Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:08, курсовая работа
Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во
всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от
которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный
престиж.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с
любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е.
насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими
предприятиями.
количественное определение параметров изделия. По способу количественного
определения различают «жесткие» и «мягкие» параметры. «Жесткие» параметры
имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и
описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами.
Например: мощность, размер, точность и т.п. «Мягкие» параметры не имеют, как
правило, естественной физической меры и вследствие этого трудно поддаются
количественной оценке. К «мягким» параметрам относятся показатели,
характеризующие свойства эргономичности, эстетичности изделия,
организационно-коммерческие показатели. Определение этих показателей требует
выбора способа их количественной оценки. При этом возможно применение
органолептических методов, построенных на восприятии человека того или иного
свойства изделия и выражении восприятия в цифровой (бальной) форме. Кроме
того, при оценке «мягких» параметров находят применение и квалиметрические
методы, проводимые группой экспертов. При этом эксперты ориентируются не
столько на непосредственное восприятие свойств изделия, сколько на опыт
работы рынке, на понимание
роли свойств изделия в
покупателя. Квалиметрические методы основываются на соизмерении различных
свойств изделия и обобщении экспертных оценок.[5]
Таким образом, конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее
соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не
только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим,
эргономическим
реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
1.3. Подходы
к оценке уровня
При оценке уровня конкурентоспособности
продукции применяются
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей
конкурентоспособности. При дифференциальном методе строятся параметрические
индексы по формулам[3]:
( i=1.....,n) (1)
где Pi - значение i-го показателя;
Pi*б – базовое значение i-го показателя;
n-количество показателей.
Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного
значения показателя отвечает
повышение
Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1),
а для удельного расхода топлива по формуле (2).
Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным
однозначно оценить уровень
конкурентоспособности
широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на
применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке
конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Кt). В основе
его определения лежит соотношение интегральных показателей
конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца.
При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или
потребление продукции уровень
его конкурентоспособности
формуле[3]:
= * , (3)
где I(t);Iб(t) – интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и
базового образца;
П∑ , Пб∑ - суммарный полезный эффект от эксплуатации или
потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З , Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление
соответственно оцениваемого и базового образца;
Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов
определяется по формуле [3]:
,
где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение
соответственно оцениваемого и базового образца;
;
б - средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году
службы соответственно оцениваемого и базового образца;
Т- срок службы;
n- количество статей эксплуатационных затрат.
При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении
отечественных и зарубежных
образцов, следует применять
интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы
(3):
К′ (t)= , (5)
где П′∑=
- отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и
базового образца;
q – отношение единовременных затрат потребителя на приобретение
оцениваемого и базового образцов;
mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных
затратах;
Т′ - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;
qi= - относительное
значение i-го показателя качества продукции (I= 1,....,n
) ;
miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества
базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах,
mзб+,...,+ mnб= 1;
Рi. Рiб - значение i-го показателя качества
соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных
единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; [4]
При К (t ≥1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t)
< 1 продукция
Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может
быть использован и смешанный метод оценки.
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном
применении единичных и комплексных показателей.
При этом методе проводятся следующие мероприятия:
1) наиболее важные показатели используются как единичные;
2) остальные единичные
показатели объединяются в
которых определяются групповые показатели;
3) на основе полученной
совокупности групповых и
качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.
Наиболее важные показатели используются как единичные.
Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых
определяются групповые показатели.
На основе полученной совокупности
групповых и единичных
оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.
[3,4,5,8,9,10,11]
Данный метод имеет ряд недостатков:
1) во всех случаях
предполагается линейная
конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса
равна 1;
2) не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения,
объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность
продукции стремится к нулю;
3) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для
каждой пары в отдельности;
4) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого
количества критериев;
5) невозможно
оценить степень влияния на
конкурентоспособность
факторов , не поддающихся количественной оценке;
6) данным
методом рассчитывается
относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;
7) существует определенная
сложность выбора базы
случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих
образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?
Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все
большее и большее распространение в России получает параметрический анализ
и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных
методик в том, что они основываются на разных типах информационного
обеспечения.
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает
отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой
отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и
ресурсов. В этом случае информационное обеспечение- это интервью с
менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на
субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ
в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.[10]
Также существуют и аналитические методы статистики определения
конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и
составляют методологический
фундамент
обобщенный алгоритм, принятый большинством российских ученых, предполагает
выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и
потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с
одноименными составляющими
заранее определенного товара-
на наш взгляд подход, который применим преимущественно для
узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише. .[8]
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции является исходным
элементом для производственно-
условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись
непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой
подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных
измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для
производственных и
производственных мощностей и т.д.
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки
конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и
недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке
конкурентоспособности это:
- дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается:
достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не
достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
- маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых,
интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных
полезных эффектов разрабатываемой
продукции и продукции аналога-
учетом весомости каждого параметра.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции: сущность, формы и методы оценки