Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 13:42, контрольная работа
Цель данной работы – анализ конкурентных преимуществ территории с точки зрения их классификации.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Рассмотреть конкурентоспособность территории;
- Охарактеризовать конкурентные преимущества территории;
- привести классификацию конкурентных преимуществ территории.
Территории-конкуренты можно разделить на:
1) случайных конкурентов - любая территория, на которой возможно проживание и осуществление деятельности;
2) конкурентов, отвечающих на те же потребности - это более узкий круг территорий в целом схожих друг с другом; например, по месту расположения все территории Северо-Запада России могут рассматриваться по отношению друг к другу как территории-конкуренты, отвечающие на однотипные потребности по условиям проживания и/или осуществления деятельности;
3) основных конкурентов – они максимально схожи. Особое внимание следует обращать на такие факторы, как:
- месторасположение территории;
- административно-политический уровень (МО несопоставим с регионом);
- имеющиеся в наличии природные ресурсы;
- плотность населения и структура расселения по территории;
- основные виды деятельности, развитые на территории;
- производственная и социальная инфраструктура;
- формы социального партнерства и некоторые другие факторы.
Современная ситуация, характеризующаяся быстроизменяющимися технологиями, глобальной и региональной реорганизацией промышленного инвестирования и растущей конкуренцией среди регионов за жизненные ресурсы требует умения адаптироваться и формировать территориальную политику таким образом, чтобы результативно реагировать на изменяющиеся окружающие условия.
Конкурентное преимущество всегда является относительным, поэтому работу по поиску конкурентных преимуществ территории следует начать с ответа на вопрос: какая (какие) территории следует изучать в рамках сравнительного конкурентного анализа?
Только в сравнении с основным конкурентом можно объективно оценить собственные достоинства и недостатки, определить насколько переоценивает или, наоборот, недооценивает себя территория. Сравнение социально-экономического развития разных территорий позволяет, в том числе определить приоритеты развития [11].
Объектами сравнения территорий-конкурентов могут быть характеристики:
Необходимо обращать особое внимание на такие факторы внутренней среды территории как качество территориального менеджмента, которые могут оказаться критически важными, наиболее значимыми для успешного развития территории.
Проведение сравнительного анализа позволит выявить не только положительные характеристики территории, но и четко отразит те характеристики, по которым территория сегодня уступает своим основным конкурентам, и в каких видах деятельности конкуренты наиболее сильны и смогут удержать свои позиции.
Анализ может быть углублен с учетом целей выбора территории как места проживания, посещения и/или осуществления деятельности коммерческого (некоммерческого) характера [1, 2].
При проведении конкурентного анализа следует обратить внимание на конкурентные преимущества, которые могут появиться в будущем или, не являясь существенными сегодня, могут стать таковыми в перспективе. Важно опираться на такие конкурентные преимущества, которые есть или могут стать устойчивыми во времени. В основе устойчивых конкурентных преимуществ компаний могут быть как активы, так и компетенции. Внутренние конкурентные преимущества компании можно подразделять на две группы: технологические факторы и человеческие факторы. Создание условий развития, повышение квалификации работников, как одного из элементов внутренних конкурентных преимуществ, и позволяет достичь определенных «компетенций» в виде навыков, умений работников органов власти, являющихся основным субъектом территориального маркетинга. Отсутствие у сотрудников органов власти современных знаний, навыков, умений, компетенций не позволит территории, имеющей потенциально конкурентный территориальный продукт, выиграть в конкурентной борьбе. С другой стороны, относительно бедная с точки зрения конкурентных преимуществ территория в умелых руках квалифицированного управленца может стать привлекательной для потребителя территориального продукта и выиграть в конкурентной борьбе. Наличие у специалистов органов власти управленческих компетенций позволяет выиграть в конкурентной борьбе и обеспечить своей территории устойчивое конкурентное преимущество «не числом, а умением» [2].
При поиске и анализе конкурентных преимуществ территории можно анализировать разные капиталы: экономический, культурный, социальный, символический капиталы.
Оценка реальных и потенциальных ресурсов территории включает в себя предварительное изучение ситуации по следующим группам ресурсов:
- Природные. Минеральные, энергетические, рекреационные, прочие.
Ресурсы территории и недвижимости:
Наличие зонирования, готовность объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.
- Инфраструктурные. Транспортное положение, обеспеченность объектами транспортной структуры, средствами телекоммуникации, водо-, энергоснабжения, канализации и утилизации отходов.
- Финансовые. Все возможные источники средств - бюджет, внебюджетные средства города, коммерческие (банки), средства региональных и федеральных программ. Возможности привлечения заемных средств, денежные средства, находящиеся в распоряжении населения.
- Трудовые. Численность, половозрастной состав, численность и структура трудоспособного населения, профессиональный состав, образовательный уровень, стоимость рабочей силы, производительность труда.
- Организационные. Уровень территории территориального управления, наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут быть применены территорией (университеты, ассоциации, коммерческие палаты и прочее). Политические силы, которые могут содействовать или препятствовать развитию.
- Информационные. Существование территориальной упорядоченной маркетинговой информации. Готовность использовать ее для разработки плана развития территории и предоставления потенциальным инвесторам.
Для примера приведем машиностроительную отрасль и горно-металлургический комплекс в Свердловской области и других регионах.
Горно-металлургический комплекс, по сравнению с другими отраслями промышленности Свердловской области, обладает наиболее высоким уровнем конкурентоспособности. В Свердловской области выпускается более 10% общероссийского производства проката из черных металлов, более четверти стальных труб, на предприятиях области расположено треть действующих медеперерабатывающих мощностей России. По объемам производства глинозема и алюминия регион входит в первую десятку мировых лидеров. Свердловская область является мировым лидером по производству титанового проката. Продукция, выпускаемая на металлургических предприятиях Свердловской области, экспортируется в 86 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В машиностроительном комплексе рыночным потенциалом обладает, в первую очередь, энергетическое машиностроение. Областное энергетическое машиностроение, несмотря на имеющиеся проблемы и спад производства, произошедший в период острой фазы финансово-экономического кризиса, остается одной из немногих отраслей, глубоко интегрированных в мировой рынок. Конкурентоспособность некоторых видов оборудования на внешнем рынке по-прежнему достаточно высока, о чем свидетельствует и высокая доля экспортных заказов, которые в целом по отрасли составляют около 70%.
Перспективы внутреннего рынка атомного машиностроения в Российской Федерации определяются планами по завершению строительства и вводу в эксплуатацию к 2015 году шести новых энергоблоков мощностью до 6 ГВт на действующих атомных станциях (Ростовской, Ленинградской, Тверской, Томской, Балтийской, Белоярской), что обеспечит средний темп роста мощности 0,7 ГВт, а электроэнергии – до 5% ежегодно.
Несмотря на значительные конкурентные преимущества, промышленный комплекс Свердловской области имеет ряд нерешенных задач, относимых к внутренней среде. К внутренним сдерживающим факторам относятся следующие.
1. Высокие
риски, связанные с утяжеленной
структурой промышленности
Серьезный перекос в сторону базовых отраслей в структуре промышленного производства Свердловской области обусловил достаточно высокий коэффициент структурной неравномерности в промышленности, рост которого наблюдается в динамике. Опираясь на существующие производительные силы, в краткосрочный период Свердловская область объективно будет поддерживать развитие наиболее конкурентоспособных отраслей, в частности металлургию, и тем самым усиливать зависимость экономического роста от них, а налоговых поступлений – от конъюнктуры мировых рынков металлов, поскольку каждый четвертый рубль налоговых доходов получен от металлургии.
2. Снижение
качества технологической базы
промышленного производства и
эффективности ее
3. Устаревшие
ориентиры инновационной
4. Высокая
себестоимость продукции
Территориальная удаленность Свердловской области на север и климатические условия осуществления хозяйственной деятельности приводят к объективным потерям в эффективности производства. Это является одной из главных причин высоких удельных затрат энергии на единицу выпускаемой продукции.
5. Нарастающий
дефицит
Для промышленного комплекса Свердловской области продолжает оставаться актуальным вопрос дефицита отдельных квалифицированных групп работников по отдельным видам производств. Подготовка кадров для традиционных производств с освоенными технологиями ведется в достаточно хорошем режиме. Однако новые современные рабочие места требуют от работников обязательного профессионального образования, в отдельных случаях узко специализированного.
6. Пространственное
размещение промышленного
7. Высокая
антропогенная нагрузка на
8. Недостатки
нормативно-правового
В настоящее время, как на федеральном уровне, так и на уровне области существующие институты представляют собой либо механически перенесенные зарубежные аналоги, либо сформированные на этапе переходной экономики. Это создает дополнительные барьеры и ограничения, а также неформальные практики в процессе технологической модернизации промышленных предприятий. Несовершенство промышленной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне крайне негативно влияет на инвестиционную привлекательность промышленных предприятий.
На предварительном этапе разработки стратегии развития конкурентоспособности территории необходимо выделение конкретных действий по инвентаризации состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации, а также по учету материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов, которыми располагает или которые может реально привлечь территория на стратегические цели своего развития.
Применение модели развития конкурентного преимущества территории основано на акцентировании влияния политики местных органов власти на вышеописанные составляющие. Априори от местных властей требуется инвестировать в создание тех факторов, которые, прежде всего, развиты (образование, инфраструктура, наука). Особая значимость принадлежит функции местных органов власти по улучшению качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), не препятствование иностранным конкурентам. Местные органы власти должны активизировать стратегическую функцию поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности предприятий, расположенных территориально.
Государственная региональная политика должна содержать как минимум 2 основных аспекта:
1) это должны быть действия федерального уровня, которые явно доказывали бы субъектам Федерации, что только благодаря сотрудничеству между Федерацией и субъектом (вертикаль сотрудничества), а также сотрудничеству между территориями (горизонталь сотрудничества) можно достичь большего уровня конкурентоспособности в условиях мировой интеграции и глобализации экономических и социальных процессов.
Информация о работе Классификация конкурентных преимуществ территории