Информационные аспекты управления маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Маркетинг — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако, фактически сбыт является одной из функций маркетинга и часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высококонкурентном рынке.

Файлы: 1 файл

1 (2).docx

— 32.74 Кб (Скачать файл)

     Суть  информации о рынке товаров - это  отображение взаимосвязей всех элементов  в системе потребности населения - спрос населения - предложение товаров  и услуг - обращение товара и услуг - потребление.

Чтобы управлять  этими процессами, нужна информационная база как основа для принятия управленческих  решений, т.е. необходимо соответствующее  информационное обеспечение и государственное  регулирование информационной деятельности предприятий.

     К информационной среды рынка входит совокупность трех компонентов: информационных технологий, информационных структур и инфраструктуры.

Информационно технология - это целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств  оргтехники, систем связи, систем обработки  информации и средств доступа  к информации.

     Развитие  информационных структур определяют как  внутренние закономерности информационной среды рынка, так и, в значительной мере, механизмы развития общества в целом. Интересы и потребности  общества, которые отражаются в динамике развития этих структур, обеспечивающих целенаправленное развитие всей информационной среды.

Инфраструктура - это информационно - организационные  структуры, обеспечивающие функционирование базовых структур рынка: торговых фирм, баз, магазинов и т.д.

Информационная  система - это сердцевина маркетинга. Ее следует оснастить первостепенной компьютерной и телекоммуникационной техникой, экспертными системами, базами данных, разрешить принимать обоснованные управленческие решения в сфере  производственной, торговой, инвестиционной, кредитно - финансовой деятельности и  получать соответствующие дивиденды. Таким образом, с помощью маркетинга осуществляется информационный менеджмент.

Потребность в  информации значительно возросла, что  объясняется тремя причинами.

Во - первых систему  маркетинга, ориентированную на местные  рынки, меняет система, ориентированная  на рынок в масштабе всей страны и на международный рынок. Это  означает, что маркетинговая деятельность теперь во многом зависит от информации, которая циркулирует по различным  каналам. Во - вторых, на смену изучению спроса пришло изучение потребностей покупателей и покупательных  мотивам. В - третьих, наметился переход  от конкуренции цен к конкуренции  рекламы, мероприятий по стимулированию сбыта и оказания соответствующих  услуг, что требует получения  подробной информации. Следовательно, разработка маркетинговой информационной системы (МИС), способной своевременно обеспечить руководство фирмы всеми  необходимыми данными, является насущной задачей сегодняшнего дня.

Среди ученых нет  единого взгляда на определение  понятия маркетинговая информационная система.

Маркетинговая информационная система - совокупность маркетинговых информационных процессов, функционирует согласованно, а также  методов и технологических средств, предназначенных для сбора, обработки, анализа, оценки и своевременно распространение  необходимой достоверной информации для обоснования управленческих решений. 

Наибольшая популярность принадлежит выборочным обследованием. Конечно, сплошные обследования дают полные и точные результаты, но они дороги, требуют больших затрат времени  и поэтому к ним прибегают  при небольших контингента опрашиваемых. Выборочные обследования имеют широкий  диапазон использования, так как  позволяют исследовать практически  любой - какую проблему проблему. Конкретный метод позакабинетних выборочных обследований зависит от поставленной цели, способа  установления контакта контингента  опрашиваемых лиц, характера необходимой  информации. Выборочные обследования можно проводить в форме опроса и экспертных оценок. Не касаясь  всей классификации опросов, нужно  подчеркнуть, что они могут быть очные и заочные. Очные опросы могут быть устными - в форме личной беседы и письменными - путем анкетирования. Заочные опросы могут быть устными  и письменными, соответственно в  форме интервью по телефону и путем  анкетирования почте. Контингентом опрашиваемых могут быть: покупатели, специалисты оптовой, розничной  торговли и промышленности, ведущие  ученые, преподаватели ВУЗов и  техникумов. Кроме того, опросы могут  быть спорадические (проводимые от случая к случаю за различными программами) и панельные (периодические опросы одной и той же совокупности). Технику и технологию интервьюирование и анкетирование достаточно хорошо разработана наукой и отработан  практикой, поэтому специалисты  предприятия по маркетингу должны хорошо владеть ими. Только при должной  организации их можно будет: достоверно определить отношение покупателей  к товарам, к их качества и потребительских  свойств, рекламы, упаковки; выявить  факторы, которые определяют потребительские  предпочтения и выбор, намерения  потребителей; исследовать эффективность  товаропровиднои сети.

Потребительская панель - относительно постоянный представительная совокупность коллективных или индивидуальных потребителей, в которой систематически проводят обследование экономического и социального характера, наблюдение за экспериментальной эксплуатацией разнообразных изделий, проверяют реализацию покупательных намерений. Экспертные оценки являются одной из разновидностей интуитивных методов, основанных на интуитивные мнению специалистов, которые имеют большой научно-практический опыт в исследуемой отрасли, что позволяет решить такую важную для маркетинговых исследований проблему, как уменьшение неопределенности будущих результатов деятельности предприятия. По своей сути они являются разновидностью опросов, отличающийся контингентом опрашиваемых и техникой проведения опросов. Они также могут быть глазными и заочная. В нашей стране они известны как методы изучения и прогнозирования спроса и нашли некоторое применение в практике торговли, для экономического обоснования заявок и заказов на производство товаров, в определении потребности в ресурсах товаров, для составления и корректировки спецификаций к договорам на производство и поставку товаров, для оценки соответствия планов производства и поставки товаров в ассортиментном разрезе спроса населения, в расчетах потенциальных объемов реализации новых товаров, в определении размеров неудовлетворенного спроса населения. При ориентации на маркетинг диапазон использования экспертных оценок значительно расширяется за счет использования их для выработки маркетинговых решений.

