Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 13:42, контрольная работа
Цель данной работы – анализ конкурентных преимуществ территории с точки зрения их классификации.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть конкурентоспособность территории;
- Охарактеризовать конкурентные преимущества территории;
- привести классификацию конкурентных преимуществ территории.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Уральский Государственный Экономический Университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Маркетинг территорий»
Вариант №16: «Классификация конкурентных преимуществ территории»
Выполнил:
Студент группы:
Проверил:
Екатеринбург
Содержание
Для России первостепенной становится задача повышения конкурентоспособности страны с опорой на рост эффективности деятельности территорий, регионов. В российских условиях принципиально важным является то обстоятельство, что главным фактором, требующим коренной ревизии региональной политики, является не специфика внутреннего развития, но внешние влияния на указанную специфику.
Относительно слабая изученность применения маркетинга территорий к российским территориям делает выбранную тему исследования актуальной.
Цель данной работы – анализ конкурентных преимуществ территории с точки зрения их классификации.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть конкурентоспособность территории;
- Охарактеризовать конкурентные преимущества территории;
- привести классификацию конкурентных преимуществ территории.
В данной работе будут рассмотрены вопросы классификации конкурентных преимуществ территории.
Конкуренция между территориями - это соперничество территорий друг с другом с целью привлечения к себе внимания потребителей территориального продукта, что выражается в притоке на территорию человеческих, финансовых, материальных, инновационных и других ресурсов [7].
Конкурентоспособность территории - обладание территорией свойствами, дающими ей возможность осуществлять действия, которые позволят быть успешными в данном состязании [5].
Конкурентные преимущества регионов любого крупного государства объективно проявляются и в условиях относительно закрытой экономики. Качество этой «закрытости» определяется сохраняющимся дисбалансом мировых и внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий, при этом государство по-прежнему бросает весьма значительные финансовые ресурсы на осуществление региональной политики. В этих условиях мы имеем примерно 25 кратные различия душевого ВВП в региональном разрезе. Рост экономической самостоятельности регионов потребует более тесной кооперации федерального центра и регионов в процессе выработки экономической политики. Только так можно будет соответствовать вызовам растущей конкуренции [7].
Конкурентное преимущество - это внешняя оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители. Это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (порой аналогичными) ресурсами. За территорией признается конкурентное преимущество, если территория обладает определенным превосходством над сопоставимыми территориями, своими прямыми (основными) конкурентами.
Конкурентные отношения между территориями возникают не потому, что этого хотят сами территории. Конкурентные отношения между территориями складываются по законам рыночной экономики в условиях ограниченного спроса на ресурсы территории со стороны ограниченного количества частных лиц, имеющих в собственности деньги, знания, опыт. В определенном смысле конкурентные отношения для территории это почти вынужденная реальность.
Конкурентоспособность территории следует оценивать через категорию конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность территории может быть выражена через наличие определенных конкурентных преимуществ территории, значимых для потребителя. Конкурентное преимущество – это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (если не сказать аналогичными) ресурсами.
Особенно это касается территорий опережающего развития или особых экономических зон, которые имеют особое значение для государственной инновационной политики.
Рассмотрим, например, особую экономическую зону «Титановая долина», которая находится на территории Свердловской области. Среди конкурентных преимуществ территории можно выделить: доступ к сырью, профильные кадровые ресурсы и специализированные учебные заведения, существующая необходимая инфраструктура, развитые логистические сети, экспортный потенциал будущих резидентов особой экономической зоны [12].
Регион обладает квалифицированным человеческим капиталом с высшим и среднеспециальным образованием в отраслях машиностроения, металлургии, электроэнергетики. Планируется подготовка кадров под требования проектов.
На расстоянии до 500 км от «Титановой долины» находятся основные предприятия по производству всех видов металлов:
- ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» – поставщик титановых деталей для таких компаний, как Boеing, Airbus, Rolls Royce, Goodrich, Embraer, GE.
- ОАО
«ЕВРАЗ Нижнетагильский
- ОАО
«Научно-производственная
- Группа «Уралхимпласт» [12].
За территорией особой экономической зоны закреплено название «Титановая долина», однако, это не ограничивает направления деятельности промышленных предприятий особой экономической зоны.
Конкурентоспособность территории определяется не только наличием конкурентных преимуществ территории, но и уровнем их использования, что находит отражение в качестве территориального менеджмента. В этом смысле вопрос неравенства между регионами - это во многом вопрос конкурентоспособности, это вопрос менеджмента. Территории, имеющие во многом схожие ресурсы, начинают отличаться друг от друга, прежде всего качеством менеджмента. Более высокое качество менеджмента создает в свою очередь предпосылки для возрастания технологической и социальной составляющей территории, за счет «перелива» финансовых, материальных, человеческих, инновационных ресурсов между территориями. Качественный менеджмент территории становится одним из конкурентных преимуществ территории и является одним из значимых элементов конкурентоспособности территории [11].
