Классификация тары и упаковки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время для упаковки продовольственных и непродовольственных товаров используются такие упаковочные материалы, как пергамент, картон, целлофановая плёнка, полиэтиленовая пленка, полиэтиленцеллофановая пленка, термоусадочная пленка, алюминиевая фольга, луженая жесть, прессованный и листьевой полиэтилен, пенопласт, дерево, синтетическая сетка и т.д.
Полимерные материалы имеют существенные преимущества перед традиционными (древесина, картон, бумага, стекло, металлы). Это обусловлено их низкой плотностью, высокой удельной прочностью, химической стойкостью и долговечностью. Применение полимерных материалов позволяет с наименьшими издержками механизировать и автоматизировать технологические процессы, совместить процессы изготовления и упаковывания продукции, снизить затраты материалов, и энергии.

Файлы: 1 файл

Тара и упаковка.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

В  настоящее время  для упаковки продовольственных  и непродовольственных  товаров  используются  такие упаковочные  материалы, как пергамент, картон, целлофановая  плёнка,  полиэтиленовая пленка, полиэтиленцеллофановая пленка, термоусадочная пленка, алюминиевая фольга, луженая жесть,  прессованный и листьевой полиэтилен, пенопласт, дерево,  синтетическая сетка и т.д.

Полимерные  материалы имеют существенные преимущества перед традиционными (древесина, картон, бумага, стекло, металлы). Это обусловлено их низкой плотностью, высокой удельной прочностью, химической стойкостью и долговечностью. Применение полимерных материалов позволяет с наименьшими издержками механизировать и автоматизировать технологические процессы, совместить процессы изготовления и упаковывания продукции, снизить затраты материалов, и энергии.

Упаковкой  принято называть средство или комплект средств, обеспечивающих  защиту продукции от воздействия окружающей среды (для вредных товаров, наоборот, защиту окружающей среды), от повреждений и потерь, а также облегчающих транспортирование, хранение  и реализацию продукции.

Тара является важнейшим, а иногда  и единственным, элементом упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции, выполненное в виде открытого или замкнутого полого корпуса. С целью придания упаковке новых свойств и качеств используют вспомогательные упаковочные средства: крышки, пробки, этикетки, прокладки, решетки, вкладыши, стяжные и липкие ленты, покрытия, обертки и т.д.1

 

 

 

Классификация тары и упаковки

 

Основными признаками, по которым  классифицмруют тару и упаковку, являются их назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.

По назначению тару и упаковку можно  разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

Потребительская тара и упаковка предназначены для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную  собственность потребителя. Потребительская тара и упаковка, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.

В зависимости от применяемого материала полимерная тара и упаковка бывают полиэтиленовые, полистирольные, поливинилхлоридные и т.д. Если для изготовления тары или упаковки применяют несколько видов упаковочных материалов, то такую тару или упаковку относят к комбинированной.  По конструкции потребительскую тару подразделяют на коробки, бутылки, банки, флаконы, тубы, стаканчики, пакеты, пеналы, сетки, мешки. Дополнительными конструктивными признаками являются стабильность размеров (жесткая, полужесткая и мягкая тара и упаковка), форма (прямоугольная, цилиндрическая плоская, конусная и т.д.), герметичность (открытая, негерметичная, герметичная изобарическая упаковка), компактность (неразборная, разборная, складная упаковка). В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, клееную, плетеную, сварную тару и упаковку.

Последовательное  использование приведенных классификационных признаков при подборе упаковки и тары, необходимой для каждого конкретного продукта, позволяет определить материал, конструктивное исполнение и технологию изготовления, выработать необходимые требования и условия.

Фасовку и упаковку жидких пищевых продуктов производят в несколько видов тары: пленочные материалы, бумажные трехслойные пакеты («тихие» жидкости) и ПЭТ-бутылки («тихие» и газированные жидкости). Желеобразные и вязкие продукты упаковывают в стеклянную тару и пластиковые стаканчики. Фасовка и упаковка сыпучих продуктов с размером частиц 0,02—0,6 мм (какао, молочный и яичный порошок, мука, порошковые смеси и др.) осуществляется в несколько видов тары — бумажную, полипропиленовую, тканевую. Сыпучие пищевые продукты с размерами в пределах 0,6—6 мм, такие, как соль, сахарный песок, макаровные изделия, а также различные крупы (рис, горох, гречиха, пшено) и т.п., чаще фасуют в полипропиленовую упаковку. Сыпучие весовые и мелкоштучные пищевые продукты с размером частиц более 6 мм (орехи, сухие завтраки, карамель, чай, кофе, замороженные продукты) можно упаковывать в бумажные и тканевые мешки, а также в полипропилен.2

 

Стеклянная и металлическая тара

 

Стеклянная тара. Не многие знают, что в начале XX в. Россия была безусловным лидером в Европе по производст 
ву стеклянной тары и поставляла стеклянные бутылки для напитков во многие страны. В последнее время в нашей стране наблюдаются тенденции к возрождению стеклотарного производства.

