Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа
Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во
всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от
которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный
престиж.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с
любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е.
насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими
предприятиями.
дальнейшей эксплуатации (потребления) изделий.
Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность товара к
предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем
профилактического осмотра, ремонта и технического обслуживания.
Ремонтопригодность изделий зависит от конструкции и применения унифицированных
деталей и узлов.
Показатели ремонтопригодности - вероятность восстановления в заданное
время, среднее время восстановления (гарантийного и текущего ремонта, срочного
ремонта и ремонта на дому), а также трудоемкостью ремонта и др.
Показатели сохраняемости характеризуют свойства товара сохранять
исправное, работоспособное и пригодное к потреблению состояние после хранения и
транспортирования. Они определяются сроком сохраняемости (календарной
продолжительностью хранения и транспортировки товара), в течение которых
значения заданных показателей остаются неизменными.
Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации
изделий в системе "человек-среда-изделие", оптимизацию физической и психической
нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта.
К группе эргономических
показателей относятся
показателей: гигиенические, антропометрические, физиологические и
психофизиологические, а также психологические.
Гигиенические показатели характеризуют условия, которые при эксплуатации
изделий влияют на организм и работоспособность человека. К ним относятся
освещенность и запыленность помещения, температура и влажность воздуха,
гигроскопичность, шум, вибрация и др.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие конструкции
изделия и его элементов форме и массе тела человека. что обеспечивает удобство
пользования изделием и рациональное расходование энергии человека в системе
"человек-изделие-среда".
Физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие
изделия силовым, скоростным, энергетическим, обонятельным и
вкусовым возможностям человека.
Психологические показатели характеризуют соответствие изделия
возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленные и вновь
формируемые навыки (соответствие изделия восприятию, мышлению и памяти
человека). Они учитывают легкость освоения потребителем функциональных
возможностей товара
и алгоритмы управляющих
навыков (способов) взаимодействия с товаром и др.
Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в
чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность
(социально-культурную
рациональности и др.). Они определяют эстетическую ценность продукции и
способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические
показатели могут по-разному проявляться в зависимости от эстетических вкусов
потребителей, господствующих эстетических норм, условии окружающей среды,
сложившейся общественной ситуации использования изделия. Эти показатели
меняются во времени: то. что признавалось красивым вчера. сегодня может
оказаться некрасивым. Особенно это присуще предметам одежды и обуви, мода на
которые меняется каждый сезон, а нередко и по несколько раз за сезон.
К эстетическим показателям относятся художественная
выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство
производственного' исполнения и стабильность товарного вида.
Показатель художественной выразительности характеризует способность
товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные
нормы. Художественная выразительность товара проявляется в
художественно-образном выражении социально значимой информации (знаковость), в
своеобразии признаков формы, характеризующих общность средств и приемов
художественной
(стилевое соответствие), в признаках внешнего вида, выявляющих общность
временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).
Показатель рациональности формы характеризует соответствие эстетичности
значимой формы объективным условиям эксплуатации товара. Рациональность формы
определяется соответствием формы изделия его назначению, конструктивному
решению и применяемым материалам (функционально-конструктивная
обусловленность), а также выявлением в эстетически значимой форме способа и
удобства действий человека с товаром (эргономическая приспособленность).
Показатель целостности композиции характеризует гармоничное единство
частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы товара, его
согласованность с другими изделиями и окружающей средой. Целостность
композиции проявляется в общей логике пространственного строения фермы
(организованность объемно-
формы (пластичность), в соподчинении графических и изобразительных элементов
общему композиционному решение (упорядоченность графических, и изобразительных
элементов), во взаимосвязи цветовых сочетания и использовании декоративных
свойств материалов (колорит и декоративность).
Показатель совершенства производственного исполнения и стабильности товарного
вида характеризует зависимость товарного вида изделия от конкретных условий
производства и специфики эксплуатации. Благодаря научно-технической революции
с ее гигантскими возможностями повышения, потребительских свойств продукции
формируются благоприятные
условия для использования неце
конкурентоспособности. Поскольку расходы покупателя включаются только в
оплату товара по продажной цене, преимущество по цене далеко не всегда
обусловливает превосходство одного поставщика над другим, даже в случае
идентичного качества конкурирующих продуктов. Следовательно, в процессе
конкуренции цена товара влияет на его рыночный успех в той мере, в какой ее
отличие от цены товара-аналога не компенсируется разнице, между прочими
расходами покупателя, связанными
с приобретением и
Поэтому при анализе экономических
показателей
рассматриваться не только цены анализируемого и конкурирующего товаров, но и
все другие расходы потребителя.
