Классификация конкурентных преимуществ территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.
Конкурентоспособность на сегодняшний день имеет несколько уровней: микроуровень, мезоуровень, макроуровень, метауровень. На уровне продукта: конкретного товара, услуги - это микроуровень, это самый элементарный уровень конкурентоспособности. Более серьезные уровни конкурентоспособности - это отраслевая конкуренция (мезоуровень), это также национальная конкуренция (макроуровень), т.е. конкуренция национальных организмов, национальных экономик, использующих все могущество государственного аппарата для поддержки конкурентоспособности своих товаров.

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)

- По определению приоритетности  использования ограниченных ресурсов  в каждый конкретный период  времени реализации стратегического  плана.

Цели разработки стратегии. Разработка стратегии развития той или иной территории проводится с целью формулировки требуемого будущего образа территории на основании единовременного выборочного  исследования муниципальной экономики  с применением системного и стратегического  анализа.

В основе исследования лежит системный  анализ, при котором любое явление  рассматривается как системная  совокупность взаимосвязанных элементов  во внешней и внутренней среде.

Важным методом анализа, позволяющим  обобщить полученные данные, является метод мозгового штурма. Данный метод  применен при обработке качественных данных исследования в целях корректировки  стратегии и выработки новых  нестандартных идей в сфере направлений  развития экономики территории.

Составлено также дерево целей. На основании собранной информации главная цель разбита на подцели  низшего уровня, которые проранжированы по приоритетности, выстроены по краткосрочности и долгосрочности исполнения, оценены требуемые ресурсы для их выполнения.

Комплексный стартовый анализ проводился с использованием следующих методов: предварительное изучение условий  экономического развития территории; PEST - анализ; SWOT - анализ.

Основной метод исследования - модель развития конкурентных преимуществ  территории, которая рассматривает  экономику территории как системный  механизм, состоящий из следующих  элементов: состояние конкуренции, состояние спроса, родственные и  поддерживающие отрасли (кластеры), условия  для факторов.

 

3. Конкурентные преимущества  и позиционирование территории

Имидж территории - совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа. Иначе говоря, среди элементов имиджа следует выделять объективную и субъективную составляющие. Важнейшей объективной составляющей имиджа территории является совокупность  конкурентных преимуществ и недостатков. Они обусловливаются особенностями отраслевой специализации региона, наличием экспортного потенциала, территориальной удаленностью и транспортной освоенностью, интеллектуальным и инновационным потенциалом и его соответствием целям развития региона, уровнем развития социальной сферы, состоянием производственного потенциала и сложившимся уровнем инвестиционной активности (объемами инвестиций и качественными характеристиками инвестиционной деятельности) и т.д. Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территории, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство. В этом плане имидж Приморского края достаточно специфичен, так как его конкурентные преимущества и недостатки не уравновешиваются, а, существуя как две стороны одной медали, взаимно дополняют друг друга.

Например, среди конкурентных преимуществ  Приморья, как правило, выделяют: близость к японскому, корейским и китайскому рынкам, наличие железных дорог и  незамерзающих портов; выход транспортной инфраструктуры на Транссибирскую магистраль; высокий образовательный уровень  населения и специальную подготовку рабочих и инженерно-технического персонала; развитую судостроительную, авиастроительную и другие отрасли  оборонной промышленности;  высокий потенциал рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии;  большие запасы деловой древесины; значительные запасы полезных ископаемых. Иными словами, конкурентные преимущества территории определяются ее геополитическим положением и достаточно богатыми природными ресурсами. Фактически с действием этих же факторов связано наличие в Приморском крае и конкурентных недостатков территории, которые характеризуются как совокупность непротиворечивых факторов, снижающих способность производителей товаров и услуг данной территории, по сравнению с другими, к борьбе за рынки сбыта. Первую супер региональную группу образовали климатические особенности, с одной стороны, и преимущественно сырьевая структура экономики и неравномерность освоения природных ресурсов - с другой. Вторая региональная группа включала оторванность от центра в силу географического положения, а также расходы на транспортировку, по тепловой и электроэнергии, по районным коэффициентам и дальневосточным надбавкам. Третью локальную группу конкурентных недостатков составили удаленность от основной транспортной магистрали, моно отраслевой характер экономики и расходы по основным факторам производства.