Стекло, как упаковочный материал, переживает сейчас трудные времена из-за того, что на крупных потребительских рынках напитков, особенно в развивающихся странах, в том числе в России, прочно внедряется тара из пластиков. При этом некоторые западноевропейские упаковщики после экспериментов с пластмассой вновь возвращаются к стеклу. По мнению экспертов, в XXI в. стеклянная упаковка должна очень сильно обновиться. 
В некоторых областях стекло традиционно считается незамени 
мым. Например, не многие захотят покупать хорошее вино или 
дорогие духи в пластмассовой упаковке.

В стеклянные бутылки в настоящее время разливают пищевые жидкости (пиво, алкогольные и безалкогольные напитки, соки и проч.) и непищевые (химические, лакокрасочные и другие растворы).3

 

Металлическая тара, используемая на предприятиях торговли, разнообразна по виду - банки, фляги, ящики, корзины, контейнеры, гастрономические емкости и проч. - и назначению. Такая тара может быть предназначена и для непосредственной реализации продуктов, и для их хранения и перемещения по территории торгового предприятия, а также вне его (например, для доставки на предприятия торговли).


Металлическая банка (жестебанка) используется для непосредственной реализации (продукт внутри), и предназначена для хранения и реализации продуктов с увеличенным (по сравнению с продуктом в традиционной упаковке) сроком хранения. В банках  в реализацию поступают мясные и рыбные консервы, молочные продукты (например, сгущенное молоко), натуральные соки и мякоть фруктов, жир топленый, пиво, алкогольные и безалкогольные напитки, другие продукты длительного хранения. Металлические банки являются потребительской тарой, соответствующей санитарным и эстетическим требованиям.

Фляги предназначаются для перевозки жидких продуктов от предприятия-изготовителя до торгового предприятия гужевым, автомобильным и железнодорожным транспортом. Во флягах перевозят, например, молоко, сливки, подсолнечное масло и другие продукты. Их также широко применяют для хранения и охлаждения молока и сливок. Они должны герметически закрываться, быть удобными для переноски, погрузки, выгрузки и мойки, прочными и гигиеничными.

В ящиках и корзинах на предприятия торговли доставляются продукты в индивидуальной упаковке (например, молоко в пакетах).

В контейнерах доставляются такие продукты, как хлеб, кондитерские изделия и др., которые размещаются в гастрономических емкостях.

 

Алюминиевая фольга и пергамент

 

           Для крупноштучных продуктов в качестве упаковочного материала используются алюминиевая фольга ФГ и ФЛ и пергамент марок В и В-50. Они необходимы для расфасовки и упаковки различных вязких  продуктов в брикеты. (Например, творог, творожные массы, масло,  мясной фарш, дрожжи и др.).4

 

Полимерная упаковка

 

            Полимерная упаковка для фасовки  различных товаров может производиться непосредственно фасовочным аппаратом или поступать в аппарат в готовом виде (пакеты, стаканчики, коробки и т.д.). В первом случае фасовка на аппарате называется «в формируемую упаковку», во втором - «в готовую упаковку». Как формируемая, так и готовая упаковка изготовляются из рулонных или листовых полимерных пленок различной толщины. Данные пленки применяются в основном для упаковки пищевых продуктов, таких, как коротко нарезанные макаронные изделия, различные крупы, орешки, семечки, чипсы, кукурузные палочки, кондитерские и хлебобулочные изделия, чай, кофе в зернах и др. Продукты, упакованные в такую пленку, сохраняют свежесть, органолептические характеристики в течение гарантированного срока хранения.

Упаковка в термоусадочную пленку — современный вид упаковки крупноштучных товаров.

Российские машиностроители выпускают  широкий ассортимент упаковочного оборудования для упаковки различных товаров в термоусадочную пленку. Одним из самых известных из них является московский завод упаковочных машин «Термопак». Пленку термоусадочную применяют в качестве упаковочного материала для групповой упаковки бытовых аэрозолей, напитков (в полиэтиленовых, стеклянных и металлических бутылках и банках), а также для единичной упаковки хлеба и хлебобулочных изделий, комплексных пищевых наборов (мясо- и птицепродуктов и др.), овощей и фруктов, кондитерских изделий и многого другого. При этом для групповой упаковки и упаковки таких продуктов, как мясо, птица, кондитерские товары и некоторые другие, продукция предварительно укладывается на специальную подкладку -подложку из гофрированного картона или из полимерных листовых и газонаполненных материалов (вспененный полистирол). Подложка служит жестким дном блочной упаковки и может выполнять функцию сборника влаги для некоторых пищевых продуктов. При использовании высококачественной подложки можно применять более тонкую упаковочную пленку.

В торговле широко распространены жидкие, вязкие, мелкоштучные пищевые продукты, фасованные в полимерные бутылки, стаканчики, коробки и проч., которые фасуются в готовую полимерную упаковку. 5

 

Вакуумная упаковка

В любом торговом предприятии приходится сталкиваться с проблемой упаковки и долговременного хранения пищевой продукции. Пищевые продукты, подвергаясь воздействию микроорганизмов и ферментов, в считанные часы могут потерять вкусовые и пищевые свойства или просто стать непригодными к употреблению.

