Этапы развития маркетинга, его роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга – макромаркетинга (например, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг–продвижения (баннерная реклама и др.).
Цель работы – провести анализ этапов развития маркетинга, обозначить роль маркетинга в современных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Этапы развития маркетинга………………………………………….5
2.Роль маркетинга в современных условиях……………………………8
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛ МАРКЕТИНГ.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации 

Филиал  СЕВМАШВТУЗ государственного образовательного

учреждения  высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный морской технический

Университет»  в г.Северодвинске 
 

                                     Факультет заочного и дистанционного обучения 
 

Кафедра № 17 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Маркетинг» 
 

    Тема  «Этапы развития маркетинга, его роль в современных условиях» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Содержание 

      Введение………………………………………………………………….3

  1. Этапы развития маркетинга………………………………………….5

    2.Роль маркетинга  в современных условиях……………………………8

    Заключение……………………………………………………………….18

    Список литературы………………………………………………………19 

 

Введение 

            Начиная с середины XIX века тенденции к неконтролируемой концентрации промышленного и торгового капитала, неупорядоченная торговля, разрушительные кризисы дали американским экономистам основание назвать рынок "диким". К концу XIX века реакцией общества на такой рынок стало появление антимонопольного законодательства (Закон Шермана, США), позволяющего регулировать предпринимательскую деятельность в интересах общества.

           В начале XX века (до начала 20–х годов) в ряде университетов США (прежде всего, в Гарвардской школе бизнеса) начались разработки теории об инструментах управления рынком. Первоначально считалось, что основная цель – это создание на научных основах системы сбыта товаров, поэтому новая наука получила название "дистрибуция".

          Позже теория получает более широкую трактовку, охватывая продвижение, удовлетворение спроса, ценообразование и т. д., и в начале 20–х годов наука приобретает название маркетинг.

          Сначала маркетинг развивался с некоторым запозданием по отношению к развитию экономики, обобщая рыночную практику успешно действующих фирм. На первом этапе своего развития маркетинг систематизировал массу разрозненных фактов, увязывал их с условиями внешней среды, выводил закономерности, в дальнейшем стали предлагаться пути для совершенствования маркетинговой деятельности компаний.

           В России маркетинг (микромаркетинг) в его системном виде появился первоначально на локальных рынках высокотехнологичных товаров и грамотной дистрибьюции (программных продуктов), потребительских товаров изначально широкого ассортимента (канцтовары), товаров массового спроса при активной политике импортирования и иностранного присутствия (в т.ч. импорт маркетинговых технологий, например, продукты питания, полуфабрикаты).

         По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга – макромаркетинга (например, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг–продвижения (баннерная реклама и др.).

         Цель работы – провести анализ этапов развития маркетинга, обозначить роль маркетинга в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Этапы развития маркетинга 

         В XX в. маркетинг прошел несколько этапов в своем развитии. Первоначально (до 50-х гг.) концепция маркетинга строилась с упором на продукцию — продуктовая концепция. Это означало, что все внимание концентрировалось только на производстве товаров высокого качества, которые продавались по сравнительно умеренным ценам. Потребители в этом случае самостоятельно осуществляли свой выбор среди многочисленных товаров-аналогов.

          Производственная концепция, пришедшая на смену продуктовой, ставила во главу угла доступность товара (продукта) для широкого круга потребителей. Она базировалась на двух факторах:

―   эффективность  производства товаров; 

―   эффективность  распределительной системы.

        В 50—70-х гг. возникла концепция активного продвижения товара на рынок. Для того чтобы потребители покупали товары в достаточном объеме, необходимо было принимать дополнительные меры (иначе говоря, «навязывать покупку»), в число которых входили реклама, персональные скидки с цены, искусственное стимулирование морального старения ранее проданных товаров и т.п. Данная концепция уже не была достаточно четко ориентирована на удовлетворение действительных потребностей покупателей, это стало второстепенным моментом.

        Переход к новой концепции маркетинга не был случайным,   ибо она в полной мере способствовала решению следующих задач, стоящих перед фирмами:

―   разработка товара, отвечающего рыночным запросам;

―   производство товара с учетом новейших достижений науки и техники;

―   оптимальная  система товародвижения;

―   комплекс услуг при продаже товара и  послепродажное  обслуживание.

        Переориентация фирм на новую маркетинговую концепцию  обусловлена рядом причин:

―   увеличением  степени риска (коммерческого, рыночного) при разработке новой модели товара, его производстве и потреблении, т.е. на всех стадиях создания и движения товара;

―   расширением  ассортимента товаров, ввиду чего потребовался учет запросов различных категорий  потребителей, а также таких факторов, как климатические зоны, этнические традиции и привычки и т.п.;

―   выходом  на рынок одновременно множества  фирм — производителей однородных товаров, что породило обострение конкурентной борьбы;

―   увеличением  темпов социально-экономического и  научно-технического прогресса;

―   возникновением на рынках непредвиденных ситуаций, способных  привести фирму к краху.

