Консьюмеризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение экономического механизма формирования консьюмеризма в условиях переходной экономики Украины на основе комплексного изучения его теоретических и методологических основ, сущности и проблематики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– Изучить теоретические и методологические основы консьюмеризма с учетом национальных особенностей.
– Теоретически обосновать социально-экономические предпосылки возникновения консьюмеризма, проанализировать экстернальные и интервальные факторы, оказывающие влияние на его развитие.
– Провести анализ консьюмеризма и на этой основе сформулировать основные его функции.
– Определить место и роль потребительского движения в системе радикальных экономических реформ

Файлы: 1 файл

консьюмеризм.docx

— 36.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Консьюмеризм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Введение

С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в  постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого  сомнения, стал консьюмеризм.

Консьюмеризм – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

В середине 60-х гг. в США  президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская  общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы  быть выслушанной. Постепенно соответствующие  законы о защите прав потребителей были приняты в большинстве стран.

В настоящее время термин приобретает второе значение – перепотребление. Потребление становится своего рода пагубной зависимостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается.

В условиях рыночной экономики  большое внимание уделяется изучению потребительского поведения, так как, покупая или не покупая те или  иные товары, потребитель тем самым  оказывает влияние на размер получаемой производителями и продавцами прибыли. А прибыль – это есть главный  движущий мотив, лежащий в основе любого предпринимательства.

Однако в конечном итоге  основной целью функционирования любой  экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов.

С достижением этой цели связаны две фундаментальные  аксиомы: первая – потребности общества и индивидов безграничны, вторая – материальные ресурсы, необходимые  для их удовлетворения, ограничены.

Значительная часть решений, связанных с данной проблемой, может  быть найдена в консьюмеризме, среди основных функций которого являются обеспечение свободы выбора, регулирование макроэкономических процессов, защита интересов потребителей, их информирование и просвещение.

Возможности консьюмеризма, рассматриваемые в международном масштабе, сводятся к решению проблем сохранности невоспроизводимых ресурсов, эффективного их использования, а также экономического роста, генезисаобщемировой собственности, унификации и дифференциации глобального производства и потребления.

При этом следует отметить, что законодательная база защиты прав потребителей в Украине построена в основном на зарубежном опыте; однако при всей его значимости очень важно учитывать страновые особенности той или иной экономической системы, поскольку консьюмеризм способен решать не столько глобальные проблемы человечества, сколько общенациональные задачи, что было учтено в проведении данного исследования.

Актуальность решения  проблем консьюмеризма возрастает, так как усиливается тенденция к увеличению напряженности жизненного ритма, к сокращению свободного времени.

В связи с этим возрастает роль торговли и сферы услуг. Кардинально  меняется не только организация самого процесса, но и система взаимоотношений  «покупатель – продавец». Как  построить эти взаимоотношения, соблюдая интересы обеих сторон –  одни из главных вопросов, решаемых в рамках консьюмеризма.

Целью исследования является изучение экономического механизма формирования консьюмеризма в условиях переходной экономики Украины на основе комплексного изучения его теоретических и методологических основ, сущности и проблематики.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– Изучить теоретические  и методологические основы консьюмеризма с учетом национальных особенностей.

– Теоретически обосновать социально-экономические предпосылки  возникновения консьюмеризма, проанализировать экстернальные и интервальные факторы, оказывающие влияние на его развитие.

– Провести анализ консьюмеризма и на этой основе сформулировать основные его функции.

– Определить место и  роль потребительского движения в системе  радикальных экономических реформ

– Охарактеризовать особенности  развития консьюмеризма

.Сущность и характерные проявления консьюмеризма

Объектом правоотношений по защите прав потребителей является товар – готовое изделие, которое  реализуется гражданину-потребителю  продавцом по договору купли-продажи  для удовлетворения его личных бытовых  нужд. Кроме того, сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты  и т.п. считаются товаром в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»  в том случае, когда они реализуются  гражданину-потребителю продавцом  по договору купли-продажи для удовлетворения личных бытовых нужд в качестве самостоятельной  товарной единицы.

Работы – деятельность исполнителя, материальные результаты которой передаются потребителям для  удовлетворения их личных бытовых нужд. Услуги – деятельность исполнителя, не создающая материального результата, полезный эффект которой используется потребителями для удовлетворения их личных бытовых нужд.

Развитие консьюмеризма будет продолжаться вместе с ростом уровня экономического развития и уровня потребления в рамках развития концепции социально-этичного маркетинга.

Одной из целей консьюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников инфраструктуры бизнеса, в частности рекламных агентств. Поэтому консьюмеризм связан с ограничением влияния маркетеров на поведение потребителей.

Консьюмеризм как общественное движение составляют три основные группы:

1) группы, ориентированные  на потребителей, озадаченные преимущественно  ростом потребительского сознания  и предоставляющие потребителям  информацию для более обоснованного  выбора. Это союзы и конфедерации  потребителей, Гринпис.

2) государство, действующее  посредством законодательства и  регулирования

3) бизнес, действующий посредством  конкуренции и 
саморегулирования в интересах потребителей.

Основные виды и история развития консьюмеризма в маркетинге

Потребительское движение появилось  в конце 20-х годов XX века в США. В 1927 году вышла в свет книга С. Чейза и Ф.Дж. Шлинка «Что стоят ваши деньги», ставшая бестселлером. В 1928 году один из авторов стал создателем П ервой экспертной организации «Исследования для потребителей», которая в независимых лабораториях проверяла качество потребительских товаров и о результатах сообщала широкой общественности. В 1936 году из нее выделился Союз потребителей США, являющийся самой крупной организацией так называемого «старого» консьюмеризма. Вместе с другими организациями этого направления Союз потребителей США преследует цель – воспитания грамотного потребителя. Их главное внимание сосредоточено на экспертной и просветительской деятельности.

