Экологический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Экологический маркетинг – необычное сочетание. Но что же за ним стоит?
Современный маркетинг в целом имеет исключительно экономические цели и стремится к балансу экономических интересов производителя и потребителя.

Файлы: 1 файл

Экологический маркетинг.docx

— 319.15 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  РФ

Государственное автономное  образовательное учереждение

высшего профессионального  образования

Северо-Кавказский Федеральный  университет

Институт Живых систем

                   

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Менеджмент  и маркетинг»

на тему:

«Экологический маркетинг»

 

 

 

 

Выполнил: студент ИЖС

группы ТМЛ-091

Иванов И.И.

Приняла:

Трали Вали

 

 

                                            г. Ставрополь,  2013.                        

Введение.

Наверняка вы хотя бы несколько  раз в жизни слышали или  читали фразу: «Это экология у нас  плохая». Конечно, сразу хочется  продолжить ряд — а также математика, физика, география. Давайте избежим  неграмотности в нашей работе. Несмотря на то, что понятие «экология» стало шире в последние десятилетия, остановимся на общепринятой научной  терминологии.                         

  Экология — это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Очевидно, что экология не может быть плохой. Также весьма некорректными можно считать такие словосочетания, как «экология души» или «экология культуры».                                                                                             Актуальность экологических проблем в последние десятилетия не вызывает никаких сомнений не только в среде ученых, но уже и у бизнесменов, политиков, населения в целом. Экологические проблемы самого разного уровня регулярно освещаются СМИ, в Интернете им посвящены тысячи блогов, некоммерческих сайтов, форумов. Это показывает, что постановка проблемы мировым сообществом в середине ХХ века перешла на качественно новый уровень — вовлеченность всех социальных групп в решение экологических проблем. А значит, что никто уже не может остаться в стороне и делать вид, что его это не касается. В 60-70-е годы меры по охране окружающей среды воспринимались производителями как исключительно затратные, ухудшающие конкурентные способности, а, следовательно, нежелательные. С тех пор многое изменилось, и эта точка зрения находит все меньше сторонников, а появившийся совсем недавно экологический маркетинг помогает осознать выгоду от таких затратных мер. Как и за счет чего основные направления экологического маркетинга могут приносить прибыль предприятию?

Экологический маркетинг – необычное сочетание. Но что же за ним стоит?

Современный маркетинг в целом имеет исключительно  экономические цели и стремится  к балансу экономических интересов  производителя и потребителя. Однако в последние годы озабоченность  влиянием производственной сферы на состояние окружающей среды затронула  не только правительство и ученых, но и широкую общественность в  лице потребителя. И именно последний  сыграл решающую роль в появлении  и становлении такого направления, как экологический маркетинг. Ведь ни для кого не секрет, что предпринимаемые  в России на протяжении уже не одного десятилетия попытки решить экологические  проблемы с помощью административно-правовых и экономических методов государственного регулирования не привели к заметному  улучшению состояния окружающей среды. Одним словом, чтобы защита природной среды стала одной  из целей современного маркетинга, необходимо, чтобы это влекло за собой увеличение прибыли.

 

 

 

1.Сущность экологического маркетинга.

Чтобы изменить мир, надо сначала собраться с мыслями

Джимми Хендрикс

В наши дни происходит становление  понятия «Экологический маркетинг», сегодня общепринятого определения  не существует. Одни авторы под ним  подразумевают экологическую политику, экологическую ответственность  бизнеса, открытость фирмы и прозрачность производственного процесса, экологическую  маркировку. Другие специалисты относят экологический маркетинг к инструментам экологического менеджмента. Ряд авторов включают в экологический маркетинг формирование финансовых структур поддержки экологических действий, экологический аудит, экологическое страхование действий компаний, изменение форм отчетности производителей, новые формы рекламы, формирование новых принципов торговли (например, продажу экологичных продуктов).

А.Г. Сармурзина предлагает следующее определение: «Экологический маркетинг — это экологически безопасная деятельность, связанная  с разработкой, созданием и реализацией  продукции для удовлетворения потребностей населения, учитывающая экологические  последствия». Энциклопедия маркетинга дает такое определение: «Зеленый» маркетинг — маркетинг, который призван изменить мировоззрение покупателей, обеспечить новое направление для конкуренции и достичь принятия рынком новаторских решений проблем окружающей среды.

По нашему мнению, определение  экологического маркетинга должно базироваться на основной цели маркетинга и экологической  основе развития любой деятельности, базирующейся на природных ресурсах.

