Конкуренция и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Конкуренция и формы конкурентного сосуществования
1.1. Определение особенностей и виды конкуренции …………. 6
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции ………………… 14
1.3. Формы конкурентного сосуществования…………………… 16
Глава 2. Теоретические основы оценки конкурентоспособности
продукции и фирмы
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности
продукции и фирмы ………………………………………………. 19
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции … 22
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции ………………….. 24

Заключение ………………………………………………………………. 31
Список использованной литературы …………………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Копия МАРКЕТИНГ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

продукции и  фирмы.

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

В общем, виде, конкурентоспособность - это сравнительное  преимущество. Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII - XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность - понятие относительное.

Если  применить теорию конкурентоспособности  в узком смысле, касаемо конкурентоспособности товара (услуги), то получаем следующие выводы:

1. Конкурентоспособность  товара можно определить лишь  при сравнении (сопоставлении)  его свойств с товарами конкурентов,  либо с гипотетическим товаром-эталоном.

2. В  конечном счете, более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.

3. Конкурентоспособность  не является постоянным качеством  товара. Следовательно, фирмы должны  постоянно совершенствовать товар  с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.

4. Конкурентоспособность  определяется совокупностью показателей:  цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т.  д. Ни один из них в отдельности  не дает полного представления  о преимуществе товара.

Оценка  степени конкурентоспособности  является сложной задачей. Здесь  можно столкнуться с проблемами двух видов:

1. выбор  базовых товаров сравнения,

2. выбор  критериев сравнения.

Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного  преимущества товара:

1. снижение издержек,

2. дифференциация  товара (придание товару каких-то  дополнительных ценностей).

Первое  преимущество заключается в росте  прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе - рост прибыли вследствие более  высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

Выбор стратегии зависит от факторов:

1. структуры  стратегического потенциала фирмы,

2. особенности  отрасли.

Как уже было сказано, конкурентоспособность  не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым  проводить анализ среды. Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.    Понятие  и методы оценки конкурентоспособности  продукции

Оценка конкурентоспособности  продукции производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения.  Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.

- Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

Результат оценки:

  • достигнут ли уровень в целом;
  • по каким параметрам он не достигнут;
  • какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.

Дифференциальный метод  позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

- Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый  товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

- Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Оценка конкурентоспособности продукции

Важнейшей характеристикой продукции  является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:

 

где Kij – коэффициент конкурентоспособности;

Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-ой и j-ой фирм;

Цi и Цj – цены реализации продукции i-ой и j-ой фирм.

Очевидно, что если Kij >1, то продукция i-ой фирмы по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов (К). Если для i-ой фирмы более 50% значений К>1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.

 

 

В данной контрольной работе произведена оценка конкурентоспособности продукции 4 фирм – производителей строительного кирпича. В качестве j-х значений принимаются стандарты по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150:

Таблица 1.1. Показатели качества

 

Показатели

Марки

100

125

150

Прочность, МПа

10,0

12,5

15,0

Водопоглощение, %

должно быть меньше 6%

Масса, кг

должно быть не более 4,3 кг

Средняя рыночная цена, руб/1000 шт

2500,0

2600,0

2700,0


 

 

 

 

 

Таблица 1.2. Исходные данные для определения

конкурентоспособности продукции – кирпича строительного

 

Фирмы

Показатели

Цена, р./1000 шт.

Прочность, МПа

Водопоглощение, %

Масса, кг

100

125

150

100

125

150

1. ОАО «Керамин»

2500

2630

2710

10

12,5

15

5,7

4,2

2. ОАО «ЗСМ-7»

2490

2600

2720

9

12

14

5,8

4,3

3. ЗАО «Кирпичный завод  р.п. Маслянино»

2530

2580

2680

9,5

12,6

14,5

6,2

4,1

4. ОАО «Черепановский  ЗСМ»

2510

2590

2700

9,7

12

13,5

6,1

4,4


 

Произведем расчеты  параметров продукции-кирпича строительного для каждого предприятий исходя из предложенных табличных данных для определения наиболее конкурентоспособного предприятия.

