Конкурентоспособность предприятия торговли на примере магазина "Пятерочка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 178.16 Кб (Скачать файл)

Введение.

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий. 

Тремя «словами», на которых покоится розничная торговля, являются конкуренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты.

Следует отметить, что сам термин «конкурентоспособность» незаметно, но достаточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов.

В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия.

 

 

  1. Понятие, виды, факторы конкурентоспособности предприятия.

Конкуренция в переводе с латинского (Concurrence) [19, С. 125] означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. 

Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Разные авторы по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность». В таблице1 приведены некоторые из них.

 

Автор

Содержание определения

Портер М.

Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Макдоналд М., Данбар Я.

Конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами.

Жан-Жак Ламбен

Конкурентоспособность фирмы- ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты.


Таблица1

Таким образом, в настоящее время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему:

под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.

Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Поэтому конкурентоспособность разделяется в зависимости от признаков на следующие виды:

  1. По уровню конкурентных отношений:
    • конкурентоспособность продукции (микроконкурентоспособность). Это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом;
    • конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов [73,C. 38] 

- макроконкурентоспособность. 

    • Конкурентоспособность региона (города) — это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения. 
    • Конкурентоспособность государства — это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения.
  1. По подходу к управлению предприятием:
    • стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке.
    • фактическая конкурентоспособность – сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке.
  1. В отношении рынка:
    • на глобальном рынке (мировом);
    • национальном рынке;
    • региональном рынке;
    • местном рынке;
  1. По объекту
    • конкурентоспособность нормативных актов;
    • научно-методических документов;
    • проектно-конструкторской документации;
    • технологии;
    • производства;
    • выпускаемой продукции (выполняемой услуги);
    • рабочего;
    • специалиста;
    • менеджера;
    • ценных бумаг;
    • инфраструктуры (внешней среды);
    • информации; 
    • фирмы (организации, учреждения).

Основные факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности (Таблица2).

 

Объект

Факторы

Товар (продукция).

  • продукт и его критерии качества;
  • цена;
  • доведение продукта до потребителя;
  • продвижение продукта;
  • доля рынка.

Производственная организация.

  • эффективность производственной деятельности;
  • финансовое положение;
  • эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке;
  • конкурентоспособность продукции;
  • доля рынка

Торговая организация (объединены факторы, выделенные различными авторами)

  • имидж фирмы;
  • динамичность развития;
  • уровень диверсификации хозяйственной деятельности (видов бизнеса);
  • способность к риску;
  • разнообразие ассортимента товаров;
  • качество реализуемых товаров;
  • рациональность ассортимента товаров;
  • культура обслуживания;
  • условия обслуживания;
  • доступность услуг;
  • суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;
  • стабильность финансово-экономического положения;
  • рыночная цена товаров с учетом возможных скидок или наценок;
  • частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;
  • предпродажная подготовка товаров;
  • эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;
  • уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);
  • уровень рекламной деятельности;
  • уровень послепродажного обслуживания;
  • политика предприятия во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п. - трудовая этика (желания и умения трудиться);
  • гибкость и готовность к самосовершенствованию;
  • мобильность рабочей силы (желание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран);
  • дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования.

Отрасль

  • производительность труда;
  • уровень оплаты труда;
  • капиталоемкость;
  • наукоемкость и технический уровень продукции;
  • совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства;
  • бъем технологических заделов для реализации научных и проектно-конструкторских разработок;
  • степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;
  • степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства;
  • экспансия отрасли.

Страна

  • динамизм экономики;
  • динамизм рынка;
  • развитие финансовой системы; 
  • роль государства;
  • ресурсы и инфраструктура;
  • готовность стимулирования торговой деятельности;
  • политика страны в отношении нововведений;
  • социально-политическая обстановка

Таблица2

Данный перечень можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности.

 

  1. Проблемы поддержания конкурентоспособности торгового предприятия в условиях рынка.

Чтобы сегодня создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто, модернизировать организацию и управление, но, и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при этом – умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Все усилия в организации и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.

Повышение конкурентоспособности – верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности.

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.

Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.

Обозначенные направления развития экономики рынка и торговли диктуют объективную необходимость совершенствования системного регулирования конкурентоспособности отрасли и ее субъектов на разных уровнях управления.

Механизм регулирования конкурентоспособности розничного торгового предприятия на разных уровнях управления можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1.– Уровни регулирования конкурентоспособности торгового предприятия.

Конкурентоспособность розничного торгового предприятия достигается соответствием его совокупного потенциала условиям внешней среды. При меняющейся конъюнктуре необходимо регулярное уточнение и корректировка параметров, оказывающих влияние на конкурентоспособность, согласно выработанной стратегии.

Системное управление конкурентоспособностью (рис. 2) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые функционируют во времени как единое целое, решая при этом главную задачу – обеспечение достижения запланированных целей развития предприятия путем наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных экономических субъектов.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли на примере магазина "Пятерочка"