Большая роль в  системе сбора данных принадлежит  подсистеме наблюдения за внешней средой. Группа наблюдения, используя вторичные  и первичные данные обнаруживает изменения в внешней среде, тенденции  этих изменений за всеми факторами  макро - и микросреда  непосредственного  окружения. Цель - своевременная адаптация  предприятия к неконтролируемых факторов внешней среды.

Подсистема данных о внутреннем среда охватывает информацию о состоянии и тенденциях контролируемых факторов внутренней среды. Эту информацию можно получить путем изучения внутренней бухгалтерской отчетности, данных оперативного учета по всем факторам внутренней среды: организация управления, производство, технология, маркетинг, финансы, персона, организационная культура, имидж.

В систему обработки  данных принадлежит банк методов  и моделей и процесс осуществления  аналитических и прогнозных расчетов. Методы указанных расчетов содержат как традиционные, более простые, так и сложные методы. Следовательно, маркетинг достаточно широко использует современную методологию для  решения разнообразных проблем, связанных с рыночной деятельностью. Рассмотрим сначала содержание подсистемы банк методов и моделей, охватывающей  аналитические и прогностические  методы. Их используют для изучения рыночных ситуаций, разработки маркетинговой  программы, изучение взаимосвязи затрат и результатов и под. Системный  анализ применяют для выработки  оптимальных управленческих решений. Он позволяет изучать проблемы больших  систем на основе розчленування их на составляющие элементы. Много элементов  системного подхода приспособлены  для обработки на ЭВМ, потому что  сегодня уже есть достаточно хорошо разработан математический аппарат, что  ускоряет процесс обработки сложных  проблем, которые возникают в  процессе осуществления коммерческой деятельности, и выработка на этой основе оптимальных решений. 
 
 

 

Заключение

 

   Информация  представляет собой определенный семантический  ресурс, включающий в себя ранее  неизвестные сведения и обладающий способностью ее передачи. Маркетинговая  информация - это систематизированный  набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного  рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.

   Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые  для анализа и прогнозирования  маркетинговой деятельности.

   Конечная  цель формирования маркетинговой информации - обеспечить характеристику рыночных процессов и явлений, выявить  тенденции и закономерности развития, оценить место фирмы на рынке. Непосредственная ее цель - систематизировать  и структурировать собранную  информация для дальнейшего анализа  и прогнозирования.

   Носителями  маркетинговой информации выступают  потребители, конкуренты, поставщики, торговый персонал, посредники, независимые  СМИ, факторы макросреды: политика, экономика и др.

   Целью исследования является рассмотрения роли маркетинговой информации в комплексном  изучении товарного рынка.

   С появлением новой функции на предприятии возникает необходимость управления ею. Это возможно осуществить на основе системы маркетинга, представляющей собой совокупность ее информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком. Информационное обеспечение маркетинга осуществляется на основе разработки маркетинговой информационной системы (МИС), т.е. совокупности приемов, методов, организационных и технических средств сбора, накопления и обработки данных, необходимых для осуществления маркетинга на предприятии. МИС складывается из трех частей: 
• внутренняя отчетная информация, создаваемая на самом предприятии; 
• внешняя информация, публикуемая в печати; 
• исследовательская информация, формируемая на основе маркетинговых исследований силами самого предприятия или специализированными организациями. Именно в тесной взаимосвязи всех видов информации и складывается МИС предприятия. 
Организация («организовывание») маркетинга реализуется через упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которой предприятие осуществляет свою маркетинговую деятельность. 
Процесс организации маркетинга на предприятии нельзя рассматривать только как формальное выделение специального подразделения с возложением на него отдельных видов деятельности, которые предприятие до настоящего времени не выполняло или выполняло частично (проведение рекламы, изучение спроса и др.). Организация маркетинга — это организация процесса взаимодействия всех подразделений предприятия, направленного на достижение рыночных целей. 
Планирование маркетинга осуществляется путем разработки комплекса перспективных и текущих планов. Планирование маркетинга проводится на трех основных уровнях: 
• предприятия (объединения, корпорации); 
• бизнес-направления предприятия; 
• отдельного товара, рынка, канала распределения. 
Корпоративный план маркетинга находится в ведении высшего руководства компа-нии. Он сосредоточен на бизнес-миксе, т.е. комбинации различных областей деятельности, которыми занимается предприятие. Разрабатывается корпоративная стратегия* и происходит распределение ресурсов предприятия по бизнес-направлениям. 
План маркетинга по бизнес-направлению строится на выработке дивизиональной стратегии и распределении ресурсов по миксу товаров данного направления. План маркетинга по товару предполагает разработку маркетинговых усилий на конкретном целевом рынке и по конкретному товару. Ресурсы распределяются по отдельным компонентам маркетингa  (совершенствование товара, формирование каналов распределения, проведение рекламной кампании и др.). 
Контроль маркетинга проводится путем периодической проверки маркетинговой деятельности предприятия либо собственными силами, либо с привлечением специализированных фирм (аудит маркетинга). Выделяют стратегический контроль результативности стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия; текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий; контроль прибыльности, предполагающий анализ фактической прибыли и эффективности затрат на маркетинг.

 

Список  используемой литературы:

 
    1. «Основы маркетинга. Часть 1»,  С. Б. Дохолян,  Т. С. Овсянникова.
    2. http://mgudt.com/articles/1698.html
    3. www.wikipedia.com
 
 
    1. Основы  маркетинга. Часть 1
    2. Учебный курс  
      (учебно-методический комплекс)

Информация о работе Информационные аспекты управления маркетингом