Контрольная работа по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Опишите внутренние и внешние условия работы предприятия, произво-дящего продукты для потребительского рынка. Для рассмотрения выберите конкретное предприятие на территории Республики Беларусь. Исходя из си-туационного анализа, определите маркетинговые цели развития предприятия.

Объектом нашего исследования является один из крупнейших произво-дителей минеральных удобрений РБ ОАО «Гомельский химический завод».

Файлы: 1 файл

Контрольная по маркетингу.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

19

19

19,33,40,44


 

Задача 19

Опишите внутренние и внешние условия  работы предприятия, производящего продукты для потребительского рынка. Для рассмотрения выберите конкретное предприятие на территории Республики Беларусь. Исходя из ситуационного анализа, определите маркетинговые цели развития предприятия.

 

 

Объектом нашего исследования является один из крупнейших производителей минеральных удобрений РБ ОАО «Гомельский химический завод».

ОАО «Гомельский  химический завод» относится к химической отрасли Республики Беларусь, входит в состав Белорусского государственного концерна по нефти и химии. Завод является монопольным производителем в Республике Беларусь фосфорных минеральных удобрений. В настоящее время деятельность предприятия направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение перспективных технологий, наращивание мощностей по производству фосфорных удобрений.

Для объективной  оценки внешней среды проведем анализ возможных рисков, используя постадийную оценку с помощью таблицы 1, которая заполнена экспертным путем.

Каждому эксперту предоставляется перечень рисков по всем стадиям проекта, и им предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок: 0-риск рассматривается как несущественный, 25- риск, скорее всего, не реализуется, 50- о наступлении события ничего определенного сказать нельзя, 75- риск, скорее всего, проявиться, 100-  риск, наверняка реализуется.

 

Таблица 1–Оценка рисков ОАО «Гомельский химический завод»

Простые риски

Эксперты

Среднее Vi

Приоритет

Pi

Wi

P

1

2

3

4

5

Финансово-экономические  риски

Неустойчивость спроса

25

25

25

25

25

25

5

0,11

2,75

Появление альтернативного  продукта (конкурента)

25

0

25

0

0

10

7

0,16

1,6

Снижение цен конкурентами

0

25

0

0

0

5

8

0,185

0,925

Увеличение производства у конкурентов

25

25

0

25

25

20

6

0,13

2,6

Рост налогов

25

0

0

0

0

5

9

0,21

1,05

Неплатежеспособность  потребителей

25

50

50

25

25

35

4

0,087

3,045

Рост цен на сырье, материалы, перевозки

50

50

75

50

75

60

3

0,064

3,84

Зависимость от поставщиков сырья для производства

75

50

75

75

50

65

2

0,039

2,535

Недостаток оборотных  средств

75

75

50

75

75

70

1

0,015

1,05

Социальные риска

Угроза забастовки

0

0

25

0

25

10

3

0,53

5,3

Недостаточный для удержания персонала уровень з/п

25

0

25

25

25

20

2

0,32

6,4

Недостаточная квалификация кадров

25

50

25

50

25

35

1

0,15

5,25

Технические риски

Нестабильность качества сырья и материалов

50

50

50

50

50

50

2

0,037

1,85

Новизна технологии

75

50

75

75

50

65

1

0,035

2,275

Недостаточная надежность технологии

0

0

25

0

0

5

3

0,464

2,32

Отсутствие резерва  мощности

0

25

0

0

0

5

4

0,464

2,32

Экологические риски

Вероятность залповых выбросов

50

50

25

50

50

45

2

0,57

25,65

Вредность производства

75

75

50

50

50

60

1

0,43

25,8


Наиболее значимые риски, последствия реализации рисковых ситуаций, а также меры по снижению рисков представлены в таблице 2.

