Коньюктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее…………….. 4
2. Объекты конъюнктурных исследований…………………………………… 7
3. Оценка конъюнктуры рынка………………………………………………... 10
4. Прогнозирование рынка…………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Контрольная по маркетингу 1.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее…………….. 4

2. Объекты конъюнктурных исследований…………………………………… 7

3. Оценка конъюнктуры рынка………………………………………………... 10

4. Прогнозирование рынка…………………………………………………….. 12

Заключение………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………..17

 

 

Введение

Настоящий бизнесмен, как  правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в  силу действия объективных экономических  законов, но формировать потребности  и спрос он в состоянии, и такую  возможность ему предоставляет  маркетинг, в арсенале которого имеется  совокупность методов, средств и  приемов по активному целенаправленному  формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая  система стимулирования сбыта.

В настоящее время ни один предприниматель не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые исследования, которые проводят коммерческие и  некоммерческие организации.

Управляющие, прибегающие  к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут  допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно  высокими издержками или неправильно  истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных  исследователей, ибо в их собственных  интересах получать информацию, которая  позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие  достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать  в его планировании и последующей  интерпретации полученной информации.

Конкретным результатом  исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики  маркетинговой деятельности предприятия.

Одним из важнейших рыночных исследований является исследование конъюнктуры  рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся  среднем уровне цен.

1. Понятие конъюнктуры  рынка и факторов, влияющих на  неё

 

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей  и качественной информации, характеризующей  развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

– постоянные

– временные;

– циклические;

– нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически – называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.1

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос – это отношение  между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в  состоянии приобрести

Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии  приобрести.

Факторы спроса и предложения

1) Изменение объема спроса (предложения)

2) Изменение функции спроса (предложения)

Определенные условия, при  которых приобретаются товары:

1. Располагаемый доход

2. Цены товаров, которые  обслуживают сходную потребность  так называемых товарозаменителей.

3. Цены товаров, увеличивающих  удовлетворение или выгоду от  потребления данного товара.

4. Условие ожидания изменения  цен в будущем

5. Численность населения

6. Вкусы и предпочтения  потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает, что потребители стремятся  максимизировать чистый доход или  выигрыш от потребления товаров.

Зависимость спроса от его  факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1. Изменение в полезности  вещи

2. Изменение доходов (больше  купить за такую же цену)

3. Изменение цены на  товарозаменители (при снижении  цен спрос переключается) 

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода – показывает, как изменяется реальный доход потребителя  при изменении цен, данный доход  показывает за счет какого понижения  цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения –  демонстрирует взаимосвязь между  относительными ценами товаров и  зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта  дохода с эффектом замещения возникает  в ситуации с нормальными товарами, теми товарами, спрос на которые  увеличивается при увеличении доходов  потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных  направлениях, с одной стороны  изменение цен на низкокачественные  товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с  другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый  человек не будет приобретать  низкокачественные товары.2

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место  в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель  покупает большее количество низших товаров. Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда  понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается  в том, что с ростом цены на какой  либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают  его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя  свое потребление в основном к  потреблению данного товара. «Эффект  Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения  цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса. Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения  – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при  определенных условиях:

1. Цена данного товара.

2. Цены на исходные  ресурсы.

3. Цены на другие товары.

4. Наличие необходимых  ресурсов.

5. Характер применяемой  технологии.

6. Инфляционные ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические  условия.

9. Количество продавцов.

 

 

2. Объекты конъюнктурных  исследований

Выделяются три уровня исследования конъюнктуры:

– Общехозяйственный уровень  – показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной  страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих  факторов.

Включает следующие аспекты:

  • экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы);
  • научно-образовательный и инфраструктурный потенциал (институциональная структура хозяйства);
  • фирменную структуру (масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики);
  • систему региональных рынков и ее структуру (характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.);
  • соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов;
  • коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

– Отраслевой уровень –  показывает положение в отрасли  национального или мирового хозяйства

– Уровень отдельного товара – показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального  или регионального рынка.

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и  соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим  анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной  торговле. Исследования этих изменений  помогают лучше понять направления  движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных  факторов.1

Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в  уровне цен, производится путём анализа  соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных  товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли.3

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:

– использование различных, взаимодополняющих источников информации;

– сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру рынка;

– применение совокупности различных методов анализа и  прогнозирования.

Сбор информации – важнейший  этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные  виды информации, полученные из различных  источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием  отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета  и отчетности.

Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся:

– заявки и заказы торговых организаций;

– материалы служб изучения рынка предприятий, организаций  и учреждений торговли (материалы  о движении товаров в оптовых  и розничных организациях, конъюнктурные  обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Информация о работе Коньюктура рынка