Конкурентные преимущества и недостатки территории существенным образом отражаются на ее инвестиционной привлекательности, основу которой составляют три в  значительной степени самостоятельные  характеристики: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство. Важно отметить, что их оценка позволяет определить инвестиционный рейтинг  регионов России.

Вторая составляющая имиджа территории имеет субъективный характер, который  определяется действием, по крайней  мере, трех факторов. Во-первых, это  обусловлено оценкой территории отечественными и иностранными политиками, предпринимателями, туристами на основе собственных наблюдений и опыта. Эмоциональное восприятие конкурентных преимуществ и недостатков может  значительно изменить формирующийся  образ территории. Так, вопреки уже  указанной рейтинговой характеристике инвестиционной привлекательности  Приморья на практике наблюдалось значительное ухудшение его инвестиционного  имиджа. В качестве иллюстрации приведем слова главы «Дайва-фонда» Мицухиро Ичиянаги, объяснившего небольшое желание японских инвесторов действовать на приморском рынке следующими причинами: «Политическая нестабильность и активное присутствие криминальных структур; отсутствие солидной индустриальной базы. Изначально Приморье было ориентировано на развитие военного производства. Промышленный подъем обычно начинается с развития легкой промышленности, которая хоть и представлена в крае, но не развита. В результате чего большинство товаров импортируется. Неразвитая юридическая инфраструктура, с очень высокими налогами, еще развивающейся системой бухгалтерского учета, а также довольно бюрократичными чиновниками. Но наиболее отрицательным моментом является то, что до сих пор есть много руководителей, которые продолжают работать в советском стиле». Во-вторых, имидж территории в значительной степени зависит от действий региональных и местных органов власти, которые, демонстрируя определенные политические способности и амбиции, могут реализовать «иконный маркетинг», связанный с образом конкретных лиц. В-третьих, субъективизацию образа территории может усиливать ее односторонняя характеристика в СМИ. Так, обилие негативной информации о политической и социально-экономической обстановке в крае в недавнем прошлом практически при полном отсутствии каких-либо положительных сообщений способствовало созданию устойчивой отрицательной репутации региона.

Учитывая, что имидж региона  является важнейшим условием, характеризующим  внешнюю среду развития территории, влияние негативной репутации сказывается  не только на функционировании бизнеса, снижении инвестиционной привлекательности, привлечении туристов, но и на положении  в стране.. В таких условиях вполне очевидна необходимость работы региональных и местных органов власти над  коррекцией и формированием нового позитивного делового имиджа региона.

Как показывает практика, при формировании позиционирования и привлекательного имиджа региона из информационного  массива следует отбирать те факты  и события, которые могут представлять наибольший интерес для потенциальных  партнеров, например: динамичность социально-экономических  процессов; качество рабочей силы; передовые  технологии; инвестиционно- благожелательные законы; забота о людях; информационные поводы; руководители. С этой точки зрения первым шагом в коррекции образа региона должно быть его рекламирование и участие в различных форумах, конференциях и выставках, а также проведение аналогичных мероприятий на его территории.

4. Классификация конкурентных преимуществ

Конкурентные преимущества можно классифицировать по следующим основаниям, представленным в таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация  конкурентных преимуществ региона

Основание конкурентного преимущества

Виды конкурентных преимуществ

Период реализации и формирования

- стратегические;

- тактические;

- мгновенные.

Источник возникновения

- ресурсные;

- технологические;

-финансовые;

- инновационные;

-экологические;

- социокультурные;

- политические и др.

Среда реализации

- внутренние;

- внешние;

-локальные;

- глобальные.

