История развития PR в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Вариантов перевода на русский язык (литературного, используемого в обиходе) великое множество: «отношения с общественностью», «отношения с публикой», «общественные связи», «общественная коммуникация», «развитие общественных связей (РОС)», «связи с общественностью» (или «связь с общественностью») и даже «сохранение (создание) благоприятной среды (PR-СБС)». В Екатеринбурге был случай, когда «PR» перевели как «народные отношения». В украинской газете «День» как-то высказали мнение, что пиар – это сокращенно «политическая реклама».

Содержание работы

1. Понятие PR 3
2. История развития PR в России 5
3. Развитие политического PR 8
4. Российские PR-организации 10
5. Корпоративные PR-мероприятия и PR-конкурсы. 12
6. Черный PR в России 13
Использованные источники 15

Файлы: 1 файл

кр ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Вятский государственный гуманитарный университет

Факультет: социально-гуманитарный

Специальность: скс и туризм 

Регистрационный №__________________

Дата регистрации_____________________ 
 
 

Контрольная работа

по  связям с общественностью  №1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ PR В РОССИИ 
 

                                                          Выполнила: студентка

                                                                            заочной формы обучения СГФ

                                                                              специальность «СКС и туризм»

                                                     4 курса 1 группы

                                                                       № зачетной книжки 040352

                                                                       Шихова Мария Валерьевна

                                               

                                                                      Проверил: ______________

                                                                                     _______________________  

Оценка _________________________

Подпись преподавателя _____________________

Дата  проверки “___”____________________ 2007 г. 

Киров - 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие PR
 

     Лингвисты насчитывают не менее двенадцати вербальных конструкций обозначающих англоязычное  «public relations» или PR, русскоязычное – «пабликрилейшнз», его сокращение – ПР, есть еще пи-ар, пиар, пиаристика и пр. (2).

     Дословный перевод «public relations» с английского – «общественные отношения» (1).

     Вариантов перевода на русский язык (литературного, используемого в обиходе) великое множество: «отношения с общественностью», «отношения с публикой», «общественные связи», «общественная коммуникация», «развитие общественных связей (РОС)», «связи с общественностью» (или «связь с общественностью») и даже «сохранение (создание) благоприятной среды (PR-СБС)». В Екатеринбурге был случай, когда «PR» перевели как «народные отношения». В украинской газете «День» как-то высказали мнение, что пиар – это сокращенно «политическая реклама».

     В 2000 году опрос независимого исследовательского центра «РОМИР» (репрезентативная выборка 1500 человек из 94 населенных пунктов РФ), показал, что более половины россиян незнакомы с понятием «паликрилэйшенз». 12% участников опроса дали правильный ответ. Остальные выбрали самые неожиданные версии: 12,9% наших соотечественников были убеждены, что это название иностранной фирмы, 10,7% - говорили о пропаганде, 5% считали, что это часть компьютера, а 2,3% не сомневались, что речь идет о терминах,  с помощью которых общается преступный мир.

     Спустя  несколько лет исследовательский  центр ROMIR Monitoring в ходе всероссийского опроса общественного мнения вновь задал своим респондентам вопрос на эту тему. Результаты опроса показали, что почти треть россиян уже знают, что PR – это связи с общественностью. Однако четверо из десяти опрошенных затруднились с ответом. Анализ результатов показал. Что чем моложе респонденты, тем чаще они называли PR связями с общественностью (2).

     В настоящее время PR – это управленческая функция, которая определяет, устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организациями и отдельными группами общественности, от которых зависит успех или неуспех организации (4).

