Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:32, курсовая работа
Целью исследования является – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед тур. фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования.
Введение 3
1. Исследование маркетинговой среды туристического предприятия 5
1.1 Понятие маркетинговой среды 5
1.2 Анализ внутренней среды 5
1.2.1. Внутренние переменные 5
1.3 Анализ внешней среды 16
2. Исследование основных составляющих туристической среды 11
2.1 Маркетинговые исследования туристического рынка 11
2.2 Маркетинговые исследования туристического продукта 14
2.3 Маркетинговые исследования конкурентов 17
3. Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга 20
Заключение 24
Список литературы 26
Задача маркетинговых исследований состоит в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.
Таким образом, туристическое предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.
2. Исследование основных
составляющих туристической
2.1 Маркетинговые исследования туристического рынка
Обращаясь к понятию рынок, можно выделить два основных подхода к его определению.
Первый основан на
выделении политико-
Строго говоря, в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Поэтому прежде чем приступить к его исследованию, необходимо определить, на каком рынке работает предприятие. Для этого необходимо выделить конкретные товарные рынки, к числу которых относится и рынок туризма.
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристического продукта в данное время и в определенном месте.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристического рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата), выделяют рынки:
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:
Подобная классификация
полезна для планирования маркетинга:
будучи неудовлетворенной размерами
продаж, фирма рассматривает
Пробиться и укрепиться
на рынке для каждой фирмы –
задача номер один. Для обеспечения
продвижения товаров к
Цель исследования рыночного сегмента состоит в оценке существующей ситуации и разработке прогноза развития рынка. Сегментация дает возможность:
Общая цель исследования
рынка состоит в определении
условий, при которых обеспечивается
наиболее полное удовлетворение спроса
населения в туристических
Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка.
Цель анализа конъюнктурной информации — выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка.
С помощью рассмотренных показателей можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала (таб. 1.).
Таблица 1. Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка
Оценка рыночной доли |
Критерии оценки |
Высокая рыночная доля |
Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов |
Средняя рыночная доля |
Доля предприятия равна |
Пониженная рыночная доля |
Доля предприятия несколько ниже доли ведущих конкурентов |
Низкая рыночная доля |
Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов |
Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции предприятия выглядят все более устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.
2.2 Маркетинговые исследования туристического продукта
Успех коммерческой деятельности на
рынке туризма определяется, в
первую очередь, привлекательным туристическим
Туристический продукт городов - курортов — это результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз и нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также ин формационные связи, необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями.
При анализе туристического продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос: "Что в действительности будет покупать турист?" Ведь до определенного момента туристический продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности. Люди приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность.
Как известно туристический продукт — это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.
Таким образом, разница
между основными и
Основным туристическим продуктом в практической деятельности является комплексное обслуживание - стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете" (пэкидж-туры).
Так, качество обслуживания определяется:
Скорость обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента;
Для информирования гостей и отдыхающих на Черноморском побережье обычно используются заранее подготовленные каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. Эти материалы предоставляются каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель получает дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннуляции тура, а также обо всех других вопросах (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристической поездкой.
Идея подкрепления туристического продукта заставляет пристально взглянуть на систему поведения клиента, к тому, как он комплексно подходит к проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристического продукта. С точки зрения конкуренции, такой подход позволяет туристическому предприятию выявить возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.
"Новая конкуренция"
— это конкуренция между собой
не того, что предлагается
При определении рыночных возможностей туристического предприятия весьма полезным может быть опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла товаров.
Концепция жизненного цикла товаров исходит из того, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Постоянно только наличие потребностей, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей.
Как и любой товар, туристический продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.
Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент, когда туристическое предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли.
Длительность стадии
внедрения продукта на рынок может
варьироваться в широких
Информация о работе Исследование маркетинговой ситуации на рынке туристических услуг