Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить экономические методы управления на предприятии.
рассмотреть методы управления предприятием;
изучить экономические методы управления предприятием и их виды;
провести анализ планирования как экономического метода управления ЗАО «МК ИДК»;
рассмотреть пути совершенствования системы внутрифирменного планирования ЗАО «МК ИДК».
В последние несколько лет на рынке доминирует концепция ЕRP (Enterprise Resources Planning), предусматривающая управление всеми ресурсами предприятия, включая его партнеров, поставщиков и клиентов с полным набором управленческого воздействия на процесс ив самом полном объеме реализующей принцип «обратной связи».
Система класса ERP позволяет моделировать внутрифирменное планирование на стратегическом уровне, обеспечивая менеджеров, управляющих экономическим развитием, возможностями для разработки интерактивных моделей бизнеса, используемых в планировании, бюджетировании и прогнозировании, а также позволяя осуществлять эффективный обмен информацией между участниками процесса планирования, представляя средства для осуществления контроля за выполнением бюджета, регламентации принятия управленческих решений, что составляет основные задачи финансового планирования на оперативном уровне. К расширенному набору функциональных возможностей можно отнести также задание разноплановых сценариев, осуществление многомерного анализа бюджетных данных, легкость внесения изменений в модель бюджета, решение дилеммы планирования «сверху вниз» и бюджетирования «снизу вверх».13
Анализ основных концепций финансового планирования, проведенный в теоретической части настоящего исследования, показал, что путь к построению эффективной системы планирования лежит не в развитии и совершенствовании методов бухгалтерского учета, а выяснении основных путей их удовлетворения, а для решения данных задач необходимо совершенствовать механизмы управления предприятия, и лучше всего это делать при помощи современных информационных технологий.
Однако просто внедрение информационной системы не может принести желаемый результат, если одновременно с этим не производить должных преобразований в ключевых аспектах деятельности, таких как финансовое планирование, постановка управленческого учета, оптимальное управление запасами и бюджетирование.
Методика реализации финансового планирования в информационных системах управления предприятием может быть представлена в виде четырех функциональных уровней:
1) Финансовое планирование
деятельности предприятия (
2) Финансовый контроль деятельности (Бюджеты и бюджетный контроль)
3) Контроль за финансовыми процессами (Контроль финансовых операций)
4) Реализация финансовых процессов (Влияние финансовых операций)
Информационная система
управления имеет своей целью
обеспечение интегрированной
Система позволяет снизить риски человеческого фактора, когда какая-то информация не дошла вовремя по инстанциям до соответствующего руководителя. Важнейшим фактором ее функционирования становится то, что в любой момент времени известно, на какой стадии находится тот или иной процесс, в каком подразделении идет выполнение того или иного этапа и каковы промежуточные результаты его выполнения.
Внедрение информационной
системы финансового
Во-первых, это современное компьютерное оборудование и программное обеспечение.
Во-вторых, это наличие квалифицированных кадров, способных работать с новым программным обеспечением и имеющие соответствующую подготовку в области финансового планирования и бюджетирования
В-третьих, это финансовые ресурсы, которые позволят закупить необходимые материальные ресурсы и привлечь квалифицированный персонал или же повысить квалификацию существующего.
В качестве фирмы-разработчика программного обеспечения и внедрения информационной системы в ЗАО «МК ИДК» была выбрана компания ЗАО «Веб-Завод», которая уже более 10 лет занимается подобными разработками и имеет успешный опыт работы на крупных предприятиях Самарского региона. В соответствии с договором на разработку и внедрение информационных систем эта компания будет заниматься закупкой необходимого компьютерного оборудования, и производить комплексные работы по разработке и внедрению ПК.
Кадровая составляющая будет обеспечена за счет имеющихся на предприятии сотрудников, которые будут обучаться в процессе внедрения информационной системы за счет средств компании.
Ответственным за внедрение информационной системы на предприятии является управляющий делами ЗАО «МК ИДК», который имеет высшую управленческую квалификацию по программе МВА, а также имеет трехлетний опыт работы в компании.
Согласно плану проекта
внедрение системы будет
Календарный план-график проекта подразумевает выход на проектную мощность в течение 1 года и 6 месяцев с момента начала работ (см. рис.12). Также согласно этому плану, пилотная часть внедрения системы должна завершиться в течение первых двух кварталов. По ее окончании системой будет охвачено 30% подразделений компании и дирекция, и мощность системы должна составить 20% от плановой.
