Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:03, реферат
Маркетинг - деятельность по изучению рынка, управлению и регулированию производства и сбыта товаров и услуг на основе информации о конъюнктуре рынка. Последняя охватывает сведения о положении товара на рынке и внешних факторах: поведении потребителей, конкуренции, достижениях и технологических нововведениях, действиях правительства и законодательных актах, средствах массовой информации, состоянии и прогнозах развития экономики, уровне инфляции, динамике издержек производства и пр.
Маркетинговые исследования являются основой для непосредственного влияния на: внешний вид; цену продукции; параметры производства и сбыта (размер и место продаж, каналы сбыта и вид транспорта, поставщики, посредники и др.); условия продвижения товара (реклама, стимулирование сбыта и пр.).
Наиболее широко применяется моделирование,
обобщающее, объясняющее и прогнозирующее
поведение потребителей. Большинство
известных моделей
Методы сбора вторичных
Можно выделить два основных типа анализа: традиционный, классический и формализованный, количественный (контент-анализ). Традиционный анализ - это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователя в каждом конкретном случае точки зрения. Традиционный анализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, прослеживает генезис этих мыслей и идей, выясняет логику их обоснования, взвешивает вытекающие из них следствия, выявляет логические связи и логические противоречия между ними, оценивает их с точки зрения маркетинговых позиций.
Внешний анализ - это анализ контекста
документа в собственном смысле
этого слова и всех тех обстоятельств,
которые сопутствовали его
Внутренний анализ - это исследование содержания документа. По существу вся работа маркетолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности и приводимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.
Формализованный анализ - желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ).
Контент-анализ - это техника выделения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста.
5.ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ рынков сбыта конечной продукции
осуществляется в следующем порядке: определение структуры потребления
продукции, анализ и прогноз изменения
спроса на продукцию, анализ структуры
и динамики производства продукции, определение
структуры и степень удовлетворения будущего
спроса, анализ ресурсной базы производства
и установление потенциальных рынков
сбыта. Для того чтобы провести анализ
динамики спроса, необходимо выполнить
общую сегментацию рынков сбыта данного
вида продукции. В основу сегментации
закладывают критерии по типам потребителей
и способам потребления продукции. Однако
определение существующего спроса на
продукцию еще не дает ответа на вопрос,
каковы дальнейшие перспективы сбыта
продукции в том или ином регионе.
Необходимость комплексного анализа взаимодействия предприятия с внешней средой и быстрой его ориентации и переориентации в темпе развития рынка в стране выдвигает принципиально новые взаимосвязанные социально-экономические вопросы: конъюнктуры рынка, ее изучения, исследования, анализа и прогнозирования развития, с одной стороны, и техникоэкономические возможности самих производителей и их развитие, с другой. Основой эффективного функционирования современных предприятий является постоянное изучение рынков сбыта своей продукции и рынков сырьевых и материальных ресурсов для обеспечения своей производственной деятельности с другой. В общем случае рынки для предприятия разделены на две большие группы. В первую включаются те, по отношению к которым предприятие является покупателем, а во вторую группу те, по отношению к которым предприятие является продавцом.
Принципиальное различие между
покупателем и продавцом
Деление рынков на рассмативаемые
группы является в известной степени
условным, так как существуют бесконечно
сложные взаимосвязи между
Осложнение этих процессов для предприятия усугубляется отсутствием эффективных методов и способов оценки и анализа развития товарных рынков в оперативном режиме. Современные гиганты с определенными способами функционирования оказались неприспособленными к гибкой работе с внешней средой ни информационно, ни методически. В связи со сложностью многофакторного анализа развития рассматриваемых рынков и необходимостью анализа их по широкому перечню товаров предприятия необходима большая и систематическая работа по сбору, упорядочению и обработке исходной информации. Для этого в первую очередь рынок конкретного товара должен быть четко разделен на внешний и внутренний.
