Введение
После перехода к рыночной
экономике в России начал формироваться
и рынок образовательных услуг.
Вместе с развитием в стране
обучающих структур и технологий
происходит и эволюция маркетинга
как вида человеческой деятельности,
направленной на удовлетворение нужд,
потребностей и запросов людей в данной
сфере. Несмотря на то, что некоторые авторы
полагают, что этот рынок существовал
и в советскую эпоху, и даже выделяют в
нем некоторые элементы маркетинга, все-таки
говорить о системе подготовки и распределения
специалистов в условиях командно-административной
системы СССР как о рынке, конечно, нельзя.
Особое значение имеет сектор услуг по
предоставлению возможности получения
высшего образования. Хотя на рынке образовательных
услуг можно получить среднее профессиональное
образование, пройти переподготовку или
дополнительные курсы, все-таки, большинство
авторов, рассматривая сферу образовательных
услуг, обращают свое внимание, в первую
очередь, на высшие учебные заведения.
Данная работа также посвящена изучению
этого сегмента рынка.
Развитие рыночных отношений
в России обусловило тот факт,
что образование из бесплатной
привилегии, оплачиваемой государством,
превратилось в товар, а точнее
услугу нематериального характера.
За достаточно короткий промежуток
времени в России сложился
рынок образовательных услуг,
предложение которых за последние
5 - 7 лет сделало колоссальный
скачок. Во многих случаях предложение
даже превышает спрос. Вместе
с тем, если инструменты маркетинга
уже достаточно продолжительное
время применяются в бизнесе,
экономике, рекламе, то образование
и коммерция еще недавно воспринимались
общественным мнением как антагонистические
понятия. Поэтому в сфере образования
маркетинговые и рыночные инструменты
управления используются в недостаточной
степени. Однако проблема актуальности
применения маркетинга в области
образования вызывает огромный
интерес. Реальная жизненная практика,
опыт деятельности процветающих
образовательных учреждений наглядно
демонстрируют, что надежным залогом
успешной деятельности образовательного
учреждения в условиях рынка
является использование маркетингового
подхода в управлении своей
деятельностью, в частности сбытом
и продвижением услуг.
Актуальность данной курсовой
работы - рассмотреть сущность
понятия «образовательная услуга»,
ее специфические особенности,
отличия от других видов услуг,
классификацию, а также особенности
продвижения образовательных услуг
на рынке.
Цель данной работы выявить
и определить сущность, классификацию
и особенности продвижения маркетинга
образовательных услуг в период
развития современной экономики.
Основные задачи курсовой работы:
- создание комплексного
представления об особенностях
маркетинговой деятельности образовательного
учреждения;
- формирование навыков
анализа ситуации на рынке
образовательных услуг различных
ступеней образования;
- формирование умений
принятия решений с учетом
состояния окружающей маркетинговой
среды образовательного учреждения;
- формулировка и внедрение
маркетинговых стратегий в области
продвижения образовательного учреждения.
- Понятие
об образовательной услуге.
Прежде чем дать определение
термину «образовательная услуга»
кратко обозначим сущности понятий
«услуга» и «образование».
Ф. Котлер предлагает следующее
определение: «Услуга - любое мероприятие
или выгода, которые одна сторона
может предложить другой и
которые в основном неосязаемы
и не приводят к завладению
чем-либо». Согласно классической
теории маркетинга, услугам присущ
ряд специфических характеристик,
отличающих их от товара и
которые необходимо учитывать при
разработке маркетинговых программ. Эти
характеристики следующие:
- неосязаемость. Услуги невозможно
увидеть, попробовать на вкус, услышать
или понюхать до момента приобретения;
- неотделимость от
источника. Услуга неотделима
от своего источника, ее осуществление
возможно только в присутствии
производителя;
- непостоянство качества.
Качество услуг колеблется в
широких пределах в зависимости
от их производителей, а также
от времени и места их оказания;
- несохраняемость. Услугу
невозможно хранить для последующей
продажи или использования.
По определению, принятому 20-ой
сессией Генеральной конференции
ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс
и результат совершенствования способностей
и поведения личности, при котором она
достигает социальной зрелости и индивидуального
роста. В Законе Российской Федерации
«Об образовании» дается следующее определение
образования - «целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов)» . В то же время образование как
отрасль представляет собой «совокупность
учреждений, организаций и предприятий,
осуществляющих преимущественно образовательную
деятельность, направленную на
1удовлетворение многообразных потребностей
населения в образовательных услугах,
на воспроизводство и развитие кадрового
потенциала общества». Главной целью образования
как педагогического процесса, его миссией
является приращение ценности человека
как личности, работника, гражданина.
Анализ отечественной литературы
и периодики показал, что среди
исследователей, изучающих данную
проблему, единое мнение по поводу
того, что же считать образовательной
услугой, отсутствует. В связи
с этим постараюсь выделить
лишь основные подходы.
Наиболее распространенный из
них под образовательными услугами
понимает «систему знаний, информации,
умений и навыков, которые используются
в целях удовлетворения многоликих
потребностей человека, общества
и государства».
Согласно другому подходу услуга
образования в процессе потребления
трансформируется в рабочую силу,
качество которой зависит не
только от совокупности потребленных
образовательных услуг, но и
от количества и качества личного
труда, затраченных в процессе
потребления этих услуг, личных
способностей, степени их реализации
и других субъективных факторов.
Поэтому в рамках этого подхода
следует отличать совокупность
знаний, умений, навыков, которая
является продуктом совместного
труда преподавателя и обучающегося,
от образовательных услуг, потребленных
обучающимся, которые суть продукт
труда преподавателей. Таким образом,
«именно образовательные услуги
(т.е. совокупность труда преподавателей),
а не знания, умения, навыки, как
это часто утверждается в литературе,
могут рассматриваться как товарная
продукция учебного заведения».
Еще более конкретизирует приведенное
выше положение А.В. Сагинова,
которая, ссылаясь на определение
товара в теории маркетинга (все,
что может удовлетворить потребность
и предлагается рынку с целью
2приобретения, потребления, использования
или привлечения внимания), продуктом
любого образовательного учреждения называет
образовательную программу, которая разрабатывается
вузом для того, чтобы удовлетворить потребность
в образовании, профессиональной подготовке,
обучении или переподготовке, - т.е. достижении
определенного социального эффекта (изменение
образовательного или профессионального
уровня). Автор объясняет свое мнение следующим
образом: «Вуз, не имеющий специалистов
по информационным технологиям и оборудованных
компьютерных классов, не может предлагать
образовательные программы по этому направлению.
Однако, даже располагая указанными ресурсами,
вуз не предлагает своим клиентам разрозненные
лекции или практические занятия, а выходит
на рынок с образовательной программой
по данной специальности, включающей определенное
содержание, организацию учебного процесса,
систему управления этим процессом и систему
его методического, материального и кадрового
обеспечения».
Таким образом, можно заключить,
что образовательная программа
- это комплекс образовательных
услуг, нацеленный на изменение
образовательного уровня или
профессиональной подготовки потребителя
и обеспеченный соответствующими ресурсами
образовательной организации.
Интересна и актуальна
позиция Скрипака Е.И., который считает,
что «экономическая категория «образовательные
услуги», которая включает в себя
условие, желание, основу и ответственность
за их производство и потребление
экономическими субъектами (домохозяйствами,
фирмой, государством) подменяется
более узким понятием «платные образовательные
услуги». Это положение он объясняет
спецификой современных российских
условий: отсутствие сформированных полноценных
субъектов инвестирования в человеческий
капитал, механизмов реализации экономической
ответственности за его формирование
и накопление, сокращение бюджетных
расходов на образование без пересмотра
социальных обязательств государства,
отсутствие полноценного финансового
рынка и механизмов кредитования
и т.д.
Рассмотрим специфику образовательных
услуг, которая проявляется и
в традиционных (перечисленных ранее)
характеристиках услуг и в
чертах, присущих только образовательным
услугам.
Сначала рассмотрим, каким образом
особенности услуг как таковых
проявляются в образовании. Поскольку услуги
не материальны и не осязаемы, маркетинг
рекомендует продавцам формализовать
наиболее значимые для покупателя параметры
услуги и представить их по возможности
наглядно. В образовании этим целям служат:
образовательные стандарты учебные планы
и программы, информация о методах, формах
и условиях обучения, сертификаты, лицензии,
дипломы.
Свойство неотделимости от источника
в отношении образовательной
услуги означает, что в результате
купли-продажи такой услуги продавец
теряет право собственности на
свой специфический товар, но
покупатель такого права не
приобретает: «сам этот товар
«исчезает», поскольку потребляется
в тот же момент, что и производится
и передается». В то же время,
любая замена преподавателя может
изменить процесс и результат
оказания образовательной услуги,
а следовательно, и спрос. Кроме
того, особенность именно образовательных
услуг проявляется в том, что
начало их потребления происходит
одновременно с началом их
оказания.
Непостоянство качества в отношении
образовательных услуг помимо
неотделимости от исполнителя
и невозможности установления
жестких стандартов на процесс
и результат оказания услуги
имеет еще одну причину - «изменчивость
«исходного материала».
Свойство несохраняемости
образовательных услуг проявляет
себя двояко. С одной стороны, «невозможно
заготовить услуги в полном объеме
заранее и складировать их как
материальный товар в ожидании повышения
спроса» , 3т.е. образовательные
услуги (как и всякие другие нематериальные
блага) не могут накапливаться ни у продавца
(преподавателя), ни у потребителя (обучающегося),
не могут им и перепродаваться. Вместе
с тем, эта черта образовательных услуг
выглядит «смягченной», поскольку некоторая
учебная информация может быть частично
подготовлена и зафиксирована на материальных
носителях (например, книгах, кассетах).
Другой стороной несохраняемости образовательных
услуг является естественное для человека
забывание полученной информации, а также
устаревание знаний, к которому приводят
научно-технический и социальный прогрессы.
Теперь проанализируем отличительные
черты образовательных услуг,
присущие только им.
1. Специфика образовательных услуг
заключается в том, что, по
мнению многих исследователей, они
относятся к категории «общественных
благ (товаров)». Напомним, что общественными
благами называются товары, работы
и услуги, призванные удовлетворять
коллективные потребности, которые
невозможно измерить в денежной
форме и которые в связи
с этим не может дать рынок. К характерным
чертам общественных благ относятся:
- коллективное потребление;
- невозможность исключения
из потребления; предложение обеспечивается
государством;
- индивидуальное потребление
общественного товара не несет
ущерба интересам других потребителей,
т.е. объемы индивидуального потребления
равны между собой и равны
совокупному предложению.
Предоставление общественных благ,
а, следовательно, оплату и
ответственность за их производство
берет на себя государство.
Но все же большинство специалистов
относят данные услуги к категории
«квазиобщественное благо». Например,
С. Фишер подчеркивает, что забота
государства о потреблении насущных
благ не исключает сотрудничества
со сферой бизнеса. Дж. Стиглиц
относит часть образовательных
услуг (начальное, среднее образование)
к общественным, а другую часть
(высшее, послевузовское, профессиональное)
к квазиобщественным благам .
Другими словами, структура продукции
современной образовательной системы
неоднородна и включает, по крайней
мере, две неравные по объему
части:
- общественный товар,
предоставляемый основной частью
образовательных учреждений;