 

Таблица 2–Анализ  возможных рисков на ОАО «Гомельский  химический завод»

Наименование  риска

Последствия реализации рискованной ситуации

Мероприятия по снижению рисков

Неплатежеспосо-

бность потребителей продукции предприятия

Нехватка финансирования на закупку оборотных средств

Необходимость ввода систему предоплаты за отгруженную продукцию, проводить анализ платежеспособности покупателей

Сбой в поставке сырья и материалов

В случае сбоя поставок предприятие понесет большие убытки

Необходимость осуществлять  поиск альтернативных поставщиков материальных ресурсов

Повышение цен  на сырье и материалы.

Повышение себестоимости  продукции и, следовательно, рост цен на нее, в результате чего резко снизится конкурентоспособность

Необходимо  предусмотреть внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования.

Экологический риск.

В случае аварии в окружающую среду попадет большое количество вредных веществ

Необходимость установки в цехах устройств контроля оптимальности соотношения газ/воздух.


Фосфорные удобрения  являются сезонной продукцией, что  определяет собой процент загрузки производственных мощностей. Шесть месяцев в году загрузка производственных мощностей составляет 84-87 %, два месяца – на уровне 52-58 %, два месяца – 30-40 %, в оставшиеся два месяца производятся капитальные ремонты оборудования. В то же время, при наличии регулярной платежеспособности сельского хозяйства, завод может обеспечить среднегодовую загрузку производственных мощностей на уровне 86-89 %.

 

1.2 Характеристика  потребителей и покупателей (посредников) 

 

Потребителем  основной продукции химзавода, фосфорных  минеральных удобрений, является агропромышленный комплекс Республики Беларусь, в состав которого входят: колхозы (1800 единиц), совхозы (650 единиц), межхозы, фермерские хозяйства и другие хозяйственные образования.

Исходя из емкости  целевых рынков и уровня платежеспособного  спроса распределение по целевым  сегментам будет выглядеть следующим  образом рисунок 2, рисунок 3.

Условные обозначения:         Внутренний рынок;         Экспорт


Рисунок 1– Распределение экспорта Гомельского химического завода по географическим сегментам, за 2010г

 

Для оценки конкурентоспособности  продукции завода воспользуемся моделью «5 сил конкуренции» Портера.


Рисунок 2 – Модель Портера

 

Таким образом, основную угрозу со стороны предприятий-конкурентов  составляют следующие заводы: Менделеевский химический завод, ОАО «Гродно Азот», ОАО «Апатит», ОАО «Дорогобуш» и компания «Акрон». Кроме того, вероятно появление товаров-заменителей, таких как жидкие удобрения, применение удобрений по отдельным питательным компонентам. Большое значение на конкурентоспособность завода оказывает работа поставщиков. Угрозу со стороны поставщиков представляют кратковременные договора, таможенное законодательство, ненадежное партнерство.

Дадим комплексную оценку позиций конкурентов (таблица 3).

 

Таблица 4–Взвешенная  оценка конкурентоспособности ОАО  «Гомельский химический завод»

Факторы

Вес

Рынок РБ

Рынок России

Дальнее Зарубежье

ОАО «Гомельский химический завод»

ОАО «ГродноАзот»

Менделеевский химический завод

«Potash Corp»

Качество продукции

0,25

4/1

4/1

5/1,25

5/1,25

Реклама

0,1

1/0,1

1/0,1

3/0,3

5/0,5

Размещение  к основному сырью

0,2

2/0,4

2/0,4

5/1

3/0,6

Использование технологий

0,15

2/0,3

3/0,45

3/0,45

5/0,75

Цены

0,15

5/0,75

5/0,75

4/0,6

4/0,6

Имидж

0,15

2/0,3

3/0,45

5/0,75

5/0,75

Итого

1

2,85

3,15

4,35

4,45


 

Исходя из таблицы 4 следует, что продукция ОАО «ГХЗ»  в основном пользуется спросом только на внутреннем рынке РБ, где цена наиболее полно соответствует качественным характеристикам товара. Хуже обстоят дела на рынке стран СНГ и в частности России, так как здесь довольно сильны позиции российских производителей, которые выигрывают за счет меньшей налоговой нагрузки и транспортных расходов. Что касается дальнего зарубежья, то доля рынка ОАО «ГХЗ» там не велика, а, следовательно, работать надо по принципу наименьшего сопротивления (искать рынки, где конкуренты имеют слабые позиции).

