Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование рынка подрядчиков, оказывающих услуги по строительству трубопровода. Исследование направлено на выявление наиболее оптимального поставщика данных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать цели и задачи маркетингового исследования;
выбрать методику сбора и технологии обработки данных;
представить результаты маркетингового исследования обработки первичной и вторичной информации;
провести презентацию результатов маркетингового исследования;
Введение………………………………………………………………………...…4
1.Постановка и технология маркетингового исследования…………………...5
1.1.Обоснование цели и задачи маркетингового исследования…….…..5
1.2.Выбор методов сбора и технологии обработки данных…………......8
2.Представление результатов маркетингового исследования………………...12
2.1.Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации….12
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования…………18
3.Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области распределительной политики предприятия………………………….21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………….27
В структуру НК «Роснефть» в России входят семь крупных нефтеперерабатывающих предприятий суммарной проектной мощностью 50,9 млн т нефти в год (372 млн барр.), а также четыре мини-НПЗ. Это позволяет Компании перерабатывать около 45% добываемой нефти. Помимо этого, Роснефти принадлежит 50%-ная доля в немецкой компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в четырех НПЗ на территории Германии суммарной мощностью в 23,2 млн т. В среднесрочные планы Компании входит дальнейшее расширение нефтеперерабатывающих мощностей. Кроме этого, Компания непрерывно модернизирует имеющиеся заводы с целью соответствия выпускаемой продукции самым современным экологическим требованиям.
В настоящее время Роснефть занимает второе место в России по количеству АЗС. Компании принадлежат 1 800 АЗС в 41 регионе России. В планах НК «Роснефть» дальнейшее расширение и оптимизация сбытовой сети.
Роснефть также владеет крупными морскими терминалами, которые отличаются выгодным географическим расположением и позволяют эффективно экспортировать нефть и нефтепродукты. С целью соответствия экспортных мощностей планируемым объемам добычи и выпуска нефтепродуктов Компания реализует программу расширения и модернизации терминалов.
Отдел маркетинга ОАО «НК «Роснефть» регулярно проводит исследование рынка нефти и конкретно анализирует многие показатели конкурентоспособности своей продукции.[14]
В данной курсовой работе маркетинговое исследование будет проводится на основе вторичной информации, которая была получена из маркетингового отдела компании, при прохождении практики.
В 2013 г. экспорт нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть» составил 25,81 млн т (с учетом закупки у сторонних поставщиков и за исключением операций по бункеровке), что на 6,2% меньше по сравнению с 2012 г. Снижение объемов экспорта связано с восстановлением спроса на внутреннем рынке. Поставки на экспорт составили 53,6% от суммарных объемов реализации нефтепродуктов. В страны дальнего зарубежья было поставлено 25,51 млн т нефтепродуктов (98,8% всего экспорта), в страны СНГ – 0,3 млн т. В структуре экспорта нефтепродуктов 32% приходится на дизельное топливо и судовое маловязкое топливо, 52% – на мазут и 12% – на прямогонный бензин.
Поставка основных объемов на экспорт (18,0 млн т, или 68,1% всего экспорта) осуществлялась с использованием железнодорожного транспорта. Трубопроводным транспортом был экспортирован 1,1 млн т нефтепродуктов, остальные объемы были экспортирован морским транспортом с Туапсинского НПЗ и водным транспортом.
«Роснефть» имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими российскими нефтяными компаниями с точки зрения возможностей экспорта нефтепродуктов. Два НПЗ Компании расположены в непосредственной близости к экспортным рынкам: Туапсинский – на побережье Черного моря, а Комсомольский – на Дальнем Востоке. Компания также владеет собственными перевалочными мощностями в Туапсе и Находке, расположенными неподалеку от НПЗ Компании, что позволяет существенно повысить эффективность экспортных поставок.
Основная часть экспортных поставок «Роснефти» осуществляется через мощности компании «Транснефть», включая сеть экспортных трубопроводов и порты, такие, как Приморск, Новороссийск и Козьмино. При этом «Роснефть» обладает и собственными мощностями для экспорта нефти.
В отчетном году экспортные поставки нефти и газового конденсата осуществлялись с использованием следующих транспортных маршрутов:
В табл.2.1 представлены объемы реализации нефти на экспорт
Таблица 2.1
Объемы реализации нефти на экспорт, млн.т
2011 |
2012 |
2013 | |
Азия |
10,77 |
10,53 |
16,90 |
Европа и прочие направления |
38,37 |
41,60 |
40,58 |
СНГ |
5,02 |
4,18 |
3,35 |
Итого |
54,16 |
56,31 |
60,83 |
По данным таблицы видно, что компания наращивает темп экспорта своей продукции, если в 2011 она экспортировала 54,16 млн.т, то в 2013 уже 60,83 млн.т. нефти.
Часть добываемой нефти Компания продает на внутреннем рынке в основном потребителям в районах добычи. В 2013 г. на внутреннем рынке было реализовано 1,2 млн т (8,8 млн барр.) нефти (без учета взаимообменных операций).
В таблице 2.2 представлены объемы продажи нефти на внутреннем рынке.
