История
развития рекламы
Слово “реклама” происходит
от латинских глаголов reclamo (выкрикивать)
и reclamare (откликаться, требовать). Зарождение
рекламы дотируется 116-27 до н.э.(город Вавилон)
Простейшие формы рекламы существовали
ещё до нашей эры. Одним из первых дошедших
до нашего времени рекламных обращений
считается египетский папирус, в котором
сообщалось о продаже раба. Современные
исследователи также считают одним из
древнейших рекламных текстов высеченную
на камне надпись, найденную в развалинах
древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с
острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
Наиболее распространенными
были надписи, нацарапанные или начертанные
краской на стенах. В древней Греции
и Риме рекламные объявления писали
на досках, гравировали на меди или
кости, громко зачитывали на площадях
и других местах скопления народа.
Уже на ранних этапах развития
культуры реклама начинает выступать
в форме письменного текста. Конечно,
это происходило по мере изобретения
самого письма, которое в различных
регионах датируется 6-8 тысячелетиями
до н. э.
Таким образом, источники
рекламной деятельности уходят в
первобытную древность. Античная культура
порожает уже довольо зрелые формы рекламной
деятельности, основой которых являются
сгустки оперативной информации. Эти формы
рекламной деятельности выражались по
средством разнообразных наборов словесных,
звуковых, письменных и изобразительных
приемов, создающих рекламные образы (имиджи)
рекламируемых объектов, чья цель – активно
проникать в психику потенциальных потребителей,
привлекать их внимание и тем самым побуждать
совершать выгодные для рекламодателя
действия.
Развитие рекламного дела
в России относят к X- XI вв., когда
русские купцы прибегали к
разнообразным приёмам предложения
своих товаров. Обычно приглашали за
определенную плату зазывалу, который,
находясь возле лавок, громко извещал
о достоинствах товара и его владельца.
Создателями и виртуозными исполнителями
устной потешной рекламы были коробейники,
торговавшие мелким товаром –
лентами, кружевами, гребнями, косынками,
пряниками, бубликами и т. п.
В этот период между многими
русскими торговыми людьми не считалось
унизительным всячески преувеличивать
достоинства своего товара, обманывать
покупателей.
Рекламное изобразительное
искусство изначально было представлено
в русском государстве «лубком».
Лубок — это картинка с емким
и доходчивым образом, изображающая
сюжеты торговой, религиозной, социальной
и политической рекламы. От лубка
берут начало и другие жанры изобразительной
рекламы, в частности, плакат.
Виды
рекламы « + и – »
Реклама в газетах
Преимущества рекламы
в газетах:
- на определенной территории немного конкурирующих между собой местных газет, что облегчит вам выбор СМИ;
- местная газета, как правило, имеет значительный тираж, т.е. доходит до большего числа потребителей, чем другие местные СМИ. Типич-ная газета, занимающая в городе позиции монополиста, по данным специалистов, доходит до 65% взрослого населения города;
- у читателя рекламных объявлений в газете больше времени на осмысление содержания объявления, чем в случае рекламы по радио или телевизору;
- в газетной рекламе вы можете, без вреда для основного содержания, поместить карту или план, показывающие, как добраться до вашей фирмы, адреса других принадлежащих вам магазинов, а также условия продажи;
- газеты вообще очень эластичны в действии. Ваше объявление появится в номере через 1-3 дня после подачи, буквально в последнюю минуту вы сможете внести изменения в содержание;
- поместить объявление в газеты проще и дешевле, чем в другие СМИ. Кроме того, сделав однажды оригинал- макет, вы сможете пользоваться им многократно.
Недостатки газетной рекламы:
- потребители часто игнорируют газетную рекламу. В этом смысле теле- и радиореклама, а также реклама по почте будут эффективнее. В газете ваше объявление появится по соседству с целой "кучей" объявлений других фирм. Более того, весьма сложно изготовить газетное объявление, столь разительно отличающееся от остальных, чтобы притягивать взгляд читателя;
- читатели газет, как правило, зрелые личности, которые свои пристрастия к тем или иным товарам меняют менее охотно, чем аудитория других СМИ;
- иногда качество газетного текста бывает очень низким, из-за чего теряется качество фотографий, текста, могут полностью исчез-нуть некоторые их особенности:
- у типичного современного читателя меньше времени на чтение газет, чем у читателя прошлых лет. Он бегло просматривает статьи и лишь мельком - рекламу.
Реклама на радио
Достоинства радиорекламы:
- дает хорошие результаты даже для относительно небольшого бизнеса;
- позволяет воздействовать на определенным тип аудитории;
- произвести рекламный радиоролик достаточно просто и недорого, более того, это довольно занимательно;
- доносит рекламу до людей активных, перемещающихся, что позволяет работникам розничной торговли буквально вытаскивать клиентов из машин;
- радио - одно из наиболее интимных средств массовой информации. Это ценное для рекламодателя качество;
- реклама по радио прекрасно создает вокруг событий (открытие нового магазина, распродажа, специальные предложения) атмосферу торжественности и актуальности;
- легко внести изменения как в текст рекламы, так и в план ее звучания в эфире;
- радиоаудитория обычно несколько моложе, чем типичные читатели газет, и поэтому более охотно покупает новые товары и услуги.