         В этих условиях понадобилась система, объединяющая подходы к исследованиям, разработке и реализации товаров. Такой системой в 70—80-х гг. стал маркетинг, ориентирующий фирму на успех во внешнем мире, где необходимо считаться с тремя главными факторами: потребителями, конкурентами и внешней средой (правовой, фискальной и налоговой системами).

         Итак, следующий этап развития маркетинговой деятельности характеризуется принятием концепции управления, то есть определения интересов потребителей и реальных оценок или ассортимента, качества и других параметров выпускаемой продукции. Производство теперь более тесно привязывается к выявленным запросам покупателей. Компании постоянно следят за общественным мнением, которое оценивает их работу по удовлетворению запросов потребителей и оказывает на нее определенное влияние.

         На этом этапе значение маркетинга трудно переоценить, поскольку усилилась тенденция быстрого обновления ассортимента производимой продукции. Главной проблемой рынка стало наличие огромного количества товаров-заменителей. Для того чтобы получить определенные преимущества перед конкурентами, фирме необходимо каждый раз доказывать покупателю свое стремление к постоянной заботе об его интересах (или создавать видимость этого).

         Появление на рынке новой продукции создает для ряда компаний, уже захвативших лидерство в данной области, определенное неудобство и вызывает потребность защититься от конкурентов. Разработка и внедрение нового, коммерчески выгодного товара - дело довольно-таки хлопотное, долгое и очень капиталоемкое, так что даже крупнейшие корпорации не могут производить и предлагать потребителям абсолютно новую продукцию слишком часто. Здесь-то и может пригодиться маркетинг, который будет подчеркивать непроходящие ценности традиционных товаров.

         Другими важными обстоятельствами, повышающими роль маркетинга в хозяйственной жизни фирм, стали изменяющийся характер рынка, а также перенасыщение его высококачественными и разнообразными товарами. В этих условиях массовое производство теряет свои преимущества — более низкие себестоимость и цену конечной продукции. Так, уже вначале 70-х гг. во многих отраслях японской промышленности был достигнут верхний предел производительности труда. В настоящее время доля массового производства в общем индустриальном производстве составляет лишь 25—30%. Как следствие, осуществляется переход к принципиально иной концепции производственного процесса — работа на заказ. 
 
 
 
 
 
 

2.Роль  маркетинга в современных  условиях 

         Движение России к рыночной экономике и выход товаропроизводителей на международные рынки потребовали тщательного изучения зарубежного опыта и использования наиболее приемлемых для нашей страны его элементов.

          Как показывает мировая практика, для сферы маркетинга характерны различные направления деятельности:

―   исследование потребностей и спроса покупателей;

―   изучение возможностей использования той  или иной товарной марки и упаковки на определенном рынке;

―   разработка и осуществление мероприятий, направленных на удовлетворение выявленных потребностей;

―   установление приемлемых как для фирмы, так  и для потребителей цен с учетом вида рынка (региональный, национальный, внешний), а также категории покупателей;

―   информирование потребителей об особенностях новых  товаров или усовершенствованных старых;

―   убеждение  потребителей в том, что предлагаемая им продукция фирмы является качественной, модной и престижной, выявление и  предложение требуемого перечня услуг в послепродажный период;

―   поддерживание  постоянной связи с потребителями  с целью своевременного выявления  желательных усовершенствований или  доработки используемой продукции.

        Как видно из приведенного перечня, маркетинг охватывает практически весь цикл движения товара: от начала его разработки и до момента потребления.

        В соответствии с характером спроса различают несколько типов маркетинга:

―   конверсионный  — направлен на преодоление негативного  отношения потребителей к тому или иному товару;

―   стимулирующий  — связан со стимулированием спроса потребителей, безразличных к имеющемуся товару;

―   развивающий  — призван выявить потенциальный  спрос и определить способы его удовлетворения;

―   ремаркетинг  — имеющий целью оживление  старого производства со сложившейся  структурой спроса, т.е. он способствует достижению стабильности спроса;

―   поддерживающий — предусматривает меры, направленные на постоянное сохранение объемов спроса;

―   демаркетинг  — снижает спрос, превышающий производственные возможности;

―   противодействующий — его целью является ликвидация иррационального спроса.

         В России переход от административно-командной, централизованной экономики к рыночному механизму потребовал поиска новых форм взаимоотношений между участниками производства. Одной из них стал маркетинг, позволивший в кратчайший срок заменить жесткую плановую систему, наладить эффективные связи между производителями и потребителями, получать важную информацию о покупательских запросах и формировать на ее основе производственные программы, доводить продукцию до потребителя, избегая потерь, связанных с незаинтересованностью покупателей в предлагаемом товаре, выявить сильные и слабые стороны предприятий и фирм, чтобы развивать одни и исключить другие.

Информация о работе Этапы развития маркетинга, его роль в современных условиях