     PR касается любой организации, как коммерческой, так и не коммерческой. PR существует независимо от того, нравится нам это или нет; мы не можем решить, иметь нам PR или не иметь. PR включает все взаимоотношения, в ходе которых организация вступает в контакт с людьми. Отдельный человек также участвует в PR, если он только не существует совершенно изолированно, не общаясь с другими людьми (3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История развития  PR в России

 

     Как бы ни определялось понятие «связь с общественностью», в любом случае придется признать, что это не столько изобретенная кем-то наука и технология, сколько объективно и постоянно присутствующая в обществе функция, направленная на создание благоприятного фона вокруг и внутри некоторого объекта в некоторое время и в некотором объеме. Другое дело, что средства и методы реализации данной функции могут применяться с большей или меньшей степенью осознанности, базироваться на отрывочных эмпирических сведениях или стройной системе научной информации, мотивироваться различными факторами т.д. (7).

     Реально PR возникла в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой. К примеру, наличие клиента, который может хотеть или не хотеть получить ту или иную услугу; или забастовка рабочих, нарушающая принятую систему управления, с которой как-то необходимо работать (6). США первыми прошли этот путь, поэтому считается, что данный термин родился именно в США, а его автором стал Томас Джефферсон – третий американский президент, который употребил это словосочетание в 1807 году в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу». Под активизацией «связей с общественностью» Джефферсон понимал наращивание усилий политический институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.

     Проведение  первых PR-кампаний также приписывают американцам. Наиболее часто упоминаются «письма 85 федералистов», отправленные в американские газеты на протяжении 1787 – 1788 годов и ознаменовавшие первую общенациональную политическую кампанию по принятию Конституции, а также PR-кампания по обеспечению строительства общенациональной железной дороги.

     Действительно, первыми в системном освоении термина и технологии PR были американцы, но сама связь с общественностью в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций, равно как и сама эта система, существует столько лет, сколько себя помнит человечество (7).

     В России связи с общественностью  прошли сложный путь. В первую очередь  PR-приемы пришлось осваивать органам государственной власти в поисках ненасильственных средств общественного убеждения.

     Символична  история появления в России картофеля. Как известно до XVIII в. крестьяне в разных странах отказывались возделывать этот заморский овощ. Дурная слава о картофеле в народе держалась настолько крепко, что англичанам за выращивание картофеля обещали золотые медали.

     В Россию картофель впервые привез Петр Великий: он выслал из Роттердама мешок клубней Шереметьеву и  приказал разослать их по России местным  начальникам вменяя им в обязанность «приглашать русских крестьян разводить». Как начальство на Руси умело приглашать, всем хорошо известно. Разведение «земляного яблока» вызывало народные бунты и мятежи, вынудившие царя отказаться от «картофелизации».

     Лишь  спустя полвека российское правительство, разглядев в овоще средство борьбы с неурожаями зерновых и голодом. Было вынуждено прибегнуть к более гибким, по сути, PR-методам. Про протекции Екатерины II в 1765 г. медицинская коллегия составила специальное «Наставление о разведении земляных яблок, называемых потетес» - краткую энциклопедию по картофелеводству. Это издание, которое заканчивалось словами о великой пользе «земляных яблок», в количестве 10 000 экземпляров было разослано бесплатно всем губернаторам. Сенат издал специальный указ о поощрении отличившихся в деле картофелеводства хозяев премиями и другими наградами. Появилось специальное руководство по разведению картофеля; кроме того, семена и клубни были разосланы во все губернии и даже в самые отдаленные местности России. Приверженцы «земляного яблока» сочиняли и распространяли стихи, агитирующие за новую культуру.

     Постепенно  картофель стал практически основным продуктом питания огромной державы (2).

     Интересно, что через 240 лет после издания  картофельного «Наставления …» компания Lay’s учредила специальное событие – День молодой картошки. Цель PR-проекта превратить чествование сезона картофеля в национальную ежегодную традицию, подобную праздникам молодого вина Божоле во Франции и пива Октобер Фест в Германии, или День помидора в Испании.

     Тысячи  подобных приемов и методов позднее  вошли в «золотую копилку» PR-технологий. Так закладывались истоки будущей деятельности по гармонизации социальных интересов, в основе которой лежит умение вступать в диалог с общественностью, учитывать ее мнение и убеждать в добрых намерениях (2).