Экологический маркетинг — деятельность компании по удовлетворению интересов потребителей путем продвижения товаров и услуг, наносящих минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла.

Жизненный цикл — это последовательные и взаимосвязанные стадии продукционной системы от получения сырья или природных ресурсов до конечного размещения в окружающей среде. При оценке жизненного цикла рассматриваются не только этапы производства продукции, но также стадии добычи природных ресурсов, изготовления полуфабрикатов, вспомогательные производства, транспортировка потребителю, использование, размещение отходов.

Широко распространено мнение, что экологическое движение в  целом началось с Рейчел Карсон (Rachel Carson) — морского биолога, опубликовавшей в 1962 г. книгу об опасности ДДТ «Молчаливая весна» (Silent Spring). Многие экологи отмечают, что именно эта книга послужила отправной точкой для выбора будущей профессии.

В 1975 г. Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association) впервые  провела семинар под названием  «Экологический маркетинг». После него вышла первая книга, посвященная  этому вопросу.

Появление экологичных товаров  некоторые авторы относят к началу 1980-х гг., когда было установлено, что аэрозольные баллончики разного  назначения опасны за счет содержания фреонов, разрушающих озоновый слой Земли.

Первый отчет по корпоративной  социальной ответственности в 1988 г. опубликовала компания «Ben&Jerry`s», добавив  в традиционный финансовый отчет  описание влияния компании на окружающую среду.

После публикации результатов  комиссии «Наше общее будущее» вышло  две книги, озаглавленные одинаково  «Зеленый маркетинг» (Green Marketing). Одну написала в 1992 г. Кен Питти (Ken Peattie) в Великобритании, вторую — Жаклин Оттман (Jacquelyn Ottman) в 1993 г. в США.

Экологический маркетинг  возник в 1990-х гг. как продолжение  социально-этичного маркетинга, который  определял задачу любой компании как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и  обеспечение желаемой удовлетворенности  более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами  с одновременным сохранением  или укреплением благополучия потребителя  и общества в целом. Эта концепция  возникла в результате конфликта  традиционного для того времени  маркетинга с ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, ростом численности населения, инфляцией  и негативным состоянием сферы социальных услуг.27Важными факторами стали озабоченность общественности состоянием окружающей среды, рост влияния неправительственных экологических организаций, объединений потребителей, групп общественной экологической экспертизы.

Новый этап в развитии экологического маркетинга начался в 2006–2007 гг. в  связи с ростом мотивации граждан  к экологичному потреблению(действиям отдельного человека, группы людей и населения в целом, связанных с потреблением товаров и услуг, наносящих наименьший вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла), не зависимо от того, что было его мотивом — забота о собственном здоровье, финансовая мотивация, мода или действительно озабоченность экологическими проблемами.

 

2.Мировые тенденции проникновения экологических аспектов в бизнес.

Если мы правильно понимаем, чего хочет потребитель, наша доля  
рынка и прибыль на активы позаботятся о себе сами

Пол Аллаир

Главные двигатели корпоративной экологической  ответственности — потребители  и акционеры. За первые три месяца 2008 г. акционеры американских корпораций внесли 110 предложений по вопросам глобального  потепления, устойчивого развития и  защиты животных — вдвое больше, чем двумя годами ранее. Поскольку  потребители демонстрируют свою приверженность к экологичным товарам/услугам  и экологичным компаниям, каждая компания старается согласовывать  свой бизнес согласно их требованиями и ожиданиями. 60% западных компаний уже вписали природоохранные  проекты в свою общую стратегию  развития.

В 2007 г. из 2687 менеджеров из разных стран  на первое место среди факторов, которые будут оказывать наибольшее влияние на акционерную стоимость  компании, 48% респондентов поставили  экологические проблемы (заметим, что  в 2005 г. доля составляла 28%), 20% — требование производства здоровых и безопасных продуктов.

В начале 2008 г. на вопрос «Какова роль учета климатических изменений  в бизнес-стратегии вашей компании?»  дали ответ «очень важна» или «важна» 71% компаний в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (без Индии и Китая), 68% — в Китае, 65% — в Европе, 63% — в Индии, 57% — в Латинской  Америке и 51% — в Северной Америке.

Компания  «Globe Scan» проанализировала мнение компаний об их устойчивом развитии. В вопросе  «Когда вы думаете о социальной ответственности  вашей компании и стратегии устойчивости в ближайшие 12 месяцев, какие направления  представляются вам приоритетными?»  на первое место более 60% респондентов поставили изменение климата, на четвертом месте (около 50%) — доступность  и качество питьевой воды, на пятом  — общественные принципы движения к устойчивому развитию (48%), на шестом — устойчивое потребление (47%).

