощным средством рекламы и маркетинга продукции, нацеленным на продвижение товаров на конкурентный рынок. При близких характеристиках однородных продуктов качественная упаковка играет определяющую роль в формировании у потребителя решения о покупке товара.

Основными функциями упаковки являются защитная, дозирующая, транспортная, хранения, маркетинговая, нормативно-законодательная, экологическая, информационная и эксплуатационная.

В рамках данной контрольной работы наибольший интерес представляет информационная функция упаковки. Она приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенно важное значение приобретает упаковка для новых продуктов, еще не известных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта — привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта. Также задачи решаются посредством передачи информации потребителю. Эта информация должна отражать новизну продукта, его отличие от аналогов, подчеркивать его особенности.

Информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят разнообразные элементы художественного оформления, рекламу и т. п. Обязательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические характеристики продукта, например, список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о возможных противопоказаниях, опасностях и т п.

Как было сказано ранее, наличие пищевой добавки в  продукте должно указываться на этикетке (упаковке), при этом она может обозначаться как индивидуальное вещество или как представитель конкретного функционального класса в сочетании с кодом Е.

Выбор варианта написания  пищевой добавки зависит от производителя  и, на наш взгляд, является в определенной мере маркетинговым ходом, влияющим на спрос товара.

Несмотря на то, что  нормативным документом предусмотрено  лишь два варианта написания в  составе продукта пищевых добавок, на практике их встречается больше. В рамках подготовки данной контрольной  работы были изучены упаковки пищевых продуктов, а именно их состав (ингредиенты) и выделены следующие варианты:

    1. производитель указывает конкретное вещество: «Состав:…бензоат натрия…»;
    2. производитель указывает функциональный класс в сочетании с кодом Е: «Состав:…консервант Е211…»;
    3. производитель указывает конкретное вещество и дополнительно код Е: «Состав:…бензоат натрия (Е211)…»;
    4. производитель указывает только функциональный класс: «Состав:…консерванты и ароматизаторы идентичные натуральным…».

Информация о работе Индекс"Е" на упаковках пищевых продуктов