Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:55, контрольная работа
По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга – макромаркетинга (например, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг–продвижения (баннерная реклама и др.).
Цель работы – провести анализ этапов развития маркетинга, обозначить роль маркетинга в современных условиях.
Введение………………………………………………………………….3
Этапы развития маркетинга………………………………………….5
2.Роль маркетинга в современных условиях……………………………8
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………19
Федеральное
Агентство по образованию Российской
Федерации
Филиал СЕВМАШВТУЗ государственного образовательного
учреждения
высшего профессионального
«Санкт-Петербургский
государственный морской
Университет»
в г.Северодвинске
Кафедра
№ 17
Контрольная работа
По дисциплине
«Маркетинг»
Тема
«Этапы развития маркетинга, его роль
в современных условиях»
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.Роль маркетинга
в современных условиях……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Начиная с середины XIX века тенденции к неконтролируемой концентрации промышленного и торгового капитала, неупорядоченная торговля, разрушительные кризисы дали американским экономистам основание назвать рынок "диким". К концу XIX века реакцией общества на такой рынок стало появление антимонопольного законодательства (Закон Шермана, США), позволяющего регулировать предпринимательскую деятельность в интересах общества.
В начале XX века (до начала 20–х годов) в ряде университетов США (прежде всего, в Гарвардской школе бизнеса) начались разработки теории об инструментах управления рынком. Первоначально считалось, что основная цель – это создание на научных основах системы сбыта товаров, поэтому новая наука получила название "дистрибуция".
Позже теория получает более широкую трактовку, охватывая продвижение, удовлетворение спроса, ценообразование и т. д., и в начале 20–х годов наука приобретает название маркетинг.
Сначала маркетинг развивался с некоторым запозданием по отношению к развитию экономики, обобщая рыночную практику успешно действующих фирм. На первом этапе своего развития маркетинг систематизировал массу разрозненных фактов, увязывал их с условиями внешней среды, выводил закономерности, в дальнейшем стали предлагаться пути для совершенствования маркетинговой деятельности компаний.
В России маркетинг (микромаркетинг) в его системном виде появился первоначально на локальных рынках высокотехнологичных товаров и грамотной дистрибьюции (программных продуктов), потребительских товаров изначально широкого ассортимента (канцтовары), товаров массового спроса при активной политике импортирования и иностранного присутствия (в т.ч. импорт маркетинговых технологий, например, продукты питания, полуфабрикаты).
По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга – макромаркетинга (например, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг–продвижения (баннерная реклама и др.).
Цель работы – провести анализ этапов
развития маркетинга, обозначить роль
маркетинга в современных условиях.
1.
Этапы развития маркетинга
В XX в. маркетинг прошел несколько этапов в своем развитии. Первоначально (до 50-х гг.) концепция маркетинга строилась с упором на продукцию — продуктовая концепция. Это означало, что все внимание концентрировалось только на производстве товаров высокого качества, которые продавались по сравнительно умеренным ценам. Потребители в этом случае самостоятельно осуществляли свой выбор среди многочисленных товаров-аналогов.
Производственная концепция, пришедшая на смену продуктовой, ставила во главу угла доступность товара (продукта) для широкого круга потребителей. Она базировалась на двух факторах:
― эффективность производства товаров;
― эффективность распределительной системы.
В 50—70-х гг. возникла концепция активного продвижения товара на рынок. Для того чтобы потребители покупали товары в достаточном объеме, необходимо было принимать дополнительные меры (иначе говоря, «навязывать покупку»), в число которых входили реклама, персональные скидки с цены, искусственное стимулирование морального старения ранее проданных товаров и т.п. Данная концепция уже не была достаточно четко ориентирована на удовлетворение действительных потребностей покупателей, это стало второстепенным моментом.
Переход к новой концепции маркетинга не был случайным, ибо она в полной мере способствовала решению следующих задач, стоящих перед фирмами:
― разработка товара, отвечающего рыночным запросам;
― производство товара с учетом новейших достижений науки и техники;
― оптимальная система товародвижения;
― комплекс услуг при продаже товара и послепродажное обслуживание.
Переориентация фирм на новую маркетинговую концепцию обусловлена рядом причин:
― увеличением степени риска (коммерческого, рыночного) при разработке новой модели товара, его производстве и потреблении, т.е. на всех стадиях создания и движения товара;
― расширением ассортимента товаров, ввиду чего потребовался учет запросов различных категорий потребителей, а также таких факторов, как климатические зоны, этнические традиции и привычки и т.п.;
― выходом на рынок одновременно множества фирм — производителей однородных товаров, что породило обострение конкурентной борьбы;
― увеличением темпов социально-экономического и научно-технического прогресса;
― возникновением на рынках непредвиденных ситуаций, способных привести фирму к краху.