Анализ  общемировых тенденций в спросе и поставках, а также в общей  бизнес-среде, проведенный компанией McKinsey, показывает, что две тенденции  из десяти основных имеют эконаправленность  — экологическая грамотность  потребителей и популярность здорового  образа жизни.

Сейчас  рынок экологичных товаров и  услуг составляет 230 млрд. долл. США (из них 76 млрд. — устойчивая экономика, 27 млрд. — здоровый образ жизни, 30 млрд. — альтернативная медицина, 10 млрд. — личностный рост, 81 млрд. —  экологичный образ жизни), а к 2015 г. возрастет до 845 млрд. Это один из самых быстрорастущих рынков. В  частности, в США спрос на экологичные  здания ежегодно увеличивается на 5–10%, а на услуги экотуризма — на 5%. Число экологичных товаров в США увеличилось со 100 в 2004 г. до 1570 в 2009 г., а рост потребления экологичных продуктов питания составляет 5,6% в год. 82% потребителей в США приобретают экологичные товары.

На  вопрос «Совершая покупки, выбираете  ли вы более экологичные товары?», заданный в США, в 2009 г. положительно ответили 59,9% респондентов, а в 2010 г. — 62,8%.

Согласно  результатам опроса, проведенного компанией InformationResources, 29% респондентов принимают  решение о покупке, исходя из дружественности  к окружающей среде продукта и  его упаковки, 23% заявили, что обращают внимание на экологичность магазинов, в которых совершают покупки, а 39% стремятся покупать экологически безопасные продукты.

По  оценкам OrganicTradeAssociation, мировой рынок  «органических продуктов» сейчас составляет около $30 млрд, ежегодно увеличиваясь на 16–20%, то есть в четыре раза быстрее, чем рынок продовольствия в целом. В США отделы органических продуктов  имеются в 72% всех супермаркетов.

Продажи экологичных товаров в Европе удвоятся к 2015 году, несмотря на то, что  их стоимость выше, чем у остальных. В настоящее время стоимость  экологичных продуктов в среднем  по Европе на 46% выше обычных, но к 2012 г. она должна немного опуститься —  до 40%.

В 2000 г. рынок экологичных товаров  в Европе составлял 10,3 млрд. Евро, а  к 2009 г. он вырос до 56 млрд. По прогнозам  к 2015 г. он составит 114 млрд. Евро. Среднее  домохозяйство в Европе тратит на экотовары 369 Евро ежегодно (наибольшая величина — в Швейцарии, где траты  составляют 555 Евро в год).

По  мнению психологов, склонность людей  к натуральным и экологичным  товарам/услугам объясняется стремлением  лучше контролировать свою жизнь  в мире, который становится все  более динамичным, непредсказуемым, стрессовым и техногенным. На рис. показана системно-динамическая диаграмма развития рынка экологичных товаров.

  
Рис. 5. Механизм влияния  стресса, вызванного напряженным и  высокотехнологичным миром, на развитие рынка экологичных товаров

Пояснения к рисунку. Вся система в целом имеет знак «–». Такие системы называют балансирующими (или негативными) петлями образной связи. Их признаки: целенаправленное поведение, противодействующие росту, стабилизирующие систему, возвращающие систему к балансу.

3.Состояние экологического маркетинга в России.

Ready or not, here comes sustainability

Доклад компании Ernst&Young

Россияне  в целом озабочены состоянием окружающей среды. Сегодня она волнует 78% жителей. Две трети россиян (64%) уверены, что достижение устойчивого  развития России невозможно без решения  экологических проблем.

В России природоохранная деятельность корпораций стоит на четвертом месте  по актуальности (после поддержки  образования, здравоохранения и  помощи нуждающимся).

Важное  исследование экологической ответственности  российского бизнеса было проведено  специалистами Всемирного фонда  дикой природы (WWF). Согласно результатам  исследования, 38 российских компаний (из 67 опрошенных) декларируют, что экологические  факторы имеют для них очень  высокий приоритет, а 28 — учитывают  их при принятии деловых решений. Лишь 4 компании сказали, что их не волнуют  экологические аспекты. 55 компаний подтвердили, что принимают конкретные меры по уменьшению негативного воздействия  на окружающую среду. 23 компании производят товары или оказывают услуги, которые  могут внести вклад в решение  экологических проблем.

Информация о работе Экологический маркетинг