Компромат и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:53, реферат

Описание работы

Компромат (он же диффамация) — главный прием «черного»PR— согласно определению, распространение порочащих сведений, которые могут даже и не носить клеветнического характера . Чаще всего помещение правдивой информации о человеке в невыгодный для него контекст. Происходит от латинского defame (порочу). В политике носит характер доноса, скажем, в момент, когда ситуация вокруг выборов колеблется.

Файлы: 1 файл

компромат.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

-              порочащих материалов, способных помешать карьере или бизнесу объекта (скрываемые факты биографии, утаиваемые ошибки и упущения в работе, поддельные дипломы, хищение служебной информации, различные злоупотребления и преступления, сомнительные связи, моральная нечистоплотность и прочее);

-              компрометирующих данных, могущих испортить отношения со значимыми лицами (их очернение или же предательство потеря личной репутации, «грехи» близких людей);

-              скандальных фактов, явно способных загубить личную жизнь (порочащие интимные связи, шокирующие поступки);

-              очерняющих материалов на близких для объекта лиц (некую женщину, близких друзей)

-              реальных или сфабрикованных компрометирующих данных сугубо уголовного характера.

Удар по одной зоне чувствительности обычно переносится и на другие зоны. К примеру, компрометация на работе способна привести и к ухудшению отношений со значимыми лицами (в виду потери репутации), и к краху в личной жизни (из-за утраты социального статуса).

Определение людей, которым с точки зрения объекта предельно нежелательно знать очерняющие его данные.

Во время подготовки к компромату, необходимо четко уяснить, кому по мнению объекта знать данный компромат предельно нежелательно (начальству на работе, значимым лицам, скандальным журналистам, жене, друзьям и недругам, потенциальным врагам, органам налоговой полиции, внутренних дел и службы безопасности, широкой общественности) и акцентировать возможность попадания материала именно в те руки. Если материал предназначается широкой публике, то важно понять масштаб географического охвата (город, область, страна). Нельзя забывать про правило: чем выше политическая фигура, тем шире география распространения.

Подбор и оформление компромата, включая разработку и проведение акций, дискредитирующих объект

Факты нацеленные на компрометацию объекта бывают:

-              полученными в ходе разработки человека;

-              предполагаемыми, но никем не подтвержденными;

-              частично или же всецело сфабрикованными, но в общем-то правдоподобными;

Задействование каждой из этих групп имеет собственные особенности:

-              полученные факты должны быть по возможности задокументированны;

-              (аудио- и видеозаписи, схемы и фотографии, копии важных бумаг, свидетельства определенных лиц), чтобы не вызывать ни у кого оправданных сомнений;

-              предполагаемые факты выводятся на основании побочных данных и применяются чаще всего как дополнительные;

-              искусно сфабрикованные факты изготовляют выхватыванием из контекста действительных высказываний и поступков индивида со специфичной их интерпретацией, смещающей акцент в нужную сторону;

Добавленные вымышленные факты в свете предшествующих истинных кажутся очень реальными (добавленные факты могут быть и подлинными, но извлекаемыми из другого времени и ситуаций; довольно перспективен такой вариант, когда фон обеспечивают вымышленные факты, а реальные оказываются при этом компроматом);

-              сфабрикованные факты являют оптимальный вид компромата, если в прошлом и в настоящем данного человека не видно явных «зацепок» или нет времени (либо возможностей) на скрупулезную проверку его жизни. Тип инспирированного факта зависит от психофизических особенностей объекта, его привычек, обстановки, возможностей манипулятора и намечаемого направления компрометации, учитывая, что «пугающее» одного может совсем не волновать другого. Некоторые из инспирированных фактов удобны в качестве удерживающих и дополняющих, причем все они должны быть четко зафиксированы и задокументированы.

Определение тактики и стиля компрометирования

Тактика компрометирования - это где и как предполагается распространять материал: в электронных СМИ или на улице, при помощи фото, видео, аудио, текстовых документов. Чем тщательнее будет спланирована схема реализации, тем эффективнее и бюджетнее получится компромат. Стиль компрометирования - это язык и творческая составляющая, с помощью которых преподносится материал: например, коллаж фотографий объекта с криминальным боссом, сопровождающийся риторическими вопросами тизерами.

Планирование и моделирование эпизодов по распространению компромата

Обнародование компрометирующих материалов осуществляется по разным схемам.