При конкурентном развитии территории местные органы управления стремятся обеспечить собственное динамичное устойчивое развитие, которое на долгосрочной основе формирует условия повышения доходов населения и бизнеса, функционирующего в муниципальном образовании (регионе), снижения уровня нищеты, стабилизации политических и социальных условий.
На этом основании выделяем конкурентные преимущества территории:
Основной упор делается на создание таких новых местных преимуществ, которые создают благоприятные условия для развития рыночной инфраструктуры, процесса инвестирования, снижения издержек производства и сбыта, повышения ассортимента продукции (рисунок).
С помощью анализа рыночного (конкурентного) профиля территории удается оценить относительную значимость для территории отдельных факторов среды. Каждому из них экспертным путем дается оценка его важности для территории (отрасли) – высокая, средняя, низкая – и уровня использования фактора (сильное, среднее, слабое) [11].
В рамках исследования рассмотрим вопросы, касающиеся классификации и оценки конкурентных преимуществ территории.
Классификация конкурентных преимуществ территории:
1) внутренние преимущества – это все характеристики территории, которые позволяют потребителю снизить собственные издержки производства, управления фирмой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ведения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как место постоянного или эпизодического проживания).
Например, в энергетическом комплексе Свердловской области происходят существенные качественные изменения. С каждым годом происходит снижение энергоемкости производства, диверсификация генерации по топливу, позволяющая обеспечить более надежное электроснабжение потребителей, системообразующая сеть и развитый сетевой комплекс также обеспечивают устойчивые связи и снабжение. В то же время, ведутся разработки и внедрение технологий в области возобновляемой и нетрадиционной энергетики (торф, мини ГЭС, ветровая энергетика, био- энергетика, отходы лесопереработки, тепловые насосы, солнечная энергетика) [13].
2) внешние преимущества - это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при проживании и/или осуществлении деятельности на территории и которые образуют ценность для потребителя территориального продукта. В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нужды потребителей.
Например, мощный промышленный комплекс, являющийся основой экономического потенциала Свердловской области, обладает рядом важнейших конкурентных преимуществ, которые укрупнено можно сформулировать следующим образом:
1. Улучшение
качественного содержания
2. Рыночный
потенциал промышленного
3. Формирование современных форм организации промышленного производства.
В промышленном комплексе Свердловской области активно идет процесс создания современных форм организации промышленного производства, таких как кластеры, холдинги, различные формы кооперационного взаимодействия.
4. Активная
инновационная динамика
5. Положительная
динамика роста
Представим характеристику видов конкурентных преимуществ территории, согласно их классификации в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация конкурентных преимуществ территории [10]
Внутренние конкурентные преимущества |
Внешние конкурентные преимущества |
Низкая стоимость природных ресурсов |
Наличие особых видов природных ресурсов |
Низкая стоимость рабочей силы |
Наличие специалистов с определенными умениями и навыками |
Хорошая транспортная доступность, развитие всех видов транспорта |
Наличие особых видов транспорта, например водная транспортировка |
Низкая арендная плата за использование муниципального имущества |
Наличие привлекательных для инвестиций производственных объектов |
Низкие коммунальные платежи |
Наличие на территории разных видов жилой застройки |
Низкий уровень конкуренции между хозяйствующими субъектами (низкие барьеры входа в отрасль) |
Наличие отдельных (значимых для потребителя) видов энергетических ресурсов, например природного газа |
Низкие налоги и сборы (за счет снижения ставки налога по региональным и местным налогам или сокращения суммы сбора) |
Наличие особых объектов муниципальной (собственности государственной, субъекта Федерации) собственности |
Развитие смежных отраслей, что позволит в рамках кластера отраслей снизить совокупные затраты |
Особое месторасположение территории, например приграничное положение со страной Европейского союза |
Низкая цена на энергетические ресурсы |
Наличие особых сегментов рынка, например ориентированных на качество товара |
Следует различать конкурентные преимущества внешние и внутренние. Внешнее конкурентное преимущество основывается на отличительных качествах производимых услуг, которые образуют ценность для их потребителей в целевом рыночном сегменте. Внутреннее конкурентное преимущество территории базируется на превосходстве состояния и развития факторов внутренней среды территории, формирующие ценовые преимущества и качественные характеристики производимых услуг [2].
Информация о работе Классификация конкурентных преимуществ территории