Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:29, контрольная работа
Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности спроса и поведения организованных потребителей
в процессе закупки……………………………………………………….…4
2. Критерии конкурентоспособности товара. Оценка уровня
конкурентоспособности………………………………………………..…..10
Тест. Что понимается под сегментацией рынка?........................................15
Заключение……………………….………………………………………....16
Список литературы……………………………………………....................17
5. Запрашивание предложений. Далее предприятие запрашивает предложения от потенциальных поставщиков. Некоторые из них просто пришлют в ответ свой каталог или представителя. Если товар сложный и дорогой, то потребуются подробные письменные предложения от каждого потенциального поставщика и проведение ими официальных презентаций.
6. Выбор поставщика. Закупочная комиссия изучает предложения и выбирает поставщика. Оцениваются различные характеристики с ранжированием их по степени относительной значимости. Например: а) наличие службы техпомощи; быстрота реакции на нужды клиентов; оперативность поставок; качество товара; репутация поставщика; цена товара; полнота товарного ассортимента; квалификация представителей; предоставление кредита; личные отношения.
7. Разработка процедуры выдачи заказа. Сделав выбор поставщика, агент по закупкам составляет заказ на закупку товара. В заказе он указывает технические характеристики товара, его необходимое количество, сроки поставки, условия возврата, гарантии. В отношении сложных изделий в рамках контракта устанавливается долговременное сотрудничество, при котором поставщик обязуется осуществлять обслуживание и повторную поставку по мере необходимости и по согласованным ценам.
8. Оценка работы поставщика. Критерием оценки выступает степень удовлетворенности запросов внутрифирменных пользователей.
Второй разновидностью рынка организаций является рынок промежуточных продавцов - совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Посредник должен сделать выбор, у каких поставщиков, по каким ценам и на каких условиях следует закупить товар. Помимо этого, ему предстоит принять решение о том, каким именно товарным ассортиментом он будет заниматься. Это - самое важное решение, ибо оно определяет положение промежуточного продавца на рынке.
Процесс принятия решений о закупках аналогичен соответствующему процессу на рынке товаров промышленного назначения.
Третьей разновидностью рынка организаций является рынок государственных учреждений, который составляют организации федерального правительства, правительства регионов, местные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для выполнения их властных функций. Государственные закупки включают разнообразные товары и услуги, которые необходимы для достижения стоящих перед страной целей. Закупают бомбардировщики, образовательные услуги университетов, мебель, одежду, автомобили, горючее. Федеральное правительство расходует деньги на цели образования, оборону, освоение природных ресурсов и космические исследования. При государственных закупках отдается предпочтение продавцам, которые предлагают товары и услуги, удовлетворяющие объявленным требованиям, по самым низким ценам.
Отличительной особенностью является то, что за закупками внимательно следят бюджетные органы. Один из наблюдателей — Государственная Дума. Поскольку решения о затратах подвергаются контролю со стороны контрольно-ревизионных органов, бюджетным организациям приходится перед одобрением закупок подготовить множество документов.
2. Критерии конкурентоспособности товара. Оценка уровня конкурентоспособности.
Приобретаемый товар должен обладать
определенными технико-
Основные критерии конкурентоспособности товара:
Цена товара должна быть соотнесена с уровнем цен, установленных основными конкурентами. Цены должны быть дифференцированы в зависимости от соотношения спроса и предложения. Введение системы скидок на товары делает их более привлекательными для потребителей.
Качество товара должно удовлетворять технико-эксплуатационным характеристикам товара, обеспечивая надежность и удобство его эксплуатации. Важными характеристиками качества товара являются также его дизайн и экономичность.
Сервисное обслуживание - это прежде всего качество поставки, уровень торгового и технического обслуживания, наличие центров технического обслуживания и достаточного количества запасных частей, узлов и деталей.
Маркетинговое обслуживание предусматривает маркетинговую логистику по выбору каналов товародвижения, видов транспорта, оптимальных сроков поставок с минимальными издержками обращения, эффективность рекламных мероприятий, разработанность брендинга, уровень гарантийного обслуживания до и после покупки товара.
Показатели
Качественные показатели конкурентоспособности товара характеризуют его свойства и характеристики, которые удовлетворяют конкурентную потребность. Понятие «качество» включает в себя совокупность многих свойств, которые могут проявляться при создании и эксплуатации товара: материалоемкость, энергоемкость, производительность, мощность, надежность, безопасность, расход материалов и др.
Рис.1. Группировка показателей конкурентоспособности товара
Качественные показатели делятся на классификационные и оценочные. Классификационные показатели раскрывают назначение товара, область его применения, условия его использования. Оценочные показатели характеризуют такие свойства товара, которые используются для анализа соответствия его параметров техническим требованиям и стандартам. Консументные оценочные показатели характеризуют соответствие товара конкретным потребностям покупателей в процессе его использования. Среди оценочных показателей выделяют нормативно-производственные, которые определяют выполнение основных функций, универсальность их применения.