Таблица 2.1
Реализация нефти на внутреннем рынке
2011 |
2012 |
2013 | |
млн т |
0,53 |
0,68 |
1,21 |
На внутреннем рынке компания так же наращивает объемы сбыта нефти, по сравнением с 2011 годом 0,53 млн.т в 2013 сбыт составил 1,21 млн. т., что в 2 раза больше 2011 г.
Сеть действующих АЗС Компании включает в себя 1 728 собственных и арендуемых станций, а также 72 АЗС, действующие под торговой маркой НК «Роснефть» по лицензионным договорам. Собственные и арендуемые АЗС располагают 124 автомобильными мойками, 953 магазинами и 107 кафе. На 91 АЗС имеются станции мелкого ремонта и технического обслуживания автомобилей.
В данной работе будет проведено исследование бензина компании «Роснефть»
Для начала нужно проанализировать сбытовую сеть компании табл.2.3
Таблица 2.3
Сбытовая сеть компании
2011 |
2012 |
2013 | |
Собственные и арендуемые АЗС |
1 683 |
1 690 |
1 728 |
АЗС, работающие под маркой НК «Роснефть» |
72 |
72 |
72 |
Из таблицы видно, что компания в период с 2011 по 2013 год приобрела 45 АЗС, однако ААЗС работающие под маркой компании НК «Роснефть» оставалось прежним в течении трех лет и составляет 72 АЗС.
Далее необходимо проанализировать цены компании на топливо и цены компаний конкурентов (табл. 2.4)
Таблица 2.4
Динамика цен на топливо на АЗС
Роснефть |
Лукойл |
Татнефть |
Газпром нефть | |
АИ- 92 |
||||
2011г |
26,7 |
26,5 |
25,4 |
27,6 |
2012г |
27,3 |
27,2 |
26,1 |
28,4 |
2013г |
27,9 |
27,97 |
26,8 |
29 |
АИ - 95 |
||||
2011г |
28,7 |
28,6 |
28,2 |
30,1 |
2012г |
29,8 |
29,7 |
29,5 |
30,9 |
2013г |
30,5 |
30,7 |
31 |
31,4 |
ДТ |
||||
2011г |
29,5 |
29,5 |
27,6 |
29,7 |
2012г |
30,1 |
30,9 |
28,8 |
30,1 |
2013г |
30,6 |
31,5 |
31 |
30,7 |
Из таблицы видно, что наиболее дешевое топливо наблюдается у компании Татнефть за все три периода, наиболее дорогое у Газпром нефть. Компании Роснефть и Лукойл обладают средними ценами и практически одинаковыми из периода в период. Можно сделать вывод, что Цены компании «Роснефть» на топливо установлены на среднем уровне.
Для более подробной картины нужно выяснить какое количество потребителей топлива предпочитают выбирать именно компанию Роснефть.
Службой маркетинга было проведено анкетирование случайных
Людей на улице в количестве 100 человек. Которым были заданы следующие вопросы:
Таблица 2.5
Нет автомобиля |
15% |
Отечественный |
53% |
Иномарка |
32% |
Таблица 2.6
Роснефть |
Лукойл |
Татнефть |
Газпром нефть |
39% |
28% |
12% |
21% |
Таблица 2.7
АИ - 92 |
41% |
АИ - 95 |
33% |
ДТ |
26% |
Исходя из данных таблиц 2.5 – 2.7 можно сделать ряд выводов. 53% респондентов имеют отечественный автомобиль и 15% не имеют автомобиля. 39% респондентов имеющих автомобиль пользуются услугами компании Роснефть, 28% компании Лукойл. Наиболее популярной является марка АИ – 92 - 41%. Таким образом компании Лукойл и Роснефть по прежнему имеют наиболее близкие показатели как и в предыдущих таблицах. Следовательно компания Лукойл является ближайшим конкурентом Роснефть.
Таблица 2.8
Оценка качества и скорости обслуживания на АЗС
Роснефть |
% |
Остальные АЗС |
% |
Отличное |
34,88 |
Отличное |
2,26 |
Очень хорошее |
32,04 |
Очень хорошее |
17,4 |
Хорошее |
25,0 |
Хорошее |
10,6 |
Удовлетворительное |
4,13 |
Удовлетворительное |
46,42 |
Плохое |
2,58 |
Плохое |
21,64 |
Очень плохое |
1,37 |
Очень плохое |
1,68 |
Как показали результаты подавляющее количество клиентов АЗС Роснефть поставило оценку «отлично» по пятибалльной шкале, в то время как качество обслуживания на других АЗС было оценено «Удовлетворительно»
Таблица 2.9
Желательные дополнительные сервисы на АЗС Роснефть
Дополнительные сервисы |
Доля респондентов% |
Автомойка |
22,52 |
Пополнение счета телефона |
19,08 |
Заливка жидкости в омывательный бак |
7,42 |
Мойка стекол |
2,85 |
Бесплатная подкачка шин |
30,03 |
Питьевая вода |
10,0 |
Мини маркет |
8,10 |
Самыми распространенными ответами были: бесплатная подкачка шин – 30,03 %, автомойка – 22,52%, пополнение счета телефона – 19,08%.
Таким образом топливо компании Роснефть вполне конкурентоспособно и даже занимает лидирующее положение по отношению к остальным сопоставимым компаниям производителям топлива.
В условиях рыночной
экономики требования