Конкурентоспособность продукции: сущность, формы и методы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во
всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от
которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный
престиж.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с
любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е.
насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими
предприятиями.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.39 Кб (Скачать файл)

количественное определение  параметров изделия. По способу количественного

определения различают «жесткие»  и «мягкие» параметры. «Жесткие»  параметры

имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и

описывают важнейшие функции  изделия, заданные конструктивными  принципами.

Например: мощность, размер, точность и т.п. «Мягкие» параметры  не имеют, как

правило, естественной физической меры и вследствие этого трудно поддаются

количественной оценке. К  «мягким» параметрам относятся показатели,

характеризующие свойства эргономичности, эстетичности изделия,

организационно-коммерческие показатели. Определение этих показателей  требует

выбора способа их количественной оценки. При этом возможно применение

органолептических методов, построенных на восприятии человека того или иного

свойства изделия и  выражении восприятия в цифровой (бальной) форме. Кроме

того, при оценке «мягких» параметров находят применение и  квалиметрические

методы, проводимые группой  экспертов. При этом эксперты ориентируются  не

столько на непосредственное восприятие свойств изделия, сколько  на опыт

работы рынке, на понимание  роли свойств изделия в удовлетворении потребностей

покупателя. Квалиметрические методы основываются на соизмерении  различных

свойств изделия и обобщении  экспертных оценок.[5]

Таким образом, конкурентоспособность  – это многоаспектное понятие, означающее

соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не

только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим,

эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его

реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).

1.3. Подходы  к оценке уровня конкурентоспособности  продукции

При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие  методы:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

     Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей

конкурентоспособности. При  дифференциальном методе строятся параметрические

индексы по формулам[3]:

                 ( i=1.....,n)       (1)

                                           (2)

где   Pi - значение  i-го показателя;

Pi*б – базовое значение  i-го показателя;

n-количество показателей.

Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного

значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности  продукции.

Например: относительное  значение мощности изделия вычисляется  по формуле (1),

а для удельного расхода  топлива по формуле (2).

Как правило, по величинам  единичных показателей не представляется возможным

однозначно оценить уровень  конкурентоспособности продукции. В этой связи

широкое применение нашли  комплексные и смешанные методы оценки.

     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на

применении групповых  и интегральных показателей. Узловым  моментом при оценке

конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Кt). В  основе

его определения лежит  соотношение интегральных показателей

конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца.

При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или

потребление продукции уровень  его конкурентоспособности определяется по

формуле[3]:

     = * ,                       (3)

где I(t);Iб(t) – интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и

базового образца;

П∑ , Пб∑  - суммарный  полезный эффект от эксплуатации или

потребления соответственно оцениваемого и базового образца  за срок службы;

З , Зб     - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление

соответственно оцениваемого и базового образца;

Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию  сравниваемых образцов

определяется по формуле [3]:

        ,                                   (4)

где Зс, Зсб  -  единовременные затраты на приобретение

соответственно оцениваемого и базового образца;

     ;

б   -  средние суммарные  эксплуатационные затраты, относящиеся  к одному году

службы соответственно оцениваемого и базового образца;

     Т- срок службы;

     n- количество статей эксплуатационных затрат.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении

отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный

интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы

(3):

К′ (t)= ,               (5)

где  П′∑=

-  отношение полезных  эффектов от эксплуатации или  потребления оцениваемого и

базового образца;

     q – отношение единовременных затрат потребителя на приобретение

оцениваемого и базового образцов;

mзб   -  доля затрат  производителя на приобретение  базового образца в полных

затратах;

     Т′  - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

qi=   - относительное

значение i-го показателя качества продукции (I= 1,....,n

) ;

     miб      -  доля затрат, обусловленная i-м показателем качества

базового образца, выраженного  в стоимостных единицах при  полных затратах,

mзб+,...,+ mnб= 1;

     Рi. Рiб  - значение i-го показателя качества

соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в  натуральных

единицах и характеризующее  соответствующую составляющую полных затрат; [4]

При К (t ≥1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при  К (t)

< 1 продукция неконкурентоспособна  на конкретном рынке.

Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может

быть использован и  смешанный метод оценки.

     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном

применении единичных  и комплексных показателей.

При этом методе проводятся следующие мероприятия:

1)  наиболее важные  показатели используются как  единичные;

2)  остальные единичные  показатели объединяются в группы, для каждой из

которых определяются групповые  показатели;

3)   на основе полученной  совокупности групповых и единичных  показателей

качества оценивается  уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом.

Наиболее важные показатели используются как единичные.

Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых

определяются групповые  показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей  качества

оценивается уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом.

[3,4,5,8,9,10,11]

Данный метод имеет  ряд недостатков:

1)   во всех случаях  предполагается линейная зависимость

конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса

равна 1;

2)    не учитывается  то, что для нескольких критериев  существуют ограничения,

объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность

продукции стремится к  нулю;

3)    при сравнении  нескольких товаров необходимо  проведение расчетов для

каждой пары в отдельности;

4)    сложно установить  весовое значение показателей,  особенно для большого

количества критериев;

5)      невозможно  оценить степень влияния на  конкурентоспособность продукции

факторов , не поддающихся  количественной оценке;

6)      данным  методом рассчитывается конкурентоспособность  одного объекта

относительно другого, а  не уровень конкурентоспособности  вообще;

7)    существует определенная  сложность выбора базы сравнения,  особенно в

случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд  существующих

образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все

большее и большее распространение  в России  получает параметрический  анализ

и рейтинговая оценка конкурентоспособности  продукции. Особенности данных

методик в том, что они  основываются на разных типах информационного

обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает

отдельное предприятие и  получение даже публичной сводной  финансовой

отчетности и данных Госкомстата  затратно с точки зрения  затрат времени и

ресурсов. В этом случае информационное обеспечение- это интервью с

менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на

субъективных суждениях  и неформальных источниках информации, поэтому анализ

в большей степени носит  качественный (неформализованный) характер.[10]

Также существуют и аналитические  методы статистики определения

конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и

составляют методологический фундамент конкурентоспособности  товара. Ее

обобщенный алгоритм, принятый большинством российских ученых, предполагает

выполнение следующих  процедур: эксперты определяют уровень  ценовых и

потребительских характеристик  тестируемого продукта и соотносят  их с

одноименными составляющими  заранее определенного товара-конкурента. Его узкий

на наш взгляд подход, который применим преимущественно  для

узкоспециализированных  товаров, функционирующих в рыночной нише. .[8]

Оценка конкурентоспособности  промышленной продукции является исходным

элементом для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в

условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись

непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой

подход дает возможность  своевременно принять решения об оптимальных

измерениях товарного  ассортимента, необходимости поиска новых рынков для

производственных и модернизированных  изделий, расширении и создании

производственных мощностей  и т.д.

Таким образом, на сегодняшний  день существует несколько способов оценки

конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и

недостатки. Но всех их можно  свести в два базовых подхода  к оценке

конкурентоспособности это:

-    дифференциальный, в результате оценки которого  устанавливается:

достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не

достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.

-    маркетинговый  (комплексный) основанный  на применении  групповых,

интегральных, смешанных  показателей или сопоставлении  показателей удельных

полезных эффектов разрабатываемой  продукции и продукции аналога-конкурента с

учетом весомости каждого  параметра.


Информация о работе Конкурентоспособность продукции: сущность, формы и методы оценки