В конце 60-х годов в  США возник «новый» консьюмеризм, использующий методы политической борьбы, защиты общественных интересов. Входящие в это направление организации поддерживают кандидатов на выборах в Конгресс и местные органы власти, добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации и пикеты, бойкоты товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям.

В послевоенные годы организации  потребителей начали возникать в  Европе: Великобритании, Франции, ФРГ, странах Скандинавии, в Японии и  в ряде развивающихся стран.

С 1960 года движение потребителей приняло международный характер – была создана Международная  организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге.

Потребительское движение сегодня  – это мощный фактор регулирования  качества товаров и услуг, с которым  считаются как производство и  торговля, так и государственные  орган.Этому движению покровительствует ООН. Ею разработаны «Руководящие принципы по защите интересов потребителя».

Соответствие изделия  качеству (сертификация) определяется по требованиям к стандарту. Сегодня  национальные организации по стандартизации входят в Международную организацию  по стандартизации (ИСО). В мае 1978 года в Женеве состоялось первое заседание  Комитета ИСО по политике в области  потребления (КОПОЛКО). В 1979 году состоялся первый семинар ИСО по безопасности товаров широкого потребления (бытовые приборы, игрушки, лестницы, электроприборы и др.). В 1986 г. в Гетеборге (Швеция) КОПОЛКО провел семинар «Автомобиль и потребитель. Роль стандартов», где впервые были освещены проблемы безопасности автомобильного транспорта, охраны окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, вопросы качества автомобилей.

В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) был создан Национальный Фонд защиты потребителей. В числе учредителей фонда: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Диалог-Банк, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей МВЭС России, Страховая акционерная компания «Энергогарант» и другие.

Главная задача Фонда –  объединение финансового и интеллектуального  потенциала предприятий, организаций, научных учреждений, структур всех форм собственности для участия  в практической работе по реализации Закона «О защите прав потребителей», смежных с ним законодательных  актов.

Для реализации стоящих перед  фондом задач организованы и действуют 21 структура. Некоммерческие организации: «Независимый центр экологической безопасности потребителей», Национальный экологический фонд, «Независимый международный центр радиационной и биологической безопасности потребителей», Центр экспертизы сроков службы (годности) товаров и услуг, Костромской институт экономического и потребительского образования, Университетский центр прикладной биотехнологии и безопасности пищевых продуктов животного происхождения, «Независимый центр технической экспертизы и сертификации изделий электрорадиотехнических изделий», «Независимый центр технической экспертизы и сертификации изделий автомобильного и тракторного машиностроения» и другие. Планируется создание еще ряда независимых центров.

Основные критические  аргументы консьюмеризма и механизм его действия

По словам Друкера, «консьюмеризм – это позор маркетинга». Основные критические аргументы консьюмеристов следующие.

– Маркетинг делает попытку  удовлетворить краткосрочные потребности  клиентов за счет их долгосрочного  благосостояния.

– Товары разрабатывают  с целью достижения прибыли компании, но не с целью удовлетворения потребностей.

– Маркетинг акцентирует  символическую ценность товаров (эмоциональную  и субъективную ценность) в ущерб  их функциональной ценности.

– Существует фундаментальное  несоответствие между юридическими правами покупателей и продавцов.

Важно подчеркнуть то, что  консьюмеризм не ставит под сомнение концепцию маркетинга, но скорее требует ее полного осуществления. По сути дела, это движение, подобно рабочему движению начала века, знаменует «социализацию» спроса. В результате фирма имеет дело с более сплоченным потребителем, реагирующим на ее действия организованно и благодаря союзам потребителей располагающим, в дополнение к данным, предоставляемым фирмой, независимыми источниками

· На приведенном чиже графике 1 представлена предельная полезность поиска информации потребителем, имеющая  форму убывающей функции требуемого уровня знаний наиболее важных характеристик  интересующего его товара (кривая R).

· Там же представлена функция  предельных издержек этого поиска, которая принимается пропорциональной требуемому уровню знаний (кривая С).

· Точка А соответствует оптимальному моменту остановки поиска потребителем: н случае его продолжения издержки превысят приносимую пользу.

 

График 1. Предельная полезность поиска информации потребителем

Экономическое развитие приводит к следующим изменениям:

– стоимость личного времени, расходуемого на поиск, возросла;

– число товаров с плохо  сопоставимыми свойствами возросло;

– число слабо дифференцированных марок тоже возросло.

· Эти изменения влекут, с одной стороны, повышение расходов на поиск (кривая С перешла в С'). С другой стороны, возросла сложность выбора, что снизило предельную полезность поиска информации (кривая R перешла в R').

График 2. Экономический анализ движения консьюмеристов

· Точка остановки потребителя  смещается из А в А', что означает пониженный уровень требований по сравнению с предыдущим.

· Следовательно, экономический  рост ведет к некоторой потере суверенитета потребителя, делая его  пленником коммерческой информации, предоставляемой изготовителем.

· Поэтому у потребителей появляется интерес к объединению  и к дополнению данных, получаемых от изготовителя, данными, поставляемыми  организациями потребителей при  низком уровне издержек.

Благодаря этому потребитель  снова может возвратиться на повышенный уровень информированности.

Информация о работе Консьюмеризм