Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.
Введение
1. Теория инноваций.
1.1 Инновация: понятие, содержание, классификация……………….4
1.2 Развитие представлений об инновационных процессах …………11
1.3 Основные подходы в изучении инновации ……………………….19
1.4 Типологии инновационных решений ……………………………..26
2. Инновации на предприятии. Управление инновациями и их эффективность.
2.1.Управление инновациями: государственное и на предприятии….32
2.2. Определение эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий………………………………………..41
Заключение
Список литературы
Опытная база науки -- совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса.
Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм -- завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности, находясь на балансе научной организации или являясь юридическим лицом.
В целом по промышленности лишь 5% организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры
научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы.
К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.
После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.
Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь
будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией.
Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствующей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного выполнения прикладных НИР и ОКР.
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса:
непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений
сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.
Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.
Жизненный цикл продукции имеет временное, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организации планирования, финансирования и использования научно-технических достижений.
Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.
Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.
Понятие инновационный цикл предполагает наличие обратной связи
между потребителем нового товара и научной сферой.
Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности. На данный момент во всем мире на современном рынке технологий основным требованием является минимизация инновационного цикла.
Итак, мы обосновали, что инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания конкурентоспособности предприятий.
1.3 Основные подходы в изучении инновации
Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Между тем из поля зрения специалистов по управлению ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия в системе социальных наук. А ведь инновация - это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры. Это и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным, законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов. Оба подхода оказали значительное влияние на исследования организационной культуры 80-х годов.
С точки зрения атрибутики, инновация - это особая сфера теории и практики, система действий социального субъекта, направленная на совершенствование качеств социокультурного объекта и позволяющая агенту приобрести в качестве вознаграждения желаемые ресурсы и положительную репутацию в глазах референтных аудиторий релевантного социального пространства. Частные варианты данного взгляда сосредоточены на описании инновации как инструмента деятельности предпринимателей, при помощи которого последние используют нововведения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса. С другой стороны, инновация - это специфический логико-рациональный компонент поведения субъектов инновации, касающийся познания содержания восприятий и разнообразных концепций, а также нововведения качеств менталитета, когнитивных способностей индивида.6
В настоящей главе курсовой работы дается попытка дать краткое описание основных направлений исследования феномена инновации, сложившихся в отечественной теории управления организацией преимущественно в 1990-х годах.
Данный этап выбран не случайно: рост уровня неопределенности и динамизма социальных структур в сочетании с уникальными свойствами культурной системы стран СНГ стимулировали инновационный взрыв в деятельности организаций, мгновенно отразившийся на состоянии и направлении исследований теории управления организаций. Именно в этот период был заложен важнейший фундамент концепций инновации, оказавших мощное влияние на развитие организационных теорий в 90-е годы.
Учитывая тот факт, что развитие инновационных концепций в нашей стране пошло весьма своеобразным путем, опыт коллег других стран представляется нам чрезвычайно ценным - как в плане критического анализа собственных разработок, так и прогноза развития отечественных инновационных концепций.
К теоретическому фундаменту исследований инновации можно отнести положения традиционных макросоциологических теорий - функционализма, социальной экологии и т.д. Их эмпирической основой послужили наблюдения и анализ процессов в корпорациях как наиболее активных и влиятельных элементах современной социальной системы.
Первыми крупнейшими теоретиками инновационных процессов по праву считаются И. Шумпетер и Н.Д. Кондратьев. Шумпетер увидел в нововведениях возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических нововведений. Норма здоровой экономики - в динамическом неравновесии, вызванном деятельностью новатора-предпринимателя. Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы. Инновация (нововведение) является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим.
В соответствии с теорией "больших циклов" Н.Д. Кондратьева, динамика экономической структуры общества чутко реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения), влекущие за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально-экономических нововведений .
Дальнейшее комплексное развитие представлений об инновационных процессах связано с именами П.Ф. Дракера, К. Левина, Э.М. Роджерс, Дж. Залтмена, X.Г. Барнетта, Р. Данкана и других исследователей.
Характерно, что практически все теоретики и практики инновации, с работами которых мы знакомы, обосновывают существование феномена "социального прогресса", который понимается как рост технологических возможностей социального субъекта, открывающий доступ к более широкому по сравнению с предыдущим спектру ограниченных ресурсов, обеспечивающих его существование.7
В настоящее время можно выделить два основных подхода в изучении инновации:
1) организационно-ориентированный
2) индивидуально-ориентированный
В организационно-ориентированном подходе термин "инновация" используется как синоним понятия "изобретение" и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления.
Реализация инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов, применяемых в других видах социальной деятельности людей - это ресурсы экономические: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование): труд, управление и время.
Нововведение интегрируется в систему в контексте процесса интенсификации процессов функционирования социальной системы. При идентификации инновационного процесса акцент делается на программируемом характере нововведений, связанных с появлением новых товаров или услуг. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. В этом плане инновация - это первое, самое раннее использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели. Социальное изменение связано с инновационным процессом только на ранней стадии его диффузии, причем инновация может быть как причиной, так и следствием социальных нововведений, а результирующее изменение привносит в систему новые идеи (не только те, в которых есть необходимость).
Процесс диффузии - это феномен, который возникает из согласия потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми нововведениями и частично является результатом взаимодействия этих единиц. Это нечто большее, чем простая сумма положительных решений многих индивидов, и представляет собой эмерджентное свойство подсистемы релевантного социального субъекта. Он включает феномен взаимодействия сторонника (агента) и потенциального сторонника инновации.
Результатом принятия и диффузии процессов является структурно-функциональное изменение релевантной социальной системы. Диффузию можно определить и как процесс распространения инновации по каналам коммуникаций к членам социальной системы. Изменение происходит, когда процесс диффузии превращает инновацию в интегрированную часть нормативных образцов системы. Эксперты убеждены, что природа инноваций прямо связана со степенью успешности диффузии, т.е. положительным восприятием инновации членами социальной системы.8
Данный подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений - профессиональных консультантов по вопросам организационного развития. Эффективным агентом инновации могут выступать:
1) группа осуществления нововведений,
2) высокостатусный индивид,
3) консультант, - принадлежащие или не принадлежащие релевантной системе организационных нововведений.
Основные задачи агентов нововведений, практикующих интервенции, связаны с реализацией следующих действий:
диагностика проблемы;
оценка систем мотивации клиента и его способности к изменению;
оценка мотивации агента нововведений и ресурсов;
отбор подходящих целей нововведения;
выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента;
уточнение и ориентация фаз нововведения;
отбор приемлемых типов поведения и особенностей планируемой к применению техники .
В работе консультанта основное ударение должно делаться на помощи заинтересованным членам системы клиента в интеграции с процессом нововведения путем обеспечения выработки и циркуляции валидной информации (в ситуации организационного кризиса количество каналов передачи и распределения информации резко сокращается) и создания условий для их свободного выбора в отношении своей организации.
Инновационный процесс моделируется в виде некоторой последовательности явлений, формирующих жизненный цикл инновации.
Информация о работе Инновации как инструмент повышения конкурентоспособности