Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:00, контрольная работа
Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу и выбор целевых сегментов рынка.
Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).
Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу и выбор целевых сегментов рынка.
Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).
Сегментации рынка осуществляется по критериям и признакам.
Критерий – это способ оценки выбора фирмой того или иного сегмента.
Критерии сегментации рынка:
1. Емкость сегмента, т. е. сколько товаров (услуг), какой стоимостью может быть продано на данном сегменте, а следовательно, сколько потенциальных потребителей может быть обслужено; на основе этого фирма определяет необходимые производственные мощности.
2. Доступность сегмента, т. е. получение фирмы каналов распространения и сбыта продукции, а также условия транспортировки продукции на данном сегменте.
3. Существенность сегмента,
т. е. насколько устойчив
4.Прибыльность.
5. Защищенность от конкуренции, т. е. насколько совместим сегмент рынка с рынком основных конкурентов; возможность оценить сильные и слабые стороны «соперников».
6. Опыт персонала фирмы.
7. Доступность СМИ.
8. Влияние структуры коммерческой деятельности.
9. Юридические аспекты.
10. Демографические характеристики.
11. Стиль жизни.
12. Отношение потребителей к данной торговой марке.
13. Ожидаемый риск.
14. Важность покупки.
15. Географические, т. е. урбанизация, рельеф, климат.
16. Демографические.
17. Экономические (имущественные).
18. Социальные.
19. Культурные.
20. Психологические и др.
Сегментирование потребительского и делового рынков
Ввиду различий, свойственных потребительскому и деловому рынкам, специалисты по маркетингу не могут полагаться на одни и те же критерии при их сегментировании. Для сегментирования потребительского рынка за основу берется одна группа переменных, для сегментирования рынка организаций — другая.
Спектр возможностей для получения прибыли расширяет маркетинговое сегментирование. Рынок состоит из потребителей, имеющих схожие потребности, но совокупность покупателей никогда не бывает однородной. Они различаются по своим желаниям, сумме денег, которую они готовы заплатить за товар, требуемому его количеству, источнику получения информации о товаре. Именно поэтому производителям целесообразно делить рынок на сегменты, а затем выбрать один или несколько для освоения.
Рыночный сегмент - это группа потребителей, имеющих особые, существенно важные для разработки стратегии маркетинга характеристики. На большинстве рынков необходимость в разработке предложений применительно к конкретным сегментам очевидна, поскольку одна разновидность товара не способна удовлетворить запросы всех потребителей. Так все люди имеют детей и понимают важность ухода за ними для обеспечения их здоровья, но при этом они отличаются по доходу, культуре, месту проживания. Выделение однородных потребительских сегментов обеспечивает более эффективное взаимодействие с ними.
Как научиться разделять рынок на сегменты с целью последующей разработки стратегий применительно к каждой группе потребителей? Сегментирование является скорее искусством, чем наукой, потребителей. Потребности – основная переменная. Основная проблема заключается в выборе правильных переменных для сегментирования. Обычно в качестве переменных используются потребности и особенности сегментирования рынка. Поставщик стремится выделить сегмент, объединяющий потребителей, имеющих схожие потребности, т.е. ищущих подобные блага, а значит, одинаково воспринимающих маркетинговое предложение и стратегию компании.
Сегментирование потребительского рынка.
Сегментирование начинается с маркетингового исследования, которое на первом этапе включает неформальный опрос потребителей и обсуждение в группах с целью выяснения важных для потребителя благ и потребностей. Затем составляется формальная анкета с целью опроса большого количества респондентов для количественной оценки различий. Задача последнего этапа - выявить связи между различиями в потребностях и особенностями или характеристиками потребителей. Анкетирование позволяет собрать такой материал по искомым благам и характеристикам потребителей.
Ко второй группе переменных относятся особенности потребителей: характеристики покупателей, которые маркетолог может описать или численно оценить:
· Географические:
- регион;
- город или сельская местность.
· Демографические:
- возраст, пол, размер семьи;
- уровень дохода, род занятий, образование;
- религия, раса, национальность.
· Психографические:
- социальный класс;
- образ жизни;
- особенности личности.
· Поведенческие:
-
интенсивность потребления
-
степень лояльности торговой
марке: отсутствует, средняя,
-
повод для совершения покупки:
обыденная покупка, особое
Основные переменные сегментирования дополняют друг друга. Рынки потребительских товаров различаются по набору переменных. Эффективное сегментирование - это не только разделение потребителей на группы в зависимости от их потребностей. Дальнейшие возможности связаны с пониманием особенностей единицы, принимающей решение о целесообразности покупки. Информация о том, кто именно принимает решение о целесообразности совершения покупки имеет для производителя жизненно важное значение.
Сегментирование деловых рынков.
Принципы сегментирования
деловых и потребительских
1. отрасль, в которой работают конечные пользователи.
2. тип организации (государственное, частное).
3. Размер организации (национальная, международная, мелкая, крупная)
4. Географическое расположение (регион, город, село)
5. Объем приобретаемых услуг
6. Статус пользователя (высокая или низкая частота потребления)
7. Организация
снабжения (централизованная
Проведенные исследования делят покупателей на деловых рынках на:
· Чувствительных
к цене, которым важны издержки,
связанные с приобретением
· Ориентированных
на уровень обслуживания. Они желают
получить товар точно в срок с
отличными эксплуатационными
· Ориентированные на долгосрочное сотрудничество. Высоко ценят отношения с поставщиком, позволяющие найти новые способы более эффективного применения товаров и технологий.
Человек ежедневно находится в атмосфере множества товарных предложений, проходя мимо витрин, в гипермаркете, в аптеке, магазинах одежды и обуви — товары окружают его везде. Так почему же в одном месте он совершит одну покупку, в другом две, а в третьем сильно задумается? Постараемся объяснить, какие же факторы способствуют принятию решения, что ценят и на что обращают внимание потребители.
Выделим основные
характеристики товаров,
- качество;
- надежность;
- доступная стоимость товара;
- наличие выбора, т.е. ассортимент;
- бонусы, скидки, распродажи и т.д.;
- удобство расположения товаров и планировка магазина;
- условия и сроки доставки продукта;
- удобство расположения магазина;
- удобство графика работы;
- виды систем оплаты;
- качество обслуживания и скорость;
- дополнительный сервис;
- престиж производителя, бренда, марки;
- послепродажное обслуживание;
- внешний вид и уровень коммуникационных навыков продавцов;
- дизайн, фирменный стиль, оформление витрин;
- предоставление необходимой информации о товарах. Стоит заметить, что покупатели относятся к той или иной категории потребителей, каждая из которой ценит и ставит на первое место совершенно разные характеристики товара или магазина. Все это говорит о том, что потребности населения очень и очень разные. Обусловлено это рядом факторов (географическое положение, диктующее свои традиции, климатические условия, различные культурные ценности, экономическое положение, род занятий, окружение людей, а также образование, тип личности, восприятие, убеждения и т.д.). Обобщенно можно сказать, что традиционно наиболее важными для населений всех регионов были и остаются стоимость, качество и в последнее время выделяется также уровень обслуживания.
Конкретизируя, мы можем выделить основные факторы, оказывающие прямое влияние на приобретение товаров и услуг, к ним относятся:
1) социальные факторы;
2) факторы, присущие конкретной личности;
3) факторы культурного влияния;
4) психологические факторы.
Разберем несколько подробнее
каждый из данных факторов. Первый в
очереди — фактор социального
характера. Основное влияние оказывают
люди, окружающие человека (родственники,
друзья, коллеги и т.д.). Именно к
ним мы обращаемся за советом при
возникающих у нас сомнениях.
Например, при выборе одежды часто
наблюдается картина, когда покупатель,
сомневаясь, придет еще раз примерить
тот или иной вариант, но уже с
кем-либо, с человеком, мнению которого
он доверяет и прислушивается. Таким
образом, если ему скажут «...да, это
замечательно на тебе сидит и скрывает
твои недостатки... » или подчеркнут
качества вещи с положительной стороны,
например, «...эта вещь универсальна...
она ко всему подходит... » и
т.д., даже если покупатель и без того
сам знает это, он ждал услышать мнение
человека, который по его ощущениям
плохого не посоветует. Если слова
действуют убедительно с
Подражание может
быть не только реально
Семья является важным аспектом,
оказывающим влияние на совершение
покупки, предметом изучения многих
деятелей рынка. Именно в семье мы
получаем самые первые представления
о положительных и