1) Графический/Текстовой  компромат

-              Можно распространять в виде листовок на остановках, заборах, стенах домов, подъездных дверях, в почтовых ящиках и т.п.;

-              При помощи интернет технологий (отправка по электронной почте, сообщений в социальных сетях и т.д.);

-              Письма, адресованные жителям домов.

2) Видео/Аудио компромат

-              Распространяется в СМИ (телевидение, интернет, радио, традиционная реклама);

-              Подбрасывается на информационных носителях (диск, флешка).

Политический компромат важно распространять ночью, чтобы не было очевидцев содеянного, при помощи подставных или третьих лиц, не осведомленных о заказчиках. Не менее важным является день распространения. Во время избирательной кампании распространять компромат лучше в ночь перед выборами или за день до них. Это позволит сохранить в голове «яркие» картинки и образы компромата, с которыми электорат пойдет голосовать на избирательные участки.

Компромат против чиновников распространяют в соответствии с целевой аудиторией, географией, и временем деятельности объекта.

После того, как составленный компромат успешно распространен, необходимо произвести предварительную оценку его эффективности, позволяющей выявить, насколько сильно воздействует собранный материал и как на него реагирует аудитория. 

 

1.5. Оценка эффективности  копромата               

 Эффективность любого  копромата будет зависеть от  совокупности подготовительных  мероприятий по его сбору, составлению  и выбора цели, которой он должен  достигнуть. На современном этапе  развития политических отношений  компромат, как правило, преследует  пять основных целей:

1.            Снятие с выборов;

2.            Проигрыш на выборах;

3.            Выход из политической элиты;

4.            Снятие с должности;

5.            Подрыв политического авторитета.

Достижение поставленной цели и будет главным мерилом эффективности любого компромата. Рассмотрим особенности каждогопункта более детально.

Снятие с выборов

По законодательству РФ снять с выборов кандидатана какую-либо должность можно в двух случаях:

1.            На этапе его регистрации по решению избирательной комиссии;

2.            После регистрации кандидата по решению суда.

В обоих случаях компромат выполняет мотивирующую роль, в рассмотрении дела о снятии с выборов. Целевой аудиторией такого компромата является определенный круг людей, имеющих полномочия остановить политическую гонку кандидата.               

 Мониторинг отечественной  прессы вывил ряд основных  причин отказа в регистрации  кандидата по решению избирательных  комиссий разного уровня. Классическая  причина отказа в регистрации  — выявление в подписных листах  чрезмерного количества недостоверных (то есть фальшивых) подписей. Здесь  компромат может «разжечь» интерес  контролирующих органов для более  тщательных проверок подписных  листов кандидата. Более того, выполняя  важную психологическую функцию  – закрепление отрицательных  установок, компромат, оставляет шлейф  негативных оценок об объекте  у целевой аудитории. А это, в  свою очередь, может повлиять  на решение комиссии отказать  в регистрации. Например, исследуя  подписные листы кандидата Владимира  Милова, один из московских окружных  избиркомов помимо прочих признал  фальшивой и его собственную  подпись. Для отказа в регистрации  Роману Доброхотову членам окружной  столичной комиссии хватило заключения  экспертов, в котором говорилось, что более 20% собранных им подписей  «предположительно» являются недостоверными, хотя «точно установить это  невозможно».               

 Иной причиной снятие  с выборов является недействительные  подписи избирателей, то есть  нарушение в оформлении подписных  листов. В частности, кандидаты могут  лишиться регистрации за неразборчивый  почерк подписантов, неправильные  номера паспортов и подписи  лиц, не проживающих в избирательном  округе. Например, 100% подписей за  Илью Яшина были признаны недействительными  на том основании, что в его  подписных листах под пробелами, оставленными в бланке для  фамилии, имени, отчества кандидата  и его должности, отсутствовали  написанные мелким шрифтом слова "фамилия", "имя", "отчество" и "должность".

Не менее популярным отказом является представление кандидатами неполных данных о себе. Чаще всего речь идет о неполном адресе (не указан район проживания) или об отсутствии сведений о должности и партийной принадлежности (хотя указание партийности для самовыдвиженцев по закону не является обязательным).               