Каждый из них имеет свои особеннности и требования к товару, его конкурентоспособности, уровню цен, сервисному обслуживанию, рекламе и т.д. Принципиальные различия существуют также между рынками товаров народного потребления (ТНП) и рынками товаров производственного назначения (ТПН), которые необходимо учитывать при обработке методик и анализа. Каждый из рассматриваемых рынков может быть также текущим, на котором предприятие работало или работает, и перспективным, на котором планирует работать. Чтобы определить свои позиции на рассматриваемом рынке или его сегменте, предприятие должно знать долю своего участия в нем и динамику ее изменения за последние несколько лет. Если эта доля постоянно увеличивается на протяжении длительного периода времени, для предприятия важно проанализировать соответствующую стадию жизненного цикла товара (ЖЦТ) на рассматриваемом рынке и, не дожидаясь резкого спада, вовремя вести параллельную его переориентацию либо на другие рынки сбыта, либо приложить дополнительные усилия для сохранения своих позиций для дальнейшего роста своей доли на данном рынке, либо выбрать иную стратегию. При анализе рынка важно также соизмерить реальную емкость рассматриваемого рынка (реальное потребление) с его потенциальной емкостью (потенциальным потреблением) по товарам данного назначения, а, следовательно, определить уровень удовлетворения спроса на товары данного назначения на данном рынке. Именно по этому показателю предприятию удобнее всего ориентироваться при выработке стратегии своей товарной политики и перспективы работы на данном рынке.
В реальной жизни практически невозможно создать товар для любого потребителя, поэтому покупателей обычно группируют по некоторым признакам и называют это сегментацией. В зависимости от конкретных целей анализа укрупнено можно произвести, например, сегментацию рынка по делению на покупателей ТПН и покупателей товаров индивидуального назначения или ТНП. Последний значительно более сложный объект сегментации, учитывающий множество факторов: демографическую ситуацию (проживание в крупном или маленьком городе, селе и т.д.), возраст, пол, семейное положение, размер семьи, профессию, образование, материальное положение и т.д. Сегментацию можно проводить и по территориальному признаку: страна, область, район, город, регион города и т.д., а также изучать по нему динамику потребления любого товара. Точных правил сегментации не существует. Каждое предприятие в зависимости от товара и иных обстоятельств должно вырабатывать собственную стратегию.
Смысл же трудоемкой и требующей определенных финансовых затрат политики сегментации рынка заключается в том, что продавец не распыляет свои усилия, а концентрирует их на более перспективном для него сегменте.
Таким сегментом считается
тот, в котором находится примерно
20% покупателей одного рынка, приобретающих
80% предлагаемого предприятием товара.
Найти хорошую сегментацию, как
считают современные
После проведения предприятием сегментации определяются альтернативные потенциальные рынки, на которых оно работало или могло бы работать. Например, если рассматривать товары производственного назначения (ТПН), то в качестве рынков имеются в виду конкретные потребители товара, которые делятся на текущие и перспективные. Необходимо отметить, что в процессе становления отечественного рынка сложившаяся структура потребителей ТПН для предприятий-производителей будет постоянно меняться. Те предприятия, которые раньше считались постоянным потребителем товара, могут перейти в разряд разовых или вообще постепенно выбывать из этого общего списка. Но поиск перспективных потребителей и рынка, оценка из перспективности должны стать неотъемлемой и постоянной составляющей маркетинговой деятельности предприятия.
В общем случае методика исследования и комплексного анализа рынков сбыта товаров предприятия имеет следующие этапы:
этап. Разработка маркетинговой стратегии предприятия по работе на рынках определенных товаров. На этом этапе особое значение имеют: - анализ политической и экономической ситуации в стране; - определение перечня рынков сбыта товара; - классификация рассматриваемых рынков в соответствии с особенностями работы на них и т.д.