Рис. 2. Поэтапное наращение мощности системы
Инвестиционный проект по внедрению включает в себя следующие расходные статьи:
1) Стоимость лицензий на программное обеспечение и технической продукции - 2 600 000 руб.
2) Обучение пользователей системы – 250 000 руб.
3) Проектные пуско-наладочные работы по внедрению – 3 200 000 руб.
4) Стоимость дополнительного
сетевого и компьютерного
5) Затраты на установку и монтаж оборудования – 600 000 руб.
6) Прочие расходы по проекту – 100 000 руб.
Каждая из этих статей привязана к соответствующему этапу работ, то есть платежи по проекту происходят по графику, соответствующему календарному плану внедрения системы. Таким образом, все затраты по проекту (6 970 тыс. руб.) распределены по времени в течение всего срока внедрения проекта (табл. 20).
Таблица 20 – Структура и график распределения инвестиций
Статья расходов |
Период внедрения проекта (кварталы) |
Итого, руб. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Лицензии и поддержки |
800 000 |
600 000 |
800 000 |
400 000 |
2 600 000 | ||
Обучение пользователей |
50 000 |
80 000 |
120 000 |
250 000 | |||
Проектные работы |
550 000 |
550 000 |
550 000 |
550 000 |
550 000 |
450 000 |
3 200 000 |
Доп. оборудование |
120 000 |
100 000 |
220 000 | ||||
Наладка и монтаж |
150 000 |
150 000 |
150 000 |
150 000 |
600 000 | ||
Прочие расходы |
16 667 |
16 667 |
16 667 |
16 667 |
16 667 |
16 667 |
100 000 |
Итого платежей |
1 686 667 |
1 396 667 |
1 486 667 |
1 216 667 |
716 667 |
466 667 |
6 970 000 |
Согласно плану-графику, представленному в таблице 20, основная часть инвестиционных затрат будет приходиться на первый год внедрения проекта. Финансирование затрат по проекту будет производиться за счет собственных средств компании.
Таким образом, экономические методы управления (ЭМУ) – это способы воздействия на отношения людей и использование их экономических интересов.
Система ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т. д. Использование этих рычагов должно быть всегда только комплексным и системным, т. е. охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Конечная цель системного и комплексного использования методов – создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.
Анализ объекта исследования – ЗАО «Медицинская компания ИДК», показал, что предприятие уже более 20 лет успешно ведет свою деятельность на рынке медицинских услуг в области женского здоровья.
Финансовое планирование в ЗАО «Медицинская компания ИДК» организовано по методу бюджетирования.
На базе существующих подразделений компании выделены центры финансовой и аналитической ответственности, которые позволяют децентрализовать управление и детализировать финансовую информацию.
Ежегодно в конце каждого года каждый ЦФО составляет свой план доходов и расходов. Все планы приводятся в соответствие и сводятся воедино главным экономистом компании.
Чтобы проанализировать исполнение бюджета и выявить отклонения фактической деятельности от запланированной, в полную бюджетную систему включаются не только плановые, но и фактические (отчетные) данные. Бюджет контролируется еженедельно. И при необходимости корректируется в конце каждого месяца.
В настоящее время все сметы расходов и доходов по центрам финансовой ответственности ЗАО «МК ИДК» составляются в программе Excel.
Однако, как показывает практика, применяемая в «МК ИДК» система внутрифирменного финансового планирования имеет ряд недостатков:
- жесткость планирования,
- отсутствие единой
системы формирования и
- низкий уровень финансовой
грамотности сотрудников,
В целях совершенствования системы внутрифирменного финансового планирования в рамках работы был рассмотрен проект внедрения комплексной информационной системы управления на базе концепции ЕRP.
Внедрение информационной системы управления в ЗАО «МК ИДК» позволит компании обрабатывать растущие объемы информации, создавать динамические модели бюджетов, консолидировать данные по различным бизнес-единицам и анализировать данные руководством, как на уровне всего предприятия, так и отдельных подразделений. Своевременное и точное планирование и финансовая предсказуемость, повысят уровень доверия у компании на рынке, создадут стабильное финансовое положение, минимизируют риски и потери от экономических и организационных факторов.
Информация о работе Экономические методы управления предприятием