Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:26, контрольная работа
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – время с момента выхода товара на рынок (иногда с момента разработки товара) до ухода с рынка.
ЖЦТ может быть равен нулю, если пробные продажи неудачны, или бесконечности (на продукты питания). Маркетинг ЖЦТ учитывает объективное противоречие: в условиях, когда производитель заинтересован в удлинении ЖЦТ, замену товара стимулируют только внешние факторы: конкуренция, изменения моды и другое. Только они являются двигателями товарного обновления.
Введение.
Современная экономика характерна
взаимодействием трех основных ее субъектов:
производителя, потребителя и государства.
Каждый из этих участников хозяйственных
процессов имеет конкретные цели,
в соответствии с которыми и строит
свою деятельность. В условиях рыночного
хозяйства для успешной работы его
субъектов особое значение приобретают
глубокие знания рынка и способность
умело применять современные
инструменты воздействия на складывающуюся
на нем ситуацию. Совокупность подобных
инструментов и составляет основу маркетинга.
Сердцевина маркетинга – ориентация бизнеса
на успешное решение рыночных задач. Кредо
маркетинга: производить только то, что
может быть продано на рынке, то, что позволит
удовлетворить запросы потребителей.
Покупатель должен получать все, что ему
нужно, в нужном объеме, нужного качества,
в нужном месте и в нужное время.
Методы маркетинга – органический элемент
экономической культуры, цивилизованного
предпринимательства. Комплекс маркетинга
включает в себя систему организации сбыта
продукции и услуг, совершенствование
взаимоотношений с покупателями, активное
воздействие на спрос и на рынок в целом,
а также инструменты конкурентной борьбы.
Ключевыми элементами маркетинга являются:
исследование рынков сбыта, изучение деятельности
предприятия, разработка и практическая
реализация маркетинговой политики. Конечная
цель – максимилизация прибыли, устойчивый
рост доходов фирмы, удовлетворение потребностей
общества.
Маркетинг – один из основополагающих
видов деятельности участников рынка.
Делового успеха не добиться, если не знать
до тонкостей состояние и перспективы
рынка, его важнейших сегментов, нужды
и запросы потребителей в рамках целевого
рынка. Необходимо создать товар с нужными
потребительскими свойствами; посредством
оптимальной цены донести до потребителя
идею ценности товара; найти умелых посредников,
чтобы товар оказался широкодоступным
и хорошо представленных публике, рекламировать
товар таким образом, чтобы потребители
о нем знали максимум и захотели его приобрести.
Управление маркетингом включает анализ,
планирование, претворение в жизнь намеченного
и контроль за проведением мероприятий,
рассчитанных на установление, укрепление
и поддержание системы отношений с покупателями
для достижения взаимной выгоды. Эффективность
результатов в значительной мере зависит
от обеспечения правильного соотношения
между самим товаром, его ценой, мерами
по его продвижению и размещению на рынке
и объемом потенциального спроса.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – время с момента выхода товара на рынок (иногда с момента разработки товара) до ухода с рынка.
ЖЦТ может быть равен нулю, если пробные продажи неудачны, или бесконечности (на продукты питания). Маркетинг ЖЦТ учитывает объективное противоречие: в условиях, когда производитель заинтересован в удлинении ЖЦТ, замену товара стимулируют только внешние факторы: конкуренция, изменения моды и другое. Только они являются двигателями товарного обновления.
Основные критерии выделения стадий ЖЦТ:
- товарооборот ;
- товарные запасы ;
- издержки;
- цена;
- прибыль (объем, темп и направление развития).
С учетом этих критериев, выделяют следующие этапы жизненного цикла товара:
1. Внедрение – период медленного
увеличения объема продаж. Товар
только поступает на рынок
и завоевывает покупателей.
2. Рост – период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли.
3. Зрелость – период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает уменьшаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.
4. Спад – период снижения объемов продаж и уменьшения прибыли.
Рис № 1.
Самый длинный жизненный цикл имеют, как правило, товарные категории. Многие товарные категории остаются в стадии зрелости на неопределенное время. В настоящее время некоторые товарные категории вступили в стадию спада (газеты), а другие находятся в стадии роста (персональные компьютеры).
Торговая марка может иметь как продолжительный, так и короткий жизненный цикл. Некоторые марки исчезают, не успев выйти на рынок, другие – присваиваются новому товару для продления жизненного цикла марки (торговая марка стирального порошка Тайд появилась в середине 40–х годов ХХ века и существует до сих пор).
Традиционные кривые жизненного цикла характерны, как правило, для товаров и товарных разновидностей (механические печатные машинки, виниловые звуковые диски).
Можно выделить некоторые разновидности кривых ЖЦТ, например:
1. Кривая рост - резкое падение - зрелость - характерна для бытовых приборов, объясняется, как правило, появлением новых потребителей.
2. Кривая с повторным циклом - характерна для лекарств. После первичного спада проводится новая рекламная компания, что позволяет вывести товар на новый цикл.