Стоимостные показатели конкурентоспособности товара включают в себя затраты на приобретение и эксплуатацию товаров. Цена потребления при этом складывается из рыночной цены и расходов на эксплуатацию.
Приобретая товар, покупатель значительное внимание уделяет расходам на эксплуатацию, так как они во много раз превосходят рыночную цену товара. Так, при покупке автомобиля немаловажным фактором являются расходы на его эксплуатацию (расход топлива, стоимость ремонта, включая запасные части, и т.д.). Так, рыночная цена автомобиля составляет лишь 15-20% от общих расходов на эксплуатацию. Это свидетельствует о том, что при определении уровня конкурентоспособности следует учитывать затраты на приобретение и эксплуатацию товара.
Следует также отметить, что цена товара не полностью отражает единовременные затраты на приобретение товара, поскольку в этом случае не учитываются расходы на транспортировку товара от места его покупки до места его установки или эксплуатации. С учетом этого единовременные затраты на приобретение складываются из цены товара, затрат на транспортировку, хранение, стоимости технической информации, затрат на установку, монтаж и доведение товара до степени его готовности к работе.
В ряде случаев при создании благоприятных условий реализации товара некоторые фирмы включают в цену товара все дополнительные расходы, чтобы достигнуть высокого уровня сервиса до и после приобретения товара. Эти затраты компенсируются дополнительной прибылью, которую получают за счет увеличения объемов продаж.
Маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, поскольку включают расходы на обеспечение известности товара, его марки, привлечение поставщиков и посредников, а также создание имиджа товара.
Конкурентоспособность товара является относительным показателем, который выявляет отличие данного товара от товара-конкурента и не тождествен показателю уровня качества товара.
Главная цель определения уровня конкурентоспособности товара -обеспечение его привлекательности на рынке, установление преимуществ по сравнению с товаром-конкурентом, что способствует выходу товара на национальный и международный рынки.
Маркетолог должен воспринимать конкуренцию как соперничество между субъектами рынка, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Конечная цель такого соперничества — достижение максимальной прибыли за счет продажи конкурентоспособного товара и завоевания потребительских предпочтений. В целях поддержания конкурентного преимущества фирма должна осуществлять текущий контроль, предлагать рынку товары, соответствующие потребительскому спросу.
Оценка уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товаров тесно
связана с
1) Анализ рынка - изучение потребностей потенциальных покупателей и конкурентов;
2) Формирование рыночных
3) Выбор базы сравнения показателей;
4) Выбор вида моделей оценочного класса;
5) Оценка товаров по единичным
и интегральным показателям
6) Вывод об уровне
Результатом изучения рынка с точки зрения оценки конкурентоспособности товара является сбор и систематизация информации о состоянии и динамике взаимодействия потребностей в товаре. Каждая потребность характеризуется набором определенных параметров, о содержании и величине которых покупатель заявляет на рынке в виде требований к товару.
Оценивать конкурентоспособность товаров можно, используя следующие методы и способы:
Оценка
конкурентоспособности с
В данном случае товар сравнивается с уже существующим на рынке и пользующимся спросом. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представительным для данного рынка, иметь наибольшее число покупательских предпочтений.
Оценка конкурентоспособности товаров по базе суждений;
потребителей: потребители оценивают товары с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. Другой вариант этого метода - измерение степени удовлетворения потребностей. При этом выясняется, какая величина характеристики ожидается потребителями и какая величина была воспринята в реальности. По этим данным строят два профиля продукта.
Тест.
Что понимается под сегментацией рынка?
А. Классификация потребителей на группы по каким-либо признакам.
Б. Выбор каналов распределения.
В. Определение средств маркетинговых коммуникаций.
Г. Удовлетворение нужд потребителей.
Правильный ответ под буквой «А»: классификация потребителей на группы по каким-либо признакам, так как это следует из определения сегментирования рынка ( это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассматривать поведение потребителя можно как общественные отношения и процесс по поводу потребления, производства и распределения общественных благ, особого рода социальный институт общества со своими нормами и ценностями, процесс функционирования рыночных субъектов и системы, учитывающей деятельность предприятия, связи с внешним окружением, реакцию на них, и обратную связь с целями и результатами деятельности предприятия.
С одной стороны организованный потребитель, это субъект рыночных отношений, вынужденный подчиняться законам и принципам рынка по поводу спроса – предложения. С другой стороны, он является целью и продуктом менеджмента и маркетинга, поскольку включает в себя все элементы, составляющие объем знания этой дисциплины. С третьей стороны – одна из форм потребителей, действия и поступки которых еще надо продолжать изучать, оценивать, классифицировать. Четвертая сторона остается для управления персоналом, с помощью и по воле которого, в соответствии с потребностями, интересами, ожиданиями и предпочтениями которого осуществляются все действия и поступки по поводу потребления.
Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на конкурентном рынке. Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей — тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Оценка конкурентоспособности товара базируется на комплексном исследование рынка методами современного маркетинга, что позволяет правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке. Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.