     В России PR пришло вместе с рынком. Сильное внимание к профессии вызвали выборы,  поскольку политика оказалась сферой, где сильнее всего действуют законы конкуренции (подробнее в следующем параграфе). Лишь потом взоры специалистов обратились в сторону коммерческого (6).

     Формирование PR-отрасли как осознанного направления началось на рубеже 80 - 90-х годов XX века. Она вобрала в себя, с одной стороны, особенности агитации и пропаганды советского периода, с другой – современные PR-теории и технологии, которые демонстрировали работающие в то время в России зарубежные PR-структуры.

     В 80 – 90-х годах начинают появляться профессиональные PR-агентства.

     Появляется  и развивается также образование в области PR. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО – Университет МИД РФ) – первый вуз, начавший готовить студентов по специальности «связи с общественность», их первый выпуск состоялся в 1994 году.

     Сегодня более 110 российских вузов имеют лицензию по специальности «связи с общественность». В 2004 году вузы выпустили немее тысячи дипломированных PR-специалистов.

     Кроме того, в десятках вузов «связи с  общественностью» являются обязательной дисциплиной, а в многочисленных негосударственных центрах осуществляется краткосрочная подготовка PR-специалистов (7).

3. Развитие политического PR

 

     С. Марков в своей книге «PR в России больше, чем PR» называет XX век в истории Российского государства «Золотым веком политического PR» (5).

     На  самом деле, Советский Союз обладал мощными силами в области пропаганды и PR, ведь СССР, особенно в тридцатые годы, несмотря на волну террора, имел весьма привлекательный имидж в глазах многих людей, включая всемирно известных писателей, актеров, режиссеров. И смерть Сталина, оплакиваемого всем народом, положила конец эры активного использования методов PR, которые, впрочем никто в СССР так никогда не называл (6).

     Весь  мир давно признал, что глобальным социальным изменениям  он обязан тому, что произошло в России в 1917 году.

     Почему  власть удалось захватить и, главное, удержать банде безродных международных  проходимцев, вопрошает С. Марков.

     Дело обстояло в том, что пока одни политические силы пытались создать какое-то подобие государственности, другие «молились на колыбель новорожденной российской демократии» (5) – большевики занимались очень конкретным делом. Издавались газеты, печатались листовки, придумывались слоганы. Десятки газет разъясняли гражданам России, что интересы народа может представлять только партия РКП(Б). Самым удачным слоганом был: «Грабь награбленное!». Массовую поддержку Октябрьскому перевороту обеспечил эффективный PR.

     Когда встал вопрос о легитимности власти коммунистов в России, сразу же была создана легенда о Святой коммунистической партии и Великой революции

     После смерти Ленина партийную верхушку раздирали  политические противоречия. В общественное сознание был введен образ Святого Ленина.

     С приходом к власти Сталина началась эпоха государственного PR. Сталин, во-первых, решил стать царем, а во-вторых, создать у населения чувство принадлежности к Великой Державе, способной любого врага закидать штыками (5).

     В произведениях, создававшихся мастерами  социалистического PR, вся информация тщательно фильтровалась. За короткий срок Сталин превратился в «товарища Сталина и преемственного внука Ленина». В массы были запущенны действенные во все времена слоганы. Среди них были: «Сталин – вождь и учитель!», «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!», «Жить стало лучше, жить стало веселей!».

     Для завершения образа не хватало некоторой академичности. Сталин пишет работу «Вопросы языкознания» и становится «лучшим другом советских ученых» (5).

       PR-технологии сработали. Многомиллионный народ, живя в ужасающих условиях, не получая за свой труд нормального вознаграждения, был уверен в обратном. До сих пор люди вспоминают счастливую жизнь при товарище Сталине.

     Когда исчезают старые кумиры, народ сам  создает себе новых. Им пытались сделать  М. Горбачева, но получилось не очень удачно.

     Постоянными средствами распространения продукции политического PR являются СМИ. Существует ряд носителей информации, не скрывающих своей политической принадлежности:

Информация о работе История развития PR в России