3. Гребешковая кривая
обусловливается открытием
Рис № 2.
Стратегии маркетинга на различных этапах ЖЦТ напоминают наступательные военные действия:
1. На этапе внедрения задачей для фирмы является глубокое проникновение на рынок. Можно задать как очень высокий, так и очень низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены, продвижения, распределения, качества товара). Учитывая только цену и продвижение, возможны 4 альтернативные стратегии:
- стратегия быстрого снятия сливок – усиленное продвижение и высокая цена;
- стратегия медленного снятия сливок – умеренное продвижение и высокая цена;
- стратегия быстрого проникновения на рынок – усиленное продвижение и низкая цена;
- стратегия медленного проникновения на рынок – умеренное продвижение и низкая цена.
2. На этапе роста задачей для фирмы является укрепление существующего положения и расширение своего плацдарма. Возможны следующие стратегии:
- улучшение качества товара, придание ему дополнительных свойств, укрепление товара на рынке;
- выпуск новых моделей и модификаций, расширение номенклатуры,
- выход на новые сегменты рынка;
- расширение существующих и поиск новых каналов сбыта;
- рекламная стратегия стимулирования предпочтения.
3. На этапе зрелости основной задачей является получение максимально возможной прибыли от продаж и защита доли рынка. Возможные стратегии:
- борьба за место в лидирующей тройке на рынке и получение прибыли от больших объемов сбыта и низких издержек;
- занятие ниши на рынке и получение прибыли от высоких наценок.
Эти стратегии могут базироваться на модификации рынка (увеличение числа покупателей товара), на модификации продукта (изменение качества и внешнего оформления товара), на модификации комплекса маркетинга (цены, распределения и продвижения).
Для ряда специфических товаров может быть использована стратегия убить товар на стадии зрелости с целью сохранения своего рынка для своего нового товара (например, зубная паста).
4. На этапе спада основная задача – минимизировать издержки. Стареющий товар должен быть либо выведен с рынка или оставлен, если он хотя бы покрывает издержки производства или способствует увеличению объема продаж других товаров. Возможные стратегии:
- увеличение инвестиций с целью захвата лидерства или укрепления позиции на рынке;
- сохранение определенный уровень капиталовложений до прояснения рыночной ситуации;
- избирательное сокращение инвестиций, отказ от группы наименее выгодных потребителей и вложение сре дств в пр ибыльные ниши;
- отказ от инвестиций с целью быстрого получения денежных средств;
- отказ от производства товаров и продажа основных средств с наибольшей выгодой.
Формирование спроса и стимулирование сбыта - вся совокупность мер в системе маркетинга, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта в интересах производителя (экспортера) при одновременном учете требований рынка (покупателей). Политика ФОССТИС включает товарную и престижную рекламу, отношения фирмы с общественностью и другие возможные средства воздействия на внешнюю среду. Кроме того, она предусматривает осуществление определенных комплексов маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта. В деятельности ФОССТИС следует различать коммуникационный (информирующий) и коммерческий эффекты. Благодаря коммуникационному воздействию средств ФОССТИС потенциальные и реальные покупатели воспринимают товар как обладающий высокой потребительской ценностью.
Обычный коммерческий эффект хорошо поставленной рекламы следующий: осведомленность обычно проявляют 60—80% обследуемых, предпочитают данный товар другим всего лишь 20—25%, а намерение купить сразу же данный товар имеют не более 12-15%.
При подготовке кампании ФОССТИС прежде всего формирует ее цель, которая обычно не совпадает с коммерческими целями буквально. Мероприятия ФОССТИС могут быть нацелены, например, на распространение информации о предприятии, его истории, достижениях, клиентуре; преодоление предубежденности по отношению к товару; распространение данных о качестве сервиса фирмы; показ мер, принимаемых для обеспечения высокой экологичности изделий предприятия и т.д. Кампании ФОССТИС решают не только текущую коммерческую задачу, они строят основу для уважения и доверия к фирме-экспортеру.
При планировании расходов на ФОССТИС целесообразно распределять средства следующим образом: на рекламу (ФОС) в прессе — 30%, на печатную рекламу (проспекты, каталоги и т.д.) — 15, на выставки и ярмарки — 15, на прямую рекламу — 10; на сувениры, приемы и другие мероприятия СТИС — 7,5, на поездки агентов (дилеров) для знакомства с предприятием-экспортером — 7,5, на отношения с общественностью — 7,5 и на непредвиденные расходы — 7,5%. В зависимости от товара, рынка и других обстоятельств структура расходов может меняться.
Выбор канала распространения
рекламы требует расчетов и соответствующей
информационной базы, которую надо
неустанно создавать и
Ниже рассматриваются
основные средства распространения
рекламы. Реклама в прессе получила
широкое распространение и по
объему затрат уступает лишь рекламе
по телевидению. Так в США в 1991
г. на прессу приходилось 22,7% от всех расходов
на рекламу в СМИ. Газеты и журналы
достигают как