этап. Общий качественный анализ рынков. Этот этап включает в себя: - определение перечня альтернативных рынков товара предприятия по группам; - определение набора показателей, используемых для качественного анализа рынков по группам; - расположение этих показателей в порядке значимости для предприятия в рассматриваемый момент; - экспертная оценка каждого из рассматриваемых показателей (факторов) по системе "+" или "-" , или в балльной оценке; - определение суммарной оценки качественных показателей по рынкам (внутри групп); - ранжирование рынков по их значимости (эффективности) для предприятия по качественным показателям.
этап. Количественный анализ
рынков по абсолютным показателям. Здесь
предполагается: - определение набора
абсолютных показателей, используемых
для качественного анализа рынк
этап. Количественный анализ рынков по относительным показателям. Он включает: - определение набора относительных показателей, используемых для количественного анализа рынков по группам; - расположение их в порядке значимости для предприятия в рассматриваемый момент; - сравнение этих показателей по отдельным группам рынков и проверка на соответствие условиям эффективности (значимости рынков для производителя); - ранжирование рынков по их эффективности (значимости для предприятия).
этап. Комплексный анализ рынков сбыта товара. Этот этап состоит из: - сопоставления результатов, полученных на 2, 3, 4 этапах анализа; - разработки системы приоритетных показателей в случае получения сильных расхождений на предыдущих этапах; - ранжирования рынков по совмещенной системе показателей и сравнения с результатами, полученными от сопоставления результатов 2, 3 и 4 этапов анализа; - отработки предварительных рекомендаций о работе предприятия на рынках.
этап. Принятие решения
о работе предприятия на рынках с
учетом использования производственных
мощностей предприятия. На этот этапе:
- сопоставляются результаты анализа
рынков с производственными
Качественный анализ рынков предприятия должен содержать перечень основных преимуществ и трудностей работы на них. Он проводится для того, чтобы сразу можно было ограничить круг наиболее важных для предприятия рынков с целью сосредоточить усилия на детальном исследовании последних. Если предприятие в качестве маркетинговой стратегии выбирает максимальное расширение рынков сбыта, то в этом случае особенно важно соизмерить его реальные и перспективные производственные возможности с осуществлением этой политики. Альтернативными рынками для товара являются те, у которых прогнозируется общая перспективная тенденция повышения спроса на него. Если такой тенденции нет, то рынки в группу перспективных для дальнейшего анализа не включаются. Эффективность рынков в текущем периоде совсем не означает дальнейшую их перспективность, поэтому условия эффективности рынков рассматриваются самостоятельно, а потом учитываются при решении вопроса о их перспективности. Система показателей и приоритетов выбора различных рынков не может быть отработана для всех предприятий и на все случаи.
6. Анализ товарного рынка РФ.
В Комплексной
программе развития инфраструктуры
товарных рынков в Российской Федерации
на 1998—2005 годы, одобренной постановлением
Правительства РФ от 15.06.1998г. № 593,
Товарный рынок рассматривается как система
субъектов и их отношений (производителей,
потребителей, посредников и организаций,
обеспечивающих их взаимоотношения), целью
которых является обеспечение обращения
товаров конечного потребления и производственно-технического
назначения.
Товарный рынок принято подразделять
на различные секторы.
К потребительскому рынку предлагается
относить рынок продовольствия, социально
значимых товаров и лекарственных средств
(постановление Правительства РФ от 12.10.98
№ 1190 «О мерах по стабилизации потребительского
рынка Российской Федерации»).
Коммерческое право регулирует деятельность
национального товарного рынка.
Товарный рынок образуют взаимосвязанные
действия изготовителей товаров, оптовых
торговых и посреднических организаций
по реализации товаров, а также розничных
торговых и иных организаций и индивидуальных
предпринимателей, приобретающих товары
для предпринимательских и производственных
целей либо для обеспечения собственной
деятельности.
Совершенствование структуры товарного
рынка осуществляется при прямом воздействии
права. Имеются различные федеральные
законы, указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ по вопросам построения
в России системы рыночных экономических
отношений, формированию товарного рынка.
Некоторые правовые акты носят разносторонний,
комплексный характер.
Информация о работе Комплексное исследование товарного рынка