Рассчитываем:

Возьмём за значение Ф1- ОАО «Керамин»

за значение Ф2- ОАО  «ЗСМ-7»

за значение Ф3- ЗАО  «Кирпичный завод р.п. Маслянино»

за значение Ф4- ОАО  «Черепановский ЗСМ»

Марка 100

По ГОСТу: Прочность  10 МПа

Водопоглощение  £ 6 %

Масса £ 4,3 кг

Средняя цена 2500 р.

Прочность:

 

Ф1= (10/10) : (2500/2500)=1

Ф2=(9/10) : (2490/2500)=0,9

Ф3=(9,5/10) : (2530/2500)=0,94

Ф4=(9,7/10) : (2510/2500)=0,97

 

Водопоглощение:

 

Ф1= (5,7/6) : (2500/2500)=0,95 => 1/0.95=1.05

Ф2=(5,8/6) : (2490/2500)=0,97  => 1/0,97=1,03

Ф3=(6,2/6) : (2530/2500)=1,02  => 1/1,02=0,98

Ф4=(6,1/6) : (2510/2500)=1,01  => 1/1,01=0,99

 

Масса:

 

Ф1= (4,2/4,3) : (2500/2500)=0,98 => 1/0.98=1.02

Ф2=(4,3/4,3) : (2490/2500)=1       => 1/1=1

Ф3=(4,1/4,3) : (2530/2500)=0,94  => 1/0,94=1,06

Ф4=(4,4/4,3) : (2510/2500)=1,02  => 1/1,02=0,98

 

Среднее:

 

Ф1=(1+1,05+1,02)/3=1,02

Ф2=(0,9+1,03+1)/3=0,976

Ф3=(0,94+0,98+1,06)/3=0,99

Ф4=(0,97+0,99+0,98)/3=0,98

 

Таблица 2.3 Матрица значений

Показатели

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Прочность

1

0,9

0,94

0,97

Водопоглощение

1,05

1,03

0,98

0,99

Масса

1,02

1

1,06

0,98

Среднее

1,02

0,976

0,99

0,98


 

1 место-Ф1

2 место-Ф3

3 место-Ф4

4 место-Ф2

По прочности, водопоглощению, массе лидирует Фирма 1.По прочности  самые маленькие результаты у  Фирмы 2, по водопоглощению у Фирмы 3, и по массе у Фирмы 4.

Марка 125

По ГОСТу: Прочность  12,5 МПа

Водопоглощение  £ 6 %

Масса  £ 4,3 кг

Средняя цена 2600 р.

Прочность:

 

Ф1= (12,5/12,5) : (2630/2600)=0,99

Ф2=(12/12,5) : (2600/2600)=0,96

Ф3=(12,6/12,5) : (2580/2600)=1,02

Ф4=(12/12,5) : (2590/2600)=0,964

 

Водопоглощение:

 

Ф1= (5,7/6) : (2630/2600)=0,94 => 1/0.94=1.06

Ф2=(5,8/6) : (2600/2600)= 0,97 => 1/0,97=1,03

Ф3=(6,2/6) : (2580/2600)=1,04  => 1/1,04=0,96

Ф4=(6,1/6) : (2590/2600)= 1,02 => 1/1,02=0,98

 

Масса:

 

Ф1= (4,2/4,3) : (2630/2600)=0,97 => 1/0.97=1.03

Ф2=(4,3/4,3) : (2600/2600)=1       => 1/1=1

Ф3=(4,1/4,3) : (2580/2600)=0,96  => 1/0,96=1,04

Ф4=(4,4/4,3) : (2590/2600)=1,03  => 1/1,03=0,97

 

Среднее:

 

Ф1=(0,99+1,06+1,03)/3=1,03

Ф2=(0,96+1,03+1)/3=0,996

Ф3=(1,02+0,96+1,04)/3=1

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность продукции