Период существования

- краткосрочные;

-долгосрочные.

В зависимости от способностей региона создавать преимущества

- генетические;

- создаваемые.

В зависимости от степени  реализации

- структурные;

- функциональные.


 

Сочетание этих факторов обусловливает  привлекательность территории для  конкретных секторов, видов деятельности, определяет функции, которые потенциально могут выполняться территориями.

Таким образом, повышение  конкурентоспособности территории является сложным многофакторным процессом, подлежащим эффективному стратегическому управлению, поэтому регулирование развития регионов должно опираться на оценку и систематизацию многочисленных факторов, оказывающих влияние на конкурентные позиции хозяйствующих субъектов.  При этом обязательным условием эффективного функционирования территории является учет в стратегии его развития всех его конкурентных преимуществ, и обеспечить создание новых.

 

Заключение

Все возрастающая конкуренция между  странами, регионами, территориями - характерная черта современного мира. При этом традиционная административная модель регионального управления перестает отвечать новым условиям развития общества. Следовательно, в процессе управления территорией все более широкое применение должны находить современные управленческие технологии, одной из которых и является маркетинг территорий. Важная особенность маркетинга территорий заключается в том, что, в отличие от классического коммерческого маркетинга, маркетинг территорий, с его социальной направленностью, должен базироваться на концепции интересов граждан данной территории. Для эффективного планирования маркетинговых стратегий, в условиях возрастающей во всем мире конкуренции между регионами, территориям необходимо постоянно наращивать конкурентные преимущества. Это позволит разрабатывать наиболее эффективные маркетинговые кампании и подготавливать превентивные меры в ответ на действия конкурентов. Важнейшие направления межрегиональной конкуренции в начале XXI века можно условно подразделить на три группы: * размещение и сохранение предприятий, привлечение новых инвестиций; * сохранение и укрепление потенциала человеческих ресурсов; * развитие туризма и проведение крупных социально-коммерческих мероприятий. Актуальность указанных направлений конкуренции и их динамика зависит от исторических, географических, демографических и иных особенностей конкретной территории.

Для разработки эффективного комплекса  маркетинговых мероприятий и  его успешной реализации важно знать, какие факторы способствуют повышению  конкурентоспособности территории. Для каждой территории требуется  проведение специального исследования с целью выбора и оценки таких  факторов конкурентоспособности, показывающих наличие у территории определенных свойств, востребованных или особо  ценимых потребителем при решении  вопроса о поселении, размещении производств, перемещении груза  или посещении данного места.

В России работы, посвященные маркетингу территорий, начали появляться лишь в  конце прошлого века. При этом большинство  опубликованных примеров представляет собой не описание результатов применения маркетинга для конкретных территорий, а лишь предложения возможных  мероприятий по продвижению этих территорий. Следует отметить, что  приводимые в изданиях отечественных  авторов рекомендации по проведению маркетинга территорий носят чаще всего  фрагментарный характер, освещая  лишь отдельные аспекты его планирования и организации.

 

Список литературы

1. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. Резервы устойчивого развития экономики регионов// Регион: ресурсы местного саморазвития/ Науч. ред. Ю.П. Алексеева, Б.Е. Шпилева. М.: Изд-во БСТ, 2006.

2. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М., Экономика, 2004.

3. Голдман М.А. Менеджмент и устойчивый экономический рост// Проблемы теории и практики правления.- 2005.- №4.

4. Голубков E.П. Маркетинг. М., Экономика-Дело, 2004.

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2006.

6. Крылов И.В. Территориальный маркетинг. М.: Центр, 2006.

7. Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 2006. - № 4.

8. Лебедев О.Т. Филипова Т.Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие. - СПб.: Издательский дом "М и М", 2005.

9. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в Росии и за рубежом, 2005, ноябрь-декабрь.

10. Потер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под. ред. и с предисл. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 896 с

11. Розин А.С. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2005.


Информация о работе Классификация конкурентных преимуществ территории