В этих условиях понадобилась система, объединяющая подходы к исследованиям, разработке и реализации товаров. Такой системой в 70—80-х гг. стал маркетинг, ориентирующий фирму на успех во внешнем мире, где необходимо считаться с тремя главными факторами: потребителями, конкурентами и внешней средой (правовой, фискальной и налоговой системами).
Итак, следующий этап развития маркетинговой деятельности характеризуется принятием концепции управления, то есть определения интересов потребителей и реальных оценок или ассортимента, качества и других параметров выпускаемой продукции. Производство теперь более тесно привязывается к выявленным запросам покупателей. Компании постоянно следят за общественным мнением, которое оценивает их работу по удовлетворению запросов потребителей и оказывает на нее определенное влияние.
На этом этапе значение маркетинга трудно переоценить, поскольку усилилась тенденция быстрого обновления ассортимента производимой продукции. Главной проблемой рынка стало наличие огромного количества товаров-заменителей. Для того чтобы получить определенные преимущества перед конкурентами, фирме необходимо каждый раз доказывать покупателю свое стремление к постоянной заботе об его интересах (или создавать видимость этого).
Появление на рынке новой продукции создает для ряда компаний, уже захвативших лидерство в данной области, определенное неудобство и вызывает потребность защититься от конкурентов. Разработка и внедрение нового, коммерчески выгодного товара - дело довольно-таки хлопотное, долгое и очень капиталоемкое, так что даже крупнейшие корпорации не могут производить и предлагать потребителям абсолютно новую продукцию слишком часто. Здесь-то и может пригодиться маркетинг, который будет подчеркивать непроходящие ценности традиционных товаров.
Другими важными обстоятельствами, повышающими
роль маркетинга в хозяйственной жизни
фирм, стали изменяющийся характер рынка,
а также перенасыщение его высококачественными
и разнообразными товарами. В этих условиях
массовое производство теряет свои преимущества
— более низкие себестоимость и цену конечной
продукции. Так, уже вначале 70-х гг. во многих
отраслях японской промышленности был
достигнут верхний предел производительности
труда. В настоящее время доля массового
производства в общем индустриальном
производстве составляет лишь 25—30%. Как
следствие, осуществляется переход к принципиально
иной концепции производственного процесса
— работа на заказ.
2.Роль
маркетинга в современных
условиях
Движение России к рыночной экономике и выход товаропроизводителей на международные рынки потребовали тщательного изучения зарубежного опыта и использования наиболее приемлемых для нашей страны его элементов.
Как показывает мировая практика, для сферы маркетинга характерны различные направления деятельности:
― исследование потребностей и спроса покупателей;
― изучение возможностей использования той или иной товарной марки и упаковки на определенном рынке;
― разработка и осуществление мероприятий, направленных на удовлетворение выявленных потребностей;
― установление приемлемых как для фирмы, так и для потребителей цен с учетом вида рынка (региональный, национальный, внешний), а также категории покупателей;
― информирование потребителей об особенностях новых товаров или усовершенствованных старых;
― убеждение потребителей в том, что предлагаемая им продукция фирмы является качественной, модной и престижной, выявление и предложение требуемого перечня услуг в послепродажный период;
― поддерживание постоянной связи с потребителями с целью своевременного выявления желательных усовершенствований или доработки используемой продукции.
Как видно из приведенного перечня, маркетинг охватывает практически весь цикл движения товара: от начала его разработки и до момента потребления.
В соответствии с характером спроса различают несколько типов маркетинга:
― конверсионный — направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару;
― стимулирующий — связан со стимулированием спроса потребителей, безразличных к имеющемуся товару;
― развивающий
— призван выявить
― ремаркетинг — имеющий целью оживление старого производства со сложившейся структурой спроса, т.е. он способствует достижению стабильности спроса;
― поддерживающий — предусматривает меры, направленные на постоянное сохранение объемов спроса;
― демаркетинг — снижает спрос, превышающий производственные возможности;
― противодействующий — его целью является ликвидация иррационального спроса.
В России переход от административно-командной, централизованной экономики к рыночному механизму потребовал поиска новых форм взаимоотношений между участниками производства. Одной из них стал маркетинг, позволивший в кратчайший срок заменить жесткую плановую систему, наладить эффективные связи между производителями и потребителями, получать важную информацию о покупательских запросах и формировать на ее основе производственные программы, доводить продукцию до потребителя, избегая потерь, связанных с незаинтересованностью покупателей в предлагаемом товаре, выявить сильные и слабые стороны предприятий и фирм, чтобы развивать одни и исключить другие.
Информация о работе Этапы развития маркетинга, его роль в современных условиях