Исходя из особенностей хозяйственной деятельности Гомельского  химического завода и ориентированности работы предприятия на государственный заказ, что определяется 80 % поставкой товарной продукции на нужды сельского хозяйства Республики Беларусь не вызывает сомнения факт, что финансовая деятельность завода определяется долей прибыли в реализуемой продукции.   

Наиболее значимые факторы внутренней среды, определяющие сильные и слабые стороны ОАО «Гомельский химический завод»приведем в таблице 4.

 

 

Таблица 4 – SWOT – анализ внутренней среды ОАО «Гомельский химический завод»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Большой опыт  производства

2. Навыки персонала 

3. Широкий ассортимент  товаров

4. Надежная сеть  распределения

5. Надежное управление

1. Отсутствие  анализа рынка

2. Неразвитые  НИОКР 

3. Значительная  часть рабочих предприятия имеет среднее и средне-специальное образование


 

 

Таблица 5 – Возможности и угрозы для деятельности ОАО «Гомельский химический завод»

Возможности

Угрозы

1. Улучшение уровня жизни населения

1. Изменение  покупательских предпочтений

2.Расширение диапазона  возможных товаров

2. Появление  товаров-субститутов

3. Появление новых  поставщиков

3. Ужесточение  законодательства

4.Снижение торговых барьеров  в выходе на внешние рынки

4.Появление  иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

5. Совершенствование технологии  предоставления продукции

5. Снижение уровня  жизни населения

6. Неудачное поведение конкурентов

6. Появление  нового товара

7. Уменьшение норм законодательства

7. Усиление конкуренции


 

Результирующую  матрицу SWOT-анализа для компании представим в таблице 6

 

 

Таблица 6 – Матрица SWOT-анализа для компании

Внутренние  факторы

Внешние факторы

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Большой опыт  производства

2. Навыки персонала

3. Широкий ассортимент  товаров

4. Надежная сеть  распределения

5. Надежное управление 

1. Улучшение уровня  жизни населения

2.Расширение  диапазона возможных товаров

3. Появление  новых поставщиков

4.Снижение торговых  барьеров в выходе на внешние рынки

5. Совершенствование  технологии предоставления торговли

6. Неудачное  поведение конкурентов

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

УГРОЗЫ

1. Отсутствие  анализа рынка

2. Неразвитые НИОКР 

3. Значительная часть  рабочих предприятия имеет среднее и средне-специальное образование, что требует их обучения и повышения квалификации

1. Изменение покупательских  предпочтений

2. Появление товаров-субститутов

3. Ужесточение законодательства

4.Появление иностранных  конкурентов с товарами низкой стоимости

5. Снижение уровня  жизни населения

6. Появление  принципиально нового товара


 

В настоящий  момент деятельность, связанная с  маркетингом осуществляется отделом маркетинга ОАО ««Гомельский химический завод»». В стратегии маркетинга ОАО «Гомельский химический завод» одним из главных инструментов является обеспечение преимущества перед конкурентами за счет высокого качества предлагаемых товаров.

Главной целью  отдела маркетинга на предприятии - обеспечение  получения предприятием максимально возможной прибыли от производства и реализации продукции на основе исследований и прогнозирования рынков сбыта, разработки и внедрения мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта продукции, организации рекламы, рекламной и выставочной деятельности предприятия, организации общественного мнения, укрепления образа предприятия, методическое руководство дилерской сетью, обеспечения необходимой технической документацией, нормативными и рекламно-информационными материалами и т.д.

Цель маркетинга ОАО «Гомельский химический завод» определяется главными задачами:

1. получение  прибыли за счет удовлетворения  потребителей высококачественными фосфорными удобрениями и сопутствующей продукцией, получаемой при их производстве;

Информация о работе Контрольная работа по "Маркетингу"