Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:41, курсовая работа
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показателей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возникновение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых технологий.
Рис. 2. - Направление и источники достижения конкурентоспособности предприятия.
Механизм обеспечения конкурентоспособности розничного торгового предприятия должен включать: анализ макро– и микросреды деятельности предприятий; исследование составляющих конкурентоспособности предприятия; комплексную оценку конкурентоспособности предприятия с использованием разработанной автором методики; обоснование конкурентных стратегий предприятия; выбор средств и методов реализации стратегии; разработку плана мероприятий, направленных на обеспечение желаемого уровня конкурентоспособности предприятия; организацию и контроль исполнения мероприятий; оценку результатов деятельности механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Сердцевиной этого механизма является формирование конкурентных стратегий и тактики деятельности предприятия, направленных на достижение конкурентных преимуществ на товарных рынках.
Для выработки возможн курентной стратегии компании ЗАО «Пятёрочка» необходимо оценить его конкурентную позицию. Одной из важных характеристик положения предприятия на рынке является завоеванная им доля рынка. Большинство наступательных стратегий выдвигает в качестве главной цели увеличение доли, стремление к лидерству на рынке. Определение доли рынка требует знания общего объема продажи на рынке.
Анализируя доли рынка, которые имеют конкуренты и их ассортимент можно выделить трех главных конкурентов компании ООО «Пятёрочка» – это «Магнит», «Канна» и «Алтын».
Оценим уровень конкуренции компании ООО «Пятёрочка» с помощью таблицы3., которая была составлена на основании данных, полученных при опросе покупателей продукции предприятия «Пятёрочка».
Проведя сравнение конкурентов компании ЗАО «Пятёрочка» по основным образующим факторам видно, что конкуренты широко используют в своей деятельности средства рекламы и методы стимулирования сбыта, все предприятия принимают безналичный расчеты покупателей.
Показатель |
ООО «Пятёрочка» |
«Магнит» |
«Канна» |
«Алтын» |
1.Применяемые стратегии стимулирования сбыта: - Скидки |
+ |
+ |
+ |
+ |
- Кредит |
- |
- |
- |
- |
- Премиальная продажа |
- |
- |
- |
+ |
- Купоны и розыгрыши |
+ |
+ |
+ |
- |
2.Используемая форма рекламы: - Реклама в прессе |
+ |
- |
- |
+ |
- Печатная реклама |
- |
+ |
- |
+ |
- Экранная реклама |
+ |
- |
+ |
+ |
- Реклама по радио |
- |
- |
+ | |
- Наружная реклама |
+ |
+ |
+ |
+ |
- Реклама на транспорте |
- |
+ |
- |
- |
- Реклама на месте продаж |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Формы платежа |
Наличная, безналичная |
Наличная, безналичная |
Наличная, безналичная |
Наличная, безналичная |
4. Степень известности среди потребителей (1-5 баллов) |
4,5 |
4,5 |
4,5 | |
5. Уровень качества обслуживания (1-5 баллов) |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
|
6. Уровень образования и квалификации персонала (1-5 баллов) |
4,5 |
3,5 |
||
7.Местонахождение (1-5 баллов) |
4,5 |
Таблица3.
Из приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что самым серьезным конкурентом для ЗАО «Пятёрочка» является супермаркет «Магнит». На втором месте – «ОКЕЙ». Гипермаркеты «ОКЕЙ» и «Лента» являются для ЗАО «Пятёрочка» конкурентами только в уровне цен, так как не располагают ни достаточным ассортиментом продукции, ни уровнем обслуживания. Рассматриваемые конкуренты предлагают достаточно высокий уровень обслуживания и имеют выгодное расположение.
Таким образом, конкуренты достаточно сильны и крепко держат свои позиции на рынке и компании ЗАО «Пятёрочка» необходимо учитывать все изменения, которые предпринимают соперники в конкурентной борьбе на рынке.
Возможности и направления развития предприятия в значительной степени определяются стадией жизненного цикла, в которой оно находится. Исследуемое компания ЗАО «Пятёрочка» находится в третьей фазе развития – зрелость. Для предприятия, находящегося в данной стадии, главной целью является систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. При этом основная задача – это рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов потребителей. Эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство). Организация труда основывается на разделении и кооперации, мотивацией при этом является премия за индивидуальный результат.
Представленная классификация показателей позволяет системно и комплексно анализировать результаты производственной, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, маркетинговой и управленческой деятельности; выявлять проблемы эффективного использования возможностей предприятия, а также оценивать способность системы организации удовлетворять конкретные потребности внутренней и внешней среды предприятия, устанавливая влияние наиболее важных характеристик работы на конечные результаты
Учитывая все выше сказанное, конкурентные позиции компании ООО «Пятёрочка», представленные в таблице , могут быть оценены как высокие, где:
«1» – лучше, чем кто-либо на рынке. Явный лидер отрасли;
«2» – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно высоки и стабильны;
«3» – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивое положение на рынке;
«4» – следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности;
«5» – положение действительно тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие попало в кризисную ситуацию.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли на примере магазина "Пятерочка"