Недостатки радиорекламы:
- некоторые радиослушатели переключают приемники с одной станции на другую буквально ежеминутно и особенно не любят блоки рекламы и объявлений;
- если рекламный рынок велик, то эфирное время может быть очень дорогим.
Телевизионная реклама
Наиболее важные преимущества
телевизионной рекламы кроме
уже названных:
- одновременно визуальное и звуковое воздействие, событие наблюдается в движении, что вовлекает зрителя в демонстрируемое на экране;
- мгновенность передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения;
- возможность избирательно действовать на определенную аудиторию;
- личностный характер обращения, что делает это средство близким по эффективности к личной продаже. Эту роль прекрасно выполняет кабельное телевидение;
- огромная аудитория.
- имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых образов;
- может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив предлагаемый товар или услугу;
- люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда никуда не спешат и не имеют никаких дел (особенно вечером);
- сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в действительности;
- записавшие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят присутствующую в ней рекламу несколько раз и в течение длительного времени;
- телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг атмосферу актуальности, успеха и праздника.
Телевизионная реклама имеет
некоторые недостатки:
- телереклама кратковременна и эпизодична. Если телевизионная реклама не угадала режим дня потенциального покупателя, то рекламные обращения в срок не попадут.
- краткость телевизионной рекламы не дает возможности детально описывать положительные качества товаров и не позволяет предложить слушателям весь ассортимент товаров.
- главная причина ограничения телевизионной рекламы высокая стоимость.
- ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и творческих способностей.
Реклама на транспорте
Достоинства рекламы на средствах
транспорта:
- Хорошо заметна и, следовательно, эффективна.
- Доступна потребителям в течение 16 или 18 часов в сутки.
- Ее можно использовать, чтобы донести рекламу до богатых людей, пользующихся машинами.
- Постоянно перемещается по городу; ваше объявление увидят различные группы потребителей.
- Воздействует на людей, пребывающих в замкнутом пространстве ( только реклама внутри салонов).
Недостатки рекламы на
средствах транспорта:
- Постоянное движении, у людей всего несколько секунд, чтобы усвоить информацию (касается только рек-ламы на бортах).
- Подвержена воздействию атмосферных факторов и актов вандализма.
- Не всегда уместна и не всегда доступна.
Закон о рекламе
и его структура
Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть
добросовестной и достоверной.
Недобросовестная реклама и недостоверная
реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается
реклама, которая:
1) содержит некорректные
сравнения рекламируемого товара
с находящимися в обороте товарами,
которые произведены другими
изготовителями или реализуются
другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство
или деловую репутацию лица, в том числе
конкурента;
3) представляет собой
рекламу товара, реклама которого
запрещена данным способом, в
данное время или в данном
месте, если она осуществляется
под видом рекламы другого
товара, товарный знак или знак
обслуживания которого тождествен
или сходен до степени смешения
с товарным знаком или знаком
обслуживания товара, в отношении
рекламы которого установлены
соответствующие требования и
ограничения, а также под видом
рекламы изготовителя или продавца
такого товара;
4) является актом недобросовестной
конкуренции в соответствии с
антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается
реклама, которая содержит не
соответствующие действительности
сведения:
1) о преимуществах рекламируемого
товара перед находящимися в
обороте товарами, которые произведены
другими изготовителями или реализуются
другими продавцами;
2) о любых характеристиках
товара, в том числе о его
природе, составе, способе и
дате изготовления, назначении, потребительских
свойствах, об условиях применения
товара, о месте его происхождения,
наличии сертификата соответствия
или декларации о соответствии,
знаков соответствия и знаков
обращения на рынке, сроках
службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и
о комплектации товаров, а также
о возможности их приобретения
в определенном месте или в
течение определенного срока;
4) о стоимости или
цене товара, порядке его оплаты,
размере скидок, тарифов и других
условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки,
обмена, ремонта и обслуживания
товара;
6) о гарантийных обязательствах
изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных
правах на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные
к ним средства индивидуализации
юридического лица, средства индивидуализации
товара;
8) о правах на использование
официальных государственных символов
(флагов, гербов, гимнов) и символов
международных организаций;
9) об официальном или
общественном признании, о получении
медалей, призов, дипломов или
иных наград;
10) о рекомендациях физических
или юридических лиц относительно
объекта рекламирования либо
о его одобрении физическими
или юридическими лицами;
11) о результатах исследований
и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных
прав или преимуществ приобретателю
рекламируемого товара;
13) о фактическом размере
спроса на рекламируемый или
иной товар;
14) об объеме производства
или продажи рекламируемого или
иного товара;
15) о правилах и сроках
проведения стимулирующей лотереи,
конкурса, игры или иного подобного
мероприятия, в том числе о
сроках окончания приема заявок
на участие в нем, количестве
призов или выигрышей по его
результатам, сроках, месте и порядке
их получения, а также об
источнике информации о таком
мероприятии;
16) о правилах и сроках
проведения основанных на риске
игр, пари, в том числе о количестве
призов или выигрышей по результатам
проведения основанных на риске
игр, пари, сроках, месте и порядке
получения призов или выигрышей
по результатам проведения основанных
на риске игр, пари, об их
организаторе, а также об источнике
информации об основанных на
риске играх, пари;