Показатель совокупных затрат потребителя получил название цены удовлетворения
потребностей или цены потребления, которая является важнейшим неценовым
фактором
К экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность товаров,
относятся полные затраты потребителя (единовременные затраты) и издержки,
связанные с их эксплуатацией (эксплуатационные или текущие), (рис.1.1.).
Экономические показатели |
Единовременные (затраты на приобретение товаров) |
Текущие (затраты на эксплуатацию товаров) |
Цена товара |
Затраты на эксплуатацию |
Расходы на транспортировку |
Расходы на ремонт |
Стоимость установки, монтажа и приведение товара в работоспособное состояние |
Расходы на послегарантийное техобслуживание |
Налоги | |
Страховые взносы | |
Расходы на утилизацию |
Рис.1.1. Экономические показатели конкурентоспособности товаров
Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены
потребления. В общем виде они включают: затраты на приобретение (цена товара);
расходы на транспортировку товара до места использования; стоимость установки,
монтажа, приведение в работоспособное состояние.
Текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной
составляющей цены потребления. Они включают: затраты на эксплуатацию (топливо,
энергия, химчистка, старка, приобретение основных и вспомогательных
материалов), расходы на ремонт и покупку запасных частей, расходы на
послегарантийное техническое обслуживание, налоги, страховые взносы, расходы на
эксплуатацию изделия после выработки ресурса. Состав и структура цены
потребления определяются назначением изделия, уровнем качества,
социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими
факторами. Наряду с вышеназванными
составляющими в структуру
включаться и другие элементы, характеризующие индивидуальные особенности
товара. Цена потребления зависит также от длительности жизненного цикла товара
у потребителя: чем дольше он эксплуатируется, тем больше эксплуатационные
затраты и тем ниже доля первоначальной цены в общей сумме затрат. Поскольку
цена потребления имеет переменную и постоянную составляющие, необходимо
учитывать сроки эксплуатации товаров. Период за который достигается
оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации,
называется экономическим ресурсом изделия. С его окончанием потребитель должен
прекратить использование данного товара и заменить его новым или провести
ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
Сроки эксплуатации зависят от особенностей товаров. Критерии, по которым
потребитель оценивает товар, включает в себя гораздо больше аспектов, чек
качество и цена потребления. Для успешной продажи товара необходимо, чтобы он
появился на том рынке, на котором он действительно нужен, в нужном
количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель был подготовлен к
появлению данного товара. Все это зависит от эффективного решения всех трех
комплексов маркетинговых задач: изучения рынка, создания и производства
товара, сбыта и деятельности по его стимулированию. Особенно стремительно в
последние годы растет значение организационно-коммерческих показателей,
обеспечивающих скорейшее продвижение товара от производителя до потребителя.
Организационно-коммерческие показатели отражают преимущества или
недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству
исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности
работы по продвижению товара, стимулированию продаж, рекламной деятельности,
правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой
сети и каналов товародвижения и др. Они также свидетельствуют о качестве
коммерческой работы и включают в себя уровень компетенции в подготовке и
проведении переговоров и заключении торговой сделки, в выборе форм и методов
поставки.
Организационно-коммерческие показатели конкуренто-способности в конечном
счете определяют эффективность
маркетинговой программы
свидетельствуют об умении производителя и продавца в наибольшей степени
использовать сложившуюся на данный момент времени рыночную ситуацию с тем,
чтобы достичь конкурентных преимуществ на рынке товаров, что в значительной
мере определяет стратегию к тактику деятельности предприятия на рынках. [3]
В зависимости от специфических особенностей продукции и условии ее применения
система оценочных показателей
может дополняться и
исходя из характера решений задачи часть указанных показателей может
использоваться при оценке в качестве ограничений.
Экономические показатели характеризуют полные затраты покупателя на
приобретение и эксплуатацию (или приобретение товара) и представляют собой
элементы цены потребления. В самом общем виде цену потребления могут
составлять следующие элементы:
-цена товара;
-расходы на транспортировку товара до места использования;
-стоимость установки,
монтажа, приведения в
-обучение обслуживающего персонала;
-затраты на топливо (электроэнергию);
-заработная плата
-затраты на послегарантийный сервис и покупку запасных частей;
-налоги;
-расходы на утилизацию
изделия после выработки
-непредвиденные расходы;
Наряду с вышеназванными составляющими в цену потребления могут включаться
также другие элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара.
Организационно-коммерческие показатели определяют условия продажи продукции.
К группе этих показателей можно отнести показатели, характеризующие условия
платежа, поставок, сроки и условия гарантий, условия скидок т.д.
Важной задачей для оценки уровня конкурентоспособности является
Информация о работе Конкурентоспособность продукции: сущность, формы и методы оценки