 Наконец, можно поплатиться  за нарушение процедуры представления  документов. Например, адвокат Игорь  Трунов был снят с выборов  в Мосгордуму за то, что нотариус, заверявший собранные им подписи, по мнению избиркома, нарушил  инструкции Минюста. А Борис Надеждин, баллотировавшийся не только  в Мособласти, но и в Москве, якобы не сдал в избирком  документ, подтверждающий оплату  печати его подписных листов  из избирательного фонда.

Из указанного списка причин в отказе регистрации, видно, что нет ни одно достаточно серьезного основания. Вполне возможно, что причиной своей «опалы» кандидаты могут считать распространения на них компромата, оставившего негативные представления об их личностях у работников избиркома.

Проигрыш на выборах

Эффективность компромата в данном случае определяется победой или проигрышем того, против кого компромат был адресован. Одним из ярких примеров такой эффективности компромата являются прошедшие в 2003 году выборы на пост мэра Норильск а. За неделю до голосования в Норильске появились листовки с ксерокопиями объявлений из некоторых украинских газет, суть которых – приглашение граждан Украины на работу в «Норникель». В связи с листовками многие вспомнили о заявлениях одного из кандидатов – профсоюзного лидера Валерия Мельникова, который неоднократно говорил о том, что руководство комбината собирается вдвое сократить численность рабочих. Также, по его словам, планируется широкомасштабное привлечение иностранной рабочей силы из республик бывшего СССР. Норильчан подобные перспективы, естественно, не обрадовали и итог выборов – победа норникелевского оппозиционера Валерия Мельникова.

Снятие с должности

Довольно часто, чтобы «сместить» неугодного политика, оппоненты прибегают к использованию компромата. При правильном составлении, фиксировании и подаче такого материала эффективность будет определяться оставлениемв должности или снятием с неё лица. В качестве примера вспомним историю про экс-генерального прокурора Ю. И. Скуратова .Зимой 1999 года по второму каналу телевидения были показаны выдержки из пленки, где в интимной обстановке показаны мужчина и две женщины. Мужчина, которого зовут Юрий, произносит слова с характерным говором, позволяющим угадать в нем тогдашнего генпрокурора Юрия Скуратова. Пленка была очень плохого качества, но все как-то очень быстро поверили, что снят на ней именно генпрокурор, проводящий часы досуга в более чем сомнительной обстановке.Несколько месяцев шло развитие скандала, и вот 2 апреля 1999 года Борис Ельцин подписал указ об отстранении от должности Юрия Скуратова. Одновременно в отношении него было возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий. После недолгого сопротивления Совет Федерации одобрил отставку Скуратова.

Выход из политической элиты

В данном случае, выход человека из политической элиты отличается от снятия с должности тем, что лицо не теряет полностью доверие обычных людей или какого-либо профессионального сообщества, а лишь уходит из сферы политики. Например, в интернете появились новые ролики с «компроматом» на оппозиционных политиков и общественных деятелей. Видео содержит откровенно порнографические материалы из частной жизни Виктора Шендеровича, Эдуарда Лимонова и Александра Белова, снятые скрытыми камерами.Вполне возможно, что данный компромат в скором времени станет отправной точкой в крахе политической карьеры кого-нибудь из этих людей.

Подрыв политического авторитета

Большая часть созданного компромата имеет своей целью подорвать политический авторитет лица. Это, как правило, тексты, составленные из вырванных из контекста фраз и авторскими комментариями к ним, которые подводят читателей к мысли о неблаговидности намерений политика. Иная форма такого компромата - коллаж документов, призванных продемонстрировать несоизмеримость доходов с расходами лица. Вообще, форма и содержания компромата, изготовленного с целью подрыва авторитета, бесконечна и зависит от творческого потенциала его составителей.

Оценка эффективности, в данном случае, определяется широтой общественного резонанса, вызванным подобным компроматом. Если компромат активно обсуждается общество, то его можно считать эффективным, если нет – то его составители выпустили неудачный материал. В качестве примера приведем один из последних компроматов против премьер-министра России Владимира Путина, в котором рассказывается, что он находится в тайных любовных отношениях с олимпийской чемпионкой Алиной Кабаевой. Данные заявления подкрепляются комментариями отца Алины, в которых он «благословляет» их союз. В течение нескольких месяцев данная тема развивалась массой слухов про разрыв Путина с женой и готовящуюся свадьбу с Кабаевой, про беременность Кабаевой от Путина и прочими компрометирующими сведениями.

Информация о работе Компромат и его особенности