Во всем мире завоевал популярность вакуумный  способ упаковки пищевой продукции. Такая упаковка позволяет сохранить свежесть, вкус и запах продуктов, а также значительно продлить сроки их хранения. Вакуум не допускает окисления продукта на воздухе. Продукты можно упаковывать с применением модифицированной атмосферы, например азота, углекислого газа, выполняющих функцию консерванта.

При вакуумном  способе продукция упаковывается  как в жесткую герметичную тару (бутылки и банки стеклянные и металлические), так и в полимерные пленки (наиболее распространены для вакуумной упаковки нейлон, полиэтилен, криовак). Таким образом, существуют два вида вакуумной упаковки - вакуумные пакеты и готовые контейнеры. В зависимости от вида материала герметизация вакуумной упаковки производится или термосваркой (для полимерных пленок), или механическим способом (закручивание крышки, зажим клипсы и т.п.). Для вакуумной упаковки твердых сыров, мясной продукции, птицы, рыбы, овощей и проч. применяют пленку полиэтиленцел-лофановую (ПЦ), изготовляемую путем нанесения расплава полиэтилена на поверхность целлюлозной пленки (целлофан).6

 

Специальные виды тары и упаковки

Фирмы, доставляющие готовые  обеды в офисы, а также уличные торговцы сталкиваются с проблемой транспортирования подогретого или охлажденного продукта. Например, для того чтобы привезти два десятка брикетов мороженого в торговую точку, нецелесообразно нанимать рефрижераторный транспорт, а приобретать для этих целей мини-холодильник с автономным исочником питания — дорого. Термоконтейнеры — оптимальное решение задачи транспортирования небольших объемов продуктов. Термоконтейнер не имеет холодильного агрегата или нагрева тельных элементов, поэтому продукт в него помещается предвари тельно охлажденный или нагретый.

Текстильные термосумки являются разновидностью термоконтейнера для торговли вне предприятия (в транспорте или летом на пляже). Металлизированная ткань внутренней поверхности крышки способствует сохранению «климата» внутри нее на протяжении 10 ч. У текстильной термосумки небольшая масса, ее легко переносить или перевозить.

Для транспортирования жидкостей (например, горячего кофе или охлажденного чая) предназначен особый вид термоконтейнеров. Они снабжены краником для розлива с непрерывным или порционным режимом подачи. Кофе при таком термостатировании сохраняется горячим без подогрева и потому не теряет аромата.

Автотермоконтейнер имеет встроенный в дверцу или стенку автомобиля термоэлемент, может работать в режиме обычного холодильника, питаясь энергией от автомобильного двигателя. Такое оборудование охлаждает продукт на 18 °С ниже температуры окружающей среды или нагревает до +60 °С.

Упаковку Active Colour, которая меняет цвет, если продукция испорчена или истек срок ее хранения, разработала группа европейских ученых и производителей упаковки. Технология новинки основана на методе флексографии («впечатывания»). Специальные микрокапсулы, содержащие цвет, «впечатываются» в поверхность упаковки. В случае порчи замороженных продуктов или повторной их заморозки «умная» упаковка становится красной.

 «Умная»  упаковка, чувствительная к температурным изменениям, не позволит недобросовестным продавцам и производителям продукции сбывать подпорченный товар.7

 

Упаковка и экология

В последние годы в России наблюдается  быстрый рост производства фасованной продукции (особенно продуктом питания), упаковка которой имеет очень короткий срок службы. При этом, как известно, около 40% твердых бытовых отходов (ТБО) любого города составляют отходы упаковки. Дискуссии o том, что делать с ТБО, уже не первый год идут в России, но проб-лема приобретает все большую остроту. Под мусор отчуждаются пахотные земли, а главное - из-за него все более ухудшаются состояние среды обитания, санитарно-гигиеническая обстановка.

Предлагаются самые разные пути решения, и чаще других - вариант уничтожения мусора на мусоросжигательных заводах (МСЗ). Однако метод полного сжигания ТБО прежде всего неэкологичен из-за опасного уровня выбросов сверхтоксичных диоксинов, главными поставщиками которых являются стихийные источники сжигания и МСЗ; газовые выбросы, зола и стоки МСЗ содержат немало других вредных компонентов. Кроме того, метод чрезвычайно дорог, неэкономичен, причем не только по затратам на строительство МСЗ, но и в эксплуатации с соблюдением всех санитарных норм. Важно отметить, что в развитых странах сжигают далеко не все подряд, а лишь то, что остается после сортировки и утилизации.

Появление крупных полигонов захоронения ТБО было вызвано необходимостью отложить вопросы переработки мусора до лучших времен, пока не появятся новые, экономичные технологии утилизации. Известно, что стоимость сжигания 1т мусора по меньшей мере вдвое выше стоимости его захоронения. В российских условиях затраты на сжигание перекрывают затраты на захоронение в 4-5 раз.

